Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:05, курсовая работа
Концепция безопасности коммерческого банка (кредитной организации) представляет собой научно обоснованную систему взглядов на определение основных направлений, условий и порядка практического решения задач защиты банковского дела от противоправных действий и недобросовестной конкуренции.
Под безопасностью коммерческого банка понимается состояние защищенности интересов владельцев, руководства и клиентов банка, материальных ценностей и информационных ресурсов от внутренних и внешних угроз.
В данной работе я постараюсь раскрыть некоторые аспекты безопасности персонала.
Введение........................................................................................................... 3
1. Объекты защиты………………………………….... ................................. 4
2. Персонал как объект защиты………………………….. .......................... 5
3. Организация защиты от возможных угроз................................................ 8
4. Защита инкассаторов……………………….............................................. 17
5. Обучение персонала правилам
обеспечения безопасности банка работодателя……………………………19
5.1. Организация подготовки вновь нанятых сотрудников банка……..20
5.2. Организация последующей подготовки сотрудников банка………22
5.3. Организация контроля над соблюдением персоналом
правил обеспечения безопасности и его лояльностью……………23
6. Правовые основы системы безопасности………………………………..26
7. Техническое обеспечение безопасности банка………………………….28
Вывод ............................................................................................................... 32
Список рекомендуемой литературы.............................................................. 33
- оценка общей эффективности управления обеспечением безопасности в конкретных структурных подразделениях банка;
- контроль над лояльностью конкретных сотрудников;
- выявление конкретных нарушений и их виновников.
Исходя из этого, организация данной работы осуществляется службой безопасности одновременно по нескольким направлениям.
Профилактический контроль над соблюдением правил обеспечения безопасности в трудовых коллективах банка проводится с использованием различных методов и процедур, в частности:
- плановых и внезапных проверок, в процессе которых служба безопасности проверяет соблюдения в структурных подразделениях правил работы с конфиденциальной информацией, хранения денежных и иных ценностей, а также работоспособность технических средств защиты;
- мониторинга ситуации с использованием специальных технических средств наблюдения (например, видеокамер, первоначально установленных в качестве технических средств защиты имущества и персонала);
- мониторинга ситуации силами нештатных информаторов службы безопасности из числа сотрудников соответствующих подразделений банка (подобная практика широко используется службами безопасности предприятий и органов государственного управления, хотя обычно и не рекомендуется в открытых учебных материалах).
По результатам оперативного контроля служба безопасности готовит специальные отчеты для президента банка, информационные записки на имя руководителей его структурных подразделений. При необходимости она организует проведение специальных совещаний у руководства, собраний в трудовых коллективах подразделений, готовит проекты приказов о поощрениях или взысканиях.
О необходимости оперативного контроля наглядно показывает следующий случай из жизни специалистов по безопасности. У работницы банка заболел ребенок, и ей срочно требовалась крупная сумма денег. Обычно банковские сотрудники воспринимают деньги, наличность, как рабочий инструмент, но СБ вовремя сообразила, что в своем угнетенном состоянии эта женщина начала подготовку к хищению. Что примечательно, ее не уволили. Напротив, после беседы у руководителя банка сотрудница получила льготную ссуду, и история закончилась благополучно.
Контроль личной лояльности персонала осуществляется службой безопасности в отношении сотрудников:
Обязательным условием организации такого контроля является соблюдение требований действующего законодательства, прежде всего, Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», а также конституционных гарантий неприкосновенности прав граждан.
В зависимости от цели и используемых методов контроля могут быть выявлены прямые нарушения в деятельности сотрудника, являющиеся основанием для передачи соответствующего иска в судебные или заявления в правоохранительные органы, увольнения, иных форм дисциплинарных взысканий. К числу подобных нарушений относятся подтвержденные соответствующими документами или иными материалами факты:
- проникновения в закрытые компьютерные базы данных и операционные системы с целью их копирования или проведения несанкционированных операций по счетам;
- любых попыток хищения денежных средств или материальных ценностей;
- коррупции в форме получения взяток от клиентов или партнеров банка;
- успешной вербовки сотрудника субъектами потенциальных угроз;
- склонения подчиненных к нарушению доверия работодателя;
- нарушений правил внутренней безопасности банка, в том числе и не приведших к реализации соответствующих угроз.
Кроме того, по результатам персонифицированного контроля служба безопасности может выявить факторы, определяющие сомнения в потенциальной лояльности сотрудника, например:
1. Необъяснимое объективными причинами внезапное улучшение материального положения сотрудника или контактирующих с ним родственников;
2. Не вызванные служебной необходимостью контакты с представителями субъектов потенциальных угроз (конкурирующих банков, криминальных структур, налоговой полиции и т.п.);
3. Изменение образа жизни сотрудника или появление привычек и личностных качеств, делающих его уязвимым для вербовки и шантажа;
4. Зафиксированные регулярные высказывания недовольства работодателем, служебным положением, доходами и т.п.
В этом случае, в зависимости от занимаемого сотрудником служебного положения, профессиональных качеств, отзывов руководителя, к нему могут быть применены разнообразные методы воздействия. По отношению к малоценным для банка работникам рекомендуется невозобновление трудового контракта после истечения его срока, а до этого момента постоянный контроль над их поведением. В остальных случаях с сотрудником должна быть проведена индивидуальная профилактическая работа силами непосредственного руководителя, психолога службы персонала или специалиста службы безопасности.
Результаты
Выявление уже реализованных угроз безопасности банка с участием его собственного персонала может осуществляться силами штатных специалистов службы безопасности, приглашенных сотрудников частных охранных структур, государственных правоохранительных органов. При этом используются разнообразные оперативно - следственные мероприятия.
Рассмотрим общие методические правила и ограничения, которые необходимо соблюдать при проведении этой работы:
- при проведении расследования без привлечения государственных правоохранительных органов, обязательным условием является соблюдение требований действующего законодательства, прежде всего, Закона РФ О частной детективной и охранной деятельности в РФ;
- главной организационной предпосылкой эффективной работы по расследованию фактов нелояльности собственного персонала является наличие механизма персонифицированного контроля и учета;
- при наличии такой возможности - использование материалов и результатов подобных расследований для последующего обучения сотрудников.
6. Правовые основы системы безопасности
Правовые основы безопасности коммерческого Банка определяют соответствующие положения Конституции Российской Федерации, Закон "О безопасности", федеральные законы "О Центральном Банке Российской Федерации", "О банках и банковской деятельности" и другие нормативные акты.
Правовая защита персонала Банка, материальных и экономических интересов Банка и его клиентов от преступных посягательств обеспечивается на основе норм Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, законов Российской Федерации о прокуратуре, о федеральной службе безопасности, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о частной детективной и охранной деятельности, об оружии и др.
Защиту имущественных
и иных материальных интересов и
деловой репутации Банка
Правовую основу безопасности Банка с клиентами составляют законодательные акты, регулирующие возможность применения различных способов обеспечения исполнения обязательств. Гражданский кодекс РФ позволяет применять удержание, залог, поручительство и банковскую гарантию. Наиболее надежным способом обеспечения выполнения кредитных обязательств является залог. Правовое регулирование залоговых отношений осуществляется при помощи ряда законодательных актов и норм, их которых наиболее важными являются ГК РФ (ст. 334-358), Закон РФ "О залоге" от 29.05.92 N 2872-1 (ред. от 19.07.07), Гражданский процессуальный кодекс РФ (ст. 399-405), Временное положение о согласовании залоговых сделок (утверждено распоряжением Госкомимущества РФ от 21.04.94 N 890-р), Основные положения о залоге недвижимого имущества - ипотеке (одобрено распоряжением заместителя Председателя СМ РФ от 22.12.93 N 96-рз).
Обеспечение информационной
безопасности в банковской системе
регулируется законами Российской Федерации:
"О банках и банковской деятельности", "О государственной
тайне", "Об информации, информатизации
и защите информации". Важное значение
в этом деле имеют указы Президента Российской
Федерации "О защите информационно-
При практическом
решении задач обеспечения
Существующие правовые условия обеспечения банковской безопасности в основном позволяют государственным и иным правоохранительным и охранным структурам организовывать противостояние противоправным посягательствам на банковскую безопасность в различных ее аспектах.
Успешное и
эффективное решение задач
7. Техническое обеспечение безопасности банка
Системы технического обеспечения защиты персонала банка также имеют место быть в современном кредитно – финансовом предприятии. Рассмотрим некоторые из них.
Система регулирования доступа должна предусматривать:
Система мер (режим)
сохранности ценностей и