Защита персонала банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Концепция безопасности коммерческого банка (кредитной организации) представляет собой научно обоснованную систему взглядов на определение основных направлений, условий и порядка практического решения задач защиты банковского дела от противоправных действий и недобросовестной конкуренции.
Под безопасностью коммерческого банка понимается состояние защищенности интересов владельцев, руководства и клиентов банка, материальных ценностей и информационных ресурсов от внутренних и внешних угроз.
В данной работе я постараюсь раскрыть некоторые аспекты безопасности персонала.

Содержание

Введение........................................................................................................... 3
1. Объекты защиты………………………………….... ................................. 4
2. Персонал как объект защиты………………………….. .......................... 5
3. Организация защиты от возможных угроз................................................ 8
4. Защита инкассаторов……………………….............................................. 17
5. Обучение персонала правилам
обеспечения безопасности банка работодателя……………………………19
5.1. Организация подготовки вновь нанятых сотрудников банка……..20
5.2. Организация последующей подготовки сотрудников банка………22
5.3. Организация контроля над соблюдением персоналом
правил обеспечения безопасности и его лояльностью……………23
6. Правовые основы системы безопасности………………………………..26
7. Техническое обеспечение безопасности банка………………………….28
Вывод ............................................................................................................... 32
Список рекомендуемой литературы.............................................................. 33

Работа содержит 1 файл

Курсовой_Стратегический менеджмент_ Защита персонала банка.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение........................................................................................................... 3

1. Объекты защиты………………………………….... ................................. 4

2. Персонал как объект защиты………………………….. .......................... 5

3. Организация защиты от возможных угроз................................................ 8

4. Защита инкассаторов……………………….............................................. 17

5. Обучение персонала  правилам 

обеспечения безопасности банка работодателя……………………………19

     5.1. Организация подготовки вновь нанятых сотрудников банка……..20

     5.2. Организация последующей подготовки сотрудников банка………22

5.3. Организация контроля над соблюдением персоналом

        правил обеспечения безопасности и его лояльностью……………23

6. Правовые основы системы безопасности………………………………..26

7. Техническое обеспечение  безопасности банка………………………….28

Вывод ............................................................................................................... 32

Список рекомендуемой  литературы.............................................................. 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 

 

Концепция безопасности коммерческого банка (кредитной  организации) представляет собой научно обоснованную систему взглядов на определение основных направлений, условий и порядка практического решения задач защиты банковского дела от противоправных действий и недобросовестной конкуренции.

Под безопасностью коммерческого  банка понимается состояние защищенности интересов владельцев, руководства и клиентов банка, материальных ценностей и информационных ресурсов от внутренних и внешних угроз.

Обеспечение безопасности является неотъемлемой составной частью деятельности коммерческого банка (кредитной организации). Состояние  защищенности представляет собой умение и способность кредитной организации надежно противостоять любым попыткам криминальных структур или недобросовестных конкурентов нанести ущерб законным интересам банка.

Объектами безопасности являются:

- персонал (руководство, ответственные исполнители, сотрудники);

- финансовые средства, материальные ценности, новейшие технологии;

- информационные ресурсы (информация с ограниченным доступом, составляющая коммерческую тайну, иная конфиденциальная информация, предоставленная в виде документов и массивов независимо от формы и вида их представления).

В данной работе я постараюсь раскрыть некоторые аспекты безопасности персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Объекты защиты

 

К объектам, подлежащим защите от потенциальных угроз и  противоправных посягательств, относятся:

  • персонал Банка (руководящие работники, производственный персонал, имеющий непосредственный доступ к финансам, валюте, ценностям, хранилищам, осведомленные в сведениях, составляющих банковскую и коммерческую тайну, работники внешнеэкономических служб и другие);
  • финансовые средства, валюта, драгоценности;
  • информационные ресурсы с ограниченным доступом, составляющие служебную и коммерческую тайну, а также иная конфиденциальная информация на бумажной, магнитной, оптической основе, информационные массивы и базы данных, программное обеспечение, информативные физические поля различного характера;
  • средства и системы информатизации (автоматизированные системы и вычислительные сети различного уровня и назначения, линии телеграфной, телефонной, факсимильной, радио и оптической связи, технические средства передачи информации, средства размножения и отображения информации, вспомогательные технические средства и системы);
  • материальные средства (здания, сооружения, хранилища, техническое оборудование, транспорт и иные средства);
  • технические средства и системы охраны и защиты материальных и информационных ресурсов.

Все объекты, в  отношении которых могут быть осуществлены угрозы безопасности или  противоправные посягательства, имеют  различную потенциальную уязвимость с точки зрения возможного материального или морального ущерба. Исходя из этого они должны быть классифицированы по уровням уязвимости (опасности), степени риска.

Наибольшую  уязвимость представляют финансовые и  валютные средства, особенно в процессе транспортировки, информационные ресурсы и некоторые категории персонала.

 

2. Персонал как объект защиты.

 

В современных условиях персонал предприятия необходимо рассматривать  как самостоятельный объект защиты от различных угроз. Это определяется рядом факторов, отражающих имущественные и неимущественные интересы работодателя. Так, часть сотрудников предприятия в силу занимаемой должности является носителями конфиденциальной информации. Не меньшую угрозу представляет для работодателя утеря ценных для него кадров из числа руководителей и ведущих специалистов.

В общем плане  к угрозам безопасности личности относятся:

  • похищения и угрозы похищения сотрудников, членов их семей и близких родственников;
  • убийства, сопровождаемые насилием, издевательствами и пытками;
  • психологический террор, угрозы, запугивание, шантаж, вымогательство;
  • нападение с целью завладения денежными средствами, ценностями и документами.

Преступные  посягательства в отношении помещений (в том числе и жилых), зданий и персонала проявляются в виде:

  • взрывов;
  • обстрелов из огнестрельного оружия;
  • минирования, в том числе с применением дистанционного управления;
  • поджогов;
  • нападения, вторжения, захватов, пикетирования, блокирования;
  • повреждения входных дверей, решеток, ограждений, витрин, мебели, а также транспортных средств личных и служебных:
  • технологические аварии, пожары.

Цель подобных акций:

  • нанесение серьезного морального и материального ущерба;
  • срыв на длительное время нормального функционирования;
  • вымогательство значительных сумм денег или каких-либо льгот (кредиты, отсрочка или погашение платежей и т.п.) перед лицом террористической угрозы.

Дополнительная актуальность защиты собственного персонала в  банковском секторе экономики связана с действием следующих факторов:

- больший удельный  вес сотрудников, выступающих как носители информации, составляющей банковскую и коммерческую тайну;

- более высокая степень  профессиональной специализации  и технологической обособленности  труда банковских служащих, что  создает дополнительные проблемы  при необходимости оперативного замещения внезапно освободившихся рабочих мест.

Типовой перечень потенциальных  угроз персоналу:

- прямое переманивание  конкурентами ведущих руководителей  и специалистов банка;

- вербовка сотрудников  банка конкурирующими и криминальными структурами, а в отдельных случаях – правоохранительными органами;

- шантаж или прямые  угрозы в адрес конкретных  сотрудников с целью склонения  их к нарушению доверия со  стороны работодателя (т.е. к совершению  различных должностных нарушений);

- покушения на сотрудников (прежде всего, высших руководителей банка) и членов их семей.

Перечень категорий  сотрудников банка как объектов защиты (ранжированный по степени приоритетности):

- высшее руководство  банка (президент и его первые  заместители);

- главные специалисты и эксперты банка по конкретным направлениям деятельности (финансы, маркетинг, компьютерные технологии и т.п.);

- сотрудники, занимающие  рабочие места, предполагающие  доступ к особо конфиденциальным сведениям (стратегические планы развития, обслуживание элитных клиентов, организация систем безопасности и т.п.);

- прочие сотрудники  банка.

Защита первых трех категорий  сотрудников осуществляется службой  безопасности в постоянном режиме (естественно, с различной степенью интенсивности), последней категории – лишь при возникновении в их адрес реальных угроз. Непосредственная организация защиты банковских служащих, как и других объектов, предполагает использование двух групп методов – профилактических и пресекающих.

Главной заботой  о безопасности персонала является охрана личности от любых противоправных посягательств на его жизнь, материальные ценности и личную информацию.

Основными задачами направления сохранности и физической защиты продукции и объектов являются:

  • установление режима охраны производственных объектов и объектов жизнедеятельности;
  • осуществление допускного и пропускного режимов;
  • обеспечение защищенного хранения ценностей и документов (носителей информации), оснащение современными инженерно-техническими средствами охраны;
  • организация физической защиты продукции в процессе ее внутриобъектовой транспортировки;
  • осуществление контроля за сохранностью продукции на всех стадиях технологического процесса;
  • организация личной безопасности определенной категории руководящего состава и ведущих специалистов из так называемой группы повышенного риска;
  • обеспечение взаимодействия всех структур, участвующих в обеспечении физической защиты.

Основными задачами в работе с персоналом Банка являются:

  • Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям. Набор персонала, как правило, проводится из внутренних (перемещение и продвижение по службе своих сотрудников) и внешних (найм по объявлениям и по личным рекомендациям) источников. Основным требованием при этом должны стать объективная оценка не только поступающего на работу сотрудника, но и предлагаемой ему работы.
  • Отбор кандидатов. К основным группам качеств для сравнения кандидатов относятся: профессиональные, образовательные, организационные и личные. Основным требованием при отборе является тщательное изучение деловых, моральных и этических данных каждого кандидата путем глубокого изучения трудового прошлого кандидата. В процессе анализа сведений о кандидате следует пользоваться услугами органов внутренних дел, оказываемых ими в соответствии с приказом МВД РФ за № 319 от 1994 г. В соответствии с этим приказом органы внутренних дел должны оказывать платные услуги о наличии (отсутствии) судимости кандидата и сведения о лицах, находящихся в розыске .
  • Заключение контракта и получение у сотрудника добровольного согласия на соблюдение требований, регламентирующих режим безопасности и сохранения коммерческой и банковской тайн.
  • Обучение кандидатов перед допуском к работе предусматривает введение в должность, обучение установленным правилом выполнения порученного дела, обеспечения безопасности и защиты информации.
  • Текущий контроль (мониторинг) за деятельностью сотрудника по повышению его бдительности в отношении угроз безопасности Банка.
  • Своевременное выявление и устранение конфликтных ситуаций в работе с персоналом.

 

3. Организация защиты от возможных угроз.

 

Рассмотрим некоторые  возможные угрозы для персонала  банка и возможные методы борьбы с ними.

а)  Защита от переманивания  сотрудников конкурентами реально  может быть обеспечена лишь путем  справедливого отношения к ним со стороны работодателя. Решению этой проблемы в удовлетворенности сотрудника своим работодателем не только уровнем оплаты труда, но и тремя сопутствующими факторами:

-      удовлетворенностью текущим служебным положением и уверенностью в возможности дальнейшего карьерного роста;

-      наличием  эффективной социальной и психологической  поддержки; 

-      корректным  отношением со стороны руководства. 

б)   Защита от вербовки сотрудников осуществляется службой  безопасности по двум направлениям. Первым из них является целевое обучение, организация которого далее специально рассматривается. Второе направление предполагает необходимость решения нескольких прикладных задач.

Прежде всего, служба безопасности должна определить перечень рабочих мест, в отношении которых вербовка наиболее вероятна. В данном случае целесообразно отталкиваться от перечня потенциальных субъектов данной угрозы. В частности, объектами вербовки со стороны фискальных и правоохранительных органов государства будут являться сотрудники бухгалтерии, через которых проходят расчеты налоговых платежей и сведения по движению финансовых потоков банка. В отделе расчетно-кассовых операций подобная угроза возникает по рабочим местам, через которые проходит обслуживание клиентов, потенциально интересных для указанных выше государственных органов. Объектами вербовки со стороны конкурентов с высокой степенью вероятности будут являться специалисты отдела маркетинга, отвечающие за перспективные программы развития на рынке и внедрение новых технологий обслуживания клиентов, а также помощники первых руководителей (референты, личные секретари). Наконец, объектами вербовки со стороны криминальных структур приоритетно могут выступать сотрудники, имеющие доступ к информации, составляющей банковскую  тайну (финансовое состояние клиентов из числа юридических и физических лиц), а также связанные с транспортировкой, хранением и охраной наличных денежных средств.

Следующей задачей службы безопасности является организация  специальной проверки сотрудников, занимающих указанные выше рабочие места. Подобная проверка осуществляется силами службы безопасности и службы персонала. В процессе ее специалистами этих служб изучаются индивидуальные досье сотрудников, проводятся личные беседы (в том числе с участием психолога), при необходимости собираются дополнительные сведения. Объектами изучения являются имущественное положение сотрудников, их личностные качества, отношения с руководством и коллегами по работе. По результатам проверки проводится группировка объектов потенциальной угрозы на три условных категории. К первой категории риска относят банковских служащих, которые очевидно уязвимы по отношению к возможной вербовке. Подобную оценку могут определить, например, следующие факторы:

Информация о работе Защита персонала банка