Защита персонала банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Концепция безопасности коммерческого банка (кредитной организации) представляет собой научно обоснованную систему взглядов на определение основных направлений, условий и порядка практического решения задач защиты банковского дела от противоправных действий и недобросовестной конкуренции.
Под безопасностью коммерческого банка понимается состояние защищенности интересов владельцев, руководства и клиентов банка, материальных ценностей и информационных ресурсов от внутренних и внешних угроз.
В данной работе я постараюсь раскрыть некоторые аспекты безопасности персонала.

Содержание

Введение........................................................................................................... 3
1. Объекты защиты………………………………….... ................................. 4
2. Персонал как объект защиты………………………….. .......................... 5
3. Организация защиты от возможных угроз................................................ 8
4. Защита инкассаторов……………………….............................................. 17
5. Обучение персонала правилам
обеспечения безопасности банка работодателя……………………………19
5.1. Организация подготовки вновь нанятых сотрудников банка……..20
5.2. Организация последующей подготовки сотрудников банка………22
5.3. Организация контроля над соблюдением персоналом
правил обеспечения безопасности и его лояльностью……………23
6. Правовые основы системы безопасности………………………………..26
7. Техническое обеспечение безопасности банка………………………….28
Вывод ............................................................................................................... 32
Список рекомендуемой литературы.............................................................. 33

Работа содержит 1 файл

Курсовой_Стратегический менеджмент_ Защита персонала банка.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

- оценка общей эффективности управления обеспечением безопасности в конкретных структурных подразделениях банка;

- контроль над лояльностью конкретных сотрудников;

- выявление конкретных нарушений и их виновников.

Исходя из этого, организация  данной работы осуществляется службой безопасности одновременно по нескольким направлениям.

Профилактический контроль над соблюдением правил обеспечения безопасности в трудовых коллективах банка проводится с использованием различных методов и процедур, в частности:

- плановых и внезапных проверок, в процессе которых служба безопасности проверяет соблюдения в структурных подразделениях правил работы с конфиденциальной информацией, хранения денежных и иных ценностей, а также работоспособность технических средств защиты;

- мониторинга ситуации с использованием специальных технических средств наблюдения (например, видеокамер, первоначально установленных в качестве технических средств защиты имущества и персонала);

- мониторинга ситуации силами нештатных информаторов службы безопасности из числа сотрудников соответствующих подразделений банка (подобная практика широко используется службами безопасности предприятий и органов государственного управления, хотя обычно и не рекомендуется в открытых учебных материалах).

По результатам оперативного контроля служба безопасности готовит специальные отчеты для президента банка, информационные записки на имя руководителей его структурных подразделений. При необходимости она организует проведение специальных совещаний у руководства, собраний в трудовых коллективах подразделений, готовит проекты приказов о поощрениях или взысканиях.

О необходимости оперативного контроля наглядно показывает следующий случай из жизни специалистов по безопасности. У работницы банка заболел ребенок, и ей срочно требовалась крупная сумма денег. Обычно банковские сотрудники воспринимают деньги, наличность, как рабочий инструмент, но СБ вовремя сообразила, что в своем угнетенном состоянии эта женщина начала подготовку к хищению. Что примечательно, ее не уволили. Напротив, после беседы у руководителя банка сотрудница получила льготную ссуду, и история закончилась благополучно.

Контроль личной лояльности персонала осуществляется службой безопасности в отношении сотрудников:

  • занимающих ключевые рабочие места (кроме должности президента), беспечивающие доступ к особо конфиденциальной информации или возможность принимать решения стратегического характера;
  • привлекших внимание службы безопасности своим поведением или иными фактами, ставящими под сомнение их лояльность.

Обязательным условием организации такого контроля является соблюдение требований действующего законодательства, прежде всего, Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», а также конституционных гарантий неприкосновенности прав граждан.

В зависимости от цели и используемых методов контроля могут быть выявлены прямые нарушения в деятельности сотрудника, являющиеся основанием для передачи соответствующего иска в судебные или заявления в правоохранительные органы, увольнения, иных форм дисциплинарных взысканий. К числу подобных нарушений относятся подтвержденные соответствующими документами или иными материалами факты:

- проникновения в закрытые компьютерные базы данных и операционные системы с целью их копирования или проведения несанкционированных операций по счетам;

- любых попыток хищения денежных средств или материальных ценностей;

- коррупции в форме получения взяток от клиентов или партнеров банка;

- успешной вербовки сотрудника субъектами потенциальных угроз;

- склонения подчиненных к нарушению доверия работодателя;

- нарушений правил внутренней безопасности банка, в том числе и не приведших к реализации соответствующих угроз.

Кроме того, по результатам персонифицированного контроля служба безопасности может выявить факторы, определяющие сомнения в потенциальной лояльности сотрудника, например:

1. Необъяснимое объективными причинами внезапное улучшение материального положения сотрудника или контактирующих с ним родственников;

2. Не вызванные служебной необходимостью контакты с представителями субъектов потенциальных угроз (конкурирующих банков, криминальных структур, налоговой полиции и т.п.);

3. Изменение образа жизни сотрудника или появление привычек и личностных качеств, делающих его уязвимым для вербовки и шантажа;

4. Зафиксированные регулярные высказывания недовольства работодателем, служебным положением, доходами и т.п.

В этом случае, в зависимости  от занимаемого сотрудником служебного положения, профессиональных качеств, отзывов руководителя, к нему могут быть применены разнообразные методы воздействия. По отношению к малоценным для банка работникам рекомендуется невозобновление трудового контракта после истечения его срока, а до этого момента постоянный контроль над их поведением. В остальных случаях с сотрудником должна быть проведена индивидуальная профилактическая работа силами непосредственного руководителя, психолога службы персонала или специалиста службы безопасности.

Результаты персонифицированного контроля должны отражаться в системе специального учета самой службы безопасности и в индивидуальном досье сотрудника.

Выявление уже реализованных угроз безопасности банка с участием его собственного персонала может осуществляться силами штатных специалистов службы безопасности, приглашенных сотрудников частных охранных структур, государственных правоохранительных органов. При этом используются разнообразные оперативно - следственные мероприятия.

Рассмотрим общие методические правила и ограничения, которые необходимо соблюдать при проведении этой работы:

-   при проведении расследования без привлечения государственных правоохранительных органов, обязательным условием является соблюдение требований действующего законодательства, прежде всего, Закона РФ О частной детективной и охранной деятельности в РФ;

-   главной организационной предпосылкой эффективной работы по расследованию фактов нелояльности собственного персонала является наличие механизма персонифицированного контроля и учета;

- при наличии такой возможности - использование материалов и результатов подобных расследований для последующего обучения сотрудников.

 

 

6. Правовые основы системы безопасности

 

Правовые основы безопасности коммерческого Банка  определяют соответствующие положения  Конституции Российской Федерации, Закон "О безопасности", федеральные законы "О Центральном Банке Российской Федерации", "О банках и банковской деятельности" и другие нормативные акты.

Правовая защита персонала Банка, материальных и  экономических интересов Банка  и его клиентов от преступных посягательств обеспечивается на основе норм Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, законов Российской Федерации о прокуратуре, о федеральной службе безопасности, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о частной детективной и охранной деятельности, об оружии и др.

Защиту имущественных  и иных материальных интересов и  деловой репутации Банка призваны обеспечивать также гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражное и арбитражно-процессуальное законодательство.

Правовую основу безопасности Банка с клиентами  составляют законодательные акты, регулирующие возможность применения различных  способов обеспечения исполнения обязательств. Гражданский кодекс РФ позволяет  применять удержание, залог, поручительство и банковскую гарантию. Наиболее надежным способом обеспечения выполнения кредитных обязательств является залог. Правовое регулирование залоговых отношений осуществляется при помощи ряда законодательных актов и норм, их которых наиболее важными являются ГК РФ (ст. 334-358), Закон РФ "О залоге" от 29.05.92 N 2872-1 (ред. от 19.07.07), Гражданский процессуальный кодекс РФ (ст. 399-405), Временное положение о согласовании залоговых сделок (утверждено распоряжением Госкомимущества РФ от 21.04.94 N 890-р), Основные положения о залоге недвижимого имущества - ипотеке (одобрено распоряжением заместителя Председателя СМ РФ от 22.12.93 N 96-рз).

Обеспечение информационной безопасности в банковской системе  регулируется законами Российской Федерации: "О банках и банковской деятельности", "О государственной тайне", "Об информации, информатизации и защите информации". Важное значение в этом деле имеют указы Президента Российской Федерации "О защите информационно-телекоммуникационных систем и баз данных от утечки конфиденциальной информации по техническим каналам" от 08.05.93 N 644, "О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации" от 03.04.95 N 334, "О создании Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации" от 05.01.92 N 9.

При практическом решении задач обеспечения безопасности банковской деятельности необходимо опираться  также и на следующие правовые нормативные акты:

  • постановление Правительства РСФСР от 05.12.91 N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну";
  • "Положение о сертификации средств защиты информации", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 608 "О сертификации средств защиты информации";
  • Положение о государственной системе защиты информации от ИТР и от утечки по техническим каналам, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.09.93 N 912-51;
  • "Положение о государственном лицензировании деятельности в области защиты информации", утвержденное совместным решением Гостехкомиссии и ФАПСИ при Президенте Российской Федерации от 27.04.94 N 10.

Существующие  правовые условия обеспечения банковской безопасности в основном позволяют  государственным и иным правоохранительным и охранным структурам организовывать противостояние противоправным посягательствам на банковскую безопасность в различных ее аспектах.

Успешное и  эффективное решение задач обеспечения  безопасности Банка достигается  формированием системы внутренних нормативных актов, инструкций, положений, правил, регламентов и функциональных обязанностей сотрудников подразделений и служб, в том числе и службы безопасности. Требования по правовому обеспечению безопасности предусматриваются во всех структурно-функциональных правовых документах, начиная с Устава Банка и кончая функциональными обязанностями каждого сотрудника. Необходимым условием обеспечения безопасности Банка является совокупность правил входа (выхода) лиц в помещения банка, вноса (выноса) документов, денежных средств и материальных ценностей.

 

7. Техническое обеспечение безопасности банка

 

Системы технического обеспечения защиты персонала банка  также имеют место быть в современном  кредитно – финансовом предприятии. Рассмотрим некоторые из них.

Система регулирования доступа должна предусматривать:

  • объективное определение "надежности" лиц, допускаемых к банковской деятельности;
  • максимальное ограничение количества лиц, допускаемых на объекты Банка;
  • установление для каждого работника (или посетителя) дифференцированного по времени, месту и виду деятельности права доступа на объект;
  • четкое определение порядка выдачи разрешений и оформление документов для входа (въезда) на объект;
  • определение объемов контрольно-пропускных функций на каждом проходном и проездном пункте;
  • оборудование контрольно-пропускных пунктов (постов) техническими средствами, обеспечивающими достоверный контроль проходящих, объективную регистрацию прохода и предотвращение несанкционированного (в том числе силового) проникновения посторонних лиц;
  • высокую подготовленность и защищенность персонала (нарядов) контрольно-пропускных пунктов.

Система мер (режим) сохранности ценностей и контроля должна предусматривать:

  • строго контролируемый доступ лиц в режимные зоны (зоны обращения и хранения финансов);
  • максимальное ограничение посещений режимных зон лицами, не участвующими в работе;
  • максимальное сокращение количества лиц, обладающих досмотровым иммунитетом;
  • организацию и осуществление присутственного (явочного) и дистанционного - по техническим каналам (скрытого) контроля за соблюдением режима безопасности;
  • организацию тщательного контроля любых предметов и веществ, перемещаемых за пределы режимных зон;
  • обеспечение защищенного хранения документов, финансовых средств и ценных бумаг;
  • соблюдение персональной и коллективной материальной и финансовой ответственности в процессе открытого обращения финансовых ресурсов и материальных ценностей;
  • организацию тщательного контроля на каналах возможной утечки информации;
  • оперативное выявление причин тревожных ситуаций в режимных зонах, пресечение их развития или ликвидацию во взаимодействии с силами охраны.

Информация о работе Защита персонала банка