Женщина–менеджер: социально-экономические и психологические проблемы становления и адаптации в новых экономических условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 05:07, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент вырос как отдельная наука в 20 веке. Профессиональный менеджер, как и профессионал в любой другой области, понимает определенные принципы, выполняет определенные задачи и поддерживает определенные планки стандартов. Как любой профессионал, менеджер должен обладать рядом психологических характеристик и личностных черт, соответствующих его деятельности. Лишь при условии присутствия у него определенных личностных черт, качеств, способствующих успешности его социальных взаимодействий, менеджер может соответствовать стандартам профессиональной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ
ЖЕНЩИНА–РУКОВОДИТЕЛЬ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ИМИДЖ
ДЕЛОВОЙ КОДЕКС
ЖЕНЩИНЫ В РАМКАХ СЛУЖЕБНОГО ЭТИКЕТА
ЖЕНЩИНА-МЕНЕДЖЕР В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
КАК СТАНОВЯТСЯ РУКОВОДИТЕЛЕМ
МОТИВАЦИИ ЖЕНЩИН-МЕНЕДЖЕРОВ
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И АДАПТАЦИИ В КОЛЛЕКТИВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

материал для курсовой.docx

— 69.71 Кб (Скачать)

Известно, что деловой костюм, состоящий из юбки и пиджака, чаще предназначается для мероприятий первой половины дня. Брюки и пиджак хороши вечером.

Черный деловой костюм хорош либо для вечерних деловых встреч, либо для официальных публичных выступлений.

 

 

ДЕЛОВОЙ КОДЕКС

 

Как известно, люди формируют свое мнение о человеке уже в течение первых секунд, просто бросив взгляд – даже до того, как он откроет рот и произнесет первое слово. Организовывает ли он деловую презентацию, встречу с клиентом или партнером, выступает ли или общается с коллегами по работе – в любом варианте очень важно, какое впечатление он производит. Если внешность привлекательна, то человек может уже с самого начала привлечь к себе внимание клиентов, и точно также можно оттолкнуть от себя человека, если внешний вид неуместен.

Но просто иметь соответствующий внешний вид еще не самое главное. Необходимо, чтобы сам человек чувствовал себя комфортно, и чтобы уверенность передавалась клиентам.

Необходимо потратить усилия, чтобы повысить собственную самооценку, человек сам должен получать удовольствие от своего внешнего облика. Неважно, предприниматель, политик или менеджер – в любом случае тон всему предстоящему рабочему дню человек задает во время утреннего ритуала и выбора одежды из гардероба. Положительные эмоции могут стать тем «подъемным краном», который поможет действовать успешно. Отрицательные «подавят», запустив цикл сомнений, которые скорей всего приведут к неудаче. Менеджер, по роду своей деятельности вынужденный быть на виду, обязан в любой ситуации двигаться грациозно и с достоинством, сохраняя полную уверенность в себе. И тем более, если этот менеджер - женщина! Она всегда должна чувствовать себя великолепно одетой и не сомневаться в том, что ее подготовка находится на должном, высоком уровне.

Женщины – менеджеры могут одеваться консервативно, но просто, и при этом использовать мелкие детали, которые способны ненавязчиво подчеркнуть ее индивидуальность. Например, шарфик или дорогие аксессуары способны добавить яркий штрих к любому строгому, консервативному гардеробу. Если человек уверен в том, что его одежда работает на него и соответствует его образу, то он может совершенно забыть о ней, сосредоточившись только на своей работе.

В деловой сфере существуют три стиля одежды.

Первый – консервативный: этот стиль придает авторитет и подчеркивает компетентность. Он поможет подчеркнуть классический костюм, сшитый с учетом строгих правил. Сочетание классического костюма с хорошими манерами поведения будет высоко оценено, особенно при первой встрече, причем эта оценка распространится на личность в целом. Аксессуары здесь должны быть комплектные и находиться в гармонии с костюмом. Для женщин подойдут хорошие золотые или серебряные часы, серьги классической формы. Макияж легкий, но не всегда обязателен, если конечно в этот день нет совещаний или встреч с клиентами. Обувь на среднем или низком каблуке, юбка длиной до уровня колена.

Второй стиль – для взаимодействия. Данный стиль призван, как можно быстрее, вызвать расположение. Чтобы соответствовать стилю взаимодействия, одежда должна содержать некоторый творческий потенциал обладателя и указывать на то, что он занимает солидную должность в фирме. Она не должна радикально отличаться от классического костюма. Женщины могут выбрать либо эффектную блузку или жакет, либо дорогой и элегантный материал. Брюки допустимы только в элегантном брючном костюме. Обязателен легкий макияж и ни в коем случае аксессуары не должны первыми бросаться в глаза.

Чтобы показать наличие творческого потенциала, характерного для таких сфер деятельности, как мода, шоу-бизнес, реклама или дизайн, нужно воспользоваться третьим, творческим стилем.

Деловой человек должен всегда идти в ногу с модой, стараться выглядеть лучше. В этом стиле подойдут экстравагантность и авангард, новинки моды.

Цвет – лучший способ выразить себя. Но, главное, не переборщить, – порой маленькое яркое пятно в ансамбле лучше, чем ядовито-неоновый костюм. Женщины могут сделать акцент на необычном свитере или модном жакете или использовать в своем ансамбле приближенные к классическим формы брюк.

Неформальная одежда творческого стиля, конечно, выделяет из толпы, но совершенно неприемлема для серьезного бизнеса.

Итак, получается, что:

Консервативный стиль вызывает уважение, контролирует, но держит дистанцию.

Стиль взаимодействия уменьшает дистанцию, но уменьшает и вашу значимость.

Творческий стиль не годится для серьезного бизнеса.

И еще, вечерняя одежда может прекрасно сочетать как понятие «влияние», так и «установление отношений». При подборе одежды строго необходимо следовать следующим правилам:

1. Все, что человек носит, позволяет с большой долей достоверности говорить о нем, даже если он об этом не догадывается.

2. Внешний вид должен обязательно отражать статус в мире бизнеса или положения на работе.

3. В каждой фирме или компании есть свой фирменный стиль одежды, который в обязательном порядке ожидают.

4. Когда сложно понять, чего ждут от внешнего вида человека, не нужно бояться спрашивать.

Как показывают психологические исследования, качество одежды могут распознавать даже дети, оно всегда и везде узнаваемо. Поэтому попытка сэкономить на себе в одежде приведет лишь к тому, что на человеке попытаются сэкономить все остальные. При подборе одежды нужно избегать ярко выраженного авангарда и экстравагантности. Сначала необходимо подумать над некоторыми вопросами: «Буду ли я работать один или с клиентами», «Какой мой статус и тип внешности?», «Какая одежда больше подходит к культуре моей работы?». И только ответив на эти вопросы, отправляться за покупками.

ЖЕНЩИНЫ В РАМКАХ СЛУЖЕБНОГО ЭТИКЕТА

Женщины работают во всех сферах деловой жизни, на всех ступенях иерархической лестницы. Как при этом соблюдаются правила этикета, в том числе в отношениях между мужчинами и женщинами? В этикете ведущими являются три фактора: пол, возраст и социальный статус участников общения. Однако деловые отношения имеют свои законы.

Отношения между начальниками и подчиненными — "служебная вертикаль" — строятся на приоритете должностного ранга в сравнении с другими признаками. Процесс общения протекает по классической модели: начальник находится в положении "сверху", подчиненный — в пристройке "снизу". Модель определяет выбор стратегии, тактики, этикетных норм общения.

Отношения между коллегами строятся "на равных". Эти нормы служебного этикета распространяются на мужчин и женщин в равной мере.

Все рабочие задания даются сотрудникам в соответствии с их должностными функциями. Каждый несет персональную ответственность за свой участок. Здесь нет скидок, поблажек и каких-то преимуществ и привилегий для женщин. Женщина и сама не должна поощрять в отношении к себе снижения требовательности, упрощения профессиональных задач. Это является карьерным риском, может привести к профессиональной деградации. Напротив, необходимо постоянно совершенствоваться, повышать на базе своих сильных сторон деловые успехи и добиваться в коллективе признания себя как специалиста высокого класса.

Служебный этикет культивирует такие правила обхождения, которые благоприятно влияют на морально-психологический и деловой климат в коллективе, способствуют эффективному разрешению конфликтных ситуаций, повышению производительности труда. И для женщин — никаких исключений: ни тех, что связаны со срочным заданием, на которое не хватает времени, ни с плохим настроением, ни неприятным разговором по телефону, нездоровьем, и ни общением с "несимпатичным" человеком.

ЖЕНЩИНА-МЕНЕДЖЕР В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ

Менеджер, ставящий перед собой задачу по улучшению производственного процесса индивида, должен учитывать мотивационное влияние, ведь главная причина в различии поведения служащих, это их разные потребности и цели. Чтобы выяснить потребности подчиненных, менеджеру следует ознакомиться с теориями мотивации, которые могут быть разделены на содержательные и процессуальные. Благодаря этим теориям, менеджеры смогут овладеть инструментом стимулирования работу служащего.

Женщины-руководители в отличие от мужчин пытаются прививать работникам чувство их незаменимости, используя для этого все возможные способы: стимулируют работников высказывать свои соображения и предложения по любому вопросу, касающемуся общего дела; проводят коллективные обсуждения целей и стратегии организации; организуют совместный отдых сотрудников за счет фирмы (что рассматривается не как затраты на воспроизводство трудовых ресурсов, а как капиталовложение в персонал, рассчитанное на долгосрочную перспективу). Женщины-менеджеры не оставляют без внимания знаменательные даты в жизни своих подчиненных, организуют неформальное общение.

В управлении персоналом женщина-руководитель больше внимания уделяет отношениям между членами коллектива, ее больше волнует сфера межличностных отношений, чем руководителя-мужчину. Женщина более тонко реагирует на морально-психологический климат в коллективе, проявляет большую чуткость в понимании душевного состояния подчиненных.

В отличие от мужчин женщины прилагают специальные усилия к тому, чтобы создать соответствующую атмосферу в организации, а мужчины в основном стараются повысить свой авторитет и усовершенствовать методы руководства подчиненными. Мужчины-руководители нацелены на перестройку сферы правил и норм; женщины-руководители – на перестройку сферы отношений.

Жизнь мужчин практически всегда ориентирована на решение проблем работы и карьеры. Для женщин подобная закономерность мотивации труда не прослеживается и, как правило, определяется социальной защищенностью женщины. Женщины воспринимают карьеру как личный рост, как самореализацию. Мужчины же понимают под карьерой престижные и перспективные должности.

Менеджер в своей работе обязательно должен оценивать результат. Это позволяет ему правильно отнестись к дельнейшим постановкам задач, избежать материальных потерь и грамотно оценить развитие потенциала подчиненных.

Если женщина-менеджер будет выполнять все выше перечисленные действия, она сможет грамотно манипулировать работниками и добиться лучшей продуктивности деятельности.

 

КАК СТАНОВЯТСЯ РУКОВОДИТЕЛЕМ

 

В разнообразном множестве случаев, связанных с выбором и становлением женщины как руководителя, можно выделить несколько типичных ситуаций. Такой подход в науке управления используется довольно часто, поскольку позволяет показать не столько как надо, а как это есть на самом деле.

Первая типичная ситуация. Чтобы работать руководителем пришлось преодолевать сопротивление мужа, родных.

На выбор профессии руководителя оказывают влияние не только личные качества женщины, какие-то жизненные обстоятельства, но и отношение в семье к этому виду деятельности. Когда в семье женщина-руководитель не находит поддержки, зачастую в таких случаях семья распадается, либо женщине приходится отказаться от карьеры.

Для женщины стать руководителем – значит, в определенной степени перестать быть матерью, женой и хозяйкой дома.

Чтобы женщине удавалось быть одновременно хорошим работником и привлекательной женщиной, ее супруг должен взять на себя определенную долю нагрузки в воспитании детей и ведении домашнем хозяйства. Нельзя лишать ее шанса самореализации в соответствии с ее собственными представлениями. Этому может прекрасно способствовать как работа, так и учеба.

Вторая типичная ситуация. Все произошло внезапно, случайно.

«Внезапных, случайных руководителей» довольно много. Узнав об этом, кое-кто сразу же начинает говорить о бессистемности при подборе кадров. Доля правды в этом есть. Принято считать, что система подбора кадров должна напоминать некий идеальный механизм, поставляющий требуемых руководителей. На самом же деле он, несмотря на те или иные организационные рамки, действует, прежде всего, по человеческим правилам, которые невозможно заменить никакими другими. Ведь и выбор руководителя – не что иное, как выражение отношения человека к человеку.

Принцип внезапности и случайности не столь уж внезапен и случаен, как может показаться на первый взгляд. Люди узнают друг друга при совместной работе, проявляют интересы, симпатии и антипатии, пользуются своими и чужими оценками качеств, черт характера, зависят от каких-то обстоятельств. Поэтому неожиданное предложение занять ту или иную должность руководителя обычно имеет свой конкретный исток и внутреннюю логику. Когда женщина становится руководителем, не исключено, что в организации нужно искать мужчину, который симпатизирует ей и является ее негласным покровителем или союзником. Для преодоления кадрового таинства на практике, особенно в последнее время, используется открытое выдвижение кандидатов в руководящий резерв на собраниях трудовых коллективов.

Момент внезапности имеет свое продолжение, связанное с тем, как фактически происходит превращение в руководителя. Пожалуй, самый трудный этап и для женщины и мужчины – начальный, где вероятен психологический надлом по каким-либо причинам. Одни нутром не воспринимают бюрократическое содержание работы – подписание бумажек, заседательскую карусель и т.п. Других просто-напросто сжимает пресс времени, его не остается ни на что, кроме служебной деятельности. Третьих не устраивает стиль общения с ними вышестоящего руководителя и т.д. Причин много, и они заставляют вынести себе приговор: «Эта профессия не для тебя, не для твоей семьи».

Бывает, что более опытный коллега отменяет приговор, помогая словом и делом. Но чувство реальности, интуиция имеют решающее значение.

Третья типичная ситуация. Стала руководителем благодаря специальной подготовке.

Руководителями не рождаются, ими становятся. Чтобы человек стал руководителем, необходима система подготовки, хотя бы и минимальная.

Женщину, решившуюся на руководство, часто спрашивают: «Зачем вам быть руководителем?», «А если у вас родится ребенок, а потом еще один или сразу двойня?», «Хватит ли у вас мужества и сил?», «Представляете ли вы себе, что дальше будет все труднее и труднее?», «Не лучше ли уступить дорогу мужчинам?», «Подумайте и еще раз подумайте» и т.д. Среди различных видов профессиональной подготовки руководителей эффективна система работы с молодыми специалистами на предприятии. Она включает освоение теоретических и практических основ руководства по определенной программе и стажировку на руководящих должностях во вспомогательных и основных цехах.

Информация о работе Женщина–менеджер: социально-экономические и психологические проблемы становления и адаптации в новых экономических условиях