Защита персонала банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Концепция безопасности коммерческого банка (кредитной организации) представляет собой научно обоснованную систему взглядов на определение основных направлений, условий и порядка практического решения задач защиты банковского дела от противоправных действий и недобросовестной конкуренции.
Под безопасностью коммерческого банка понимается состояние защищенности интересов владельцев, руководства и клиентов банка, материальных ценностей и информационных ресурсов от внутренних и внешних угроз.
В данной работе я постараюсь раскрыть некоторые аспекты безопасности персонала.

Содержание

Введение........................................................................................................... 3
1. Объекты защиты………………………………….... ................................. 4
2. Персонал как объект защиты………………………….. .......................... 5
3. Организация защиты от возможных угроз................................................ 8
4. Защита инкассаторов……………………….............................................. 17
5. Обучение персонала правилам
обеспечения безопасности банка работодателя……………………………19
5.1. Организация подготовки вновь нанятых сотрудников банка……..20
5.2. Организация последующей подготовки сотрудников банка………22
5.3. Организация контроля над соблюдением персоналом
правил обеспечения безопасности и его лояльностью……………23
6. Правовые основы системы безопасности………………………………..26
7. Техническое обеспечение безопасности банка………………………….28
Вывод ............................................................................................................... 32
Список рекомендуемой литературы.............................................................. 33

Работа содержит 1 файл

Курсовой_Стратегический менеджмент_ Защита персонала банка.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

Непосредственная организация  защиты объектов угроз от покушений  реализуется специальным подразделением отдела физической защиты. В зависимости  от избранного стратегического приоритета комплектации службы, оно может формироваться как из ее штатных сотрудников, так и из специалистов частных охранных агентств. Профессиональная подготовка и дальнейшее поддержание квалификационного уровня телохранителей является предметом специальных учебных курсов и в настоящем Пособии не рассматривается. Ниже формулируются лишь наиболее важные рекомендации к организации деятельности груп пы личной защиты:

- при комплектации  группы штатными сотрудниками  банка предпочтение следует отдавать  профессиональным телохранителям, получившим специальную подготовку в государственных или частных структурах (но не бывшим спортсменам или офицерам специальных войск, поскольку методика их обучения имела принципиально иные задачи);

-   в составе группы целесообразно выделять контингент постоянных личных телохранителей ограниченного числа высших руководителей банка и дежурных телохранителей для разовой охраны других его специалистов (например, на время их служебной командировки);

-   в процессе периодического мониторинга уровня профессиональной подготовки телохранителя необходимо обращать внимание на его психологическое состояние, при необходимости обеспечивая соответствующую коррекцию;

- штатные телохранители банка  подлежат обязательному личному  страхованию за счет работодателя (для сотрудников частных агентств это входит в стоимость контракта), при этом экономия недопустима.

 

4. Защита инкассаторов.

 

Одним из важных направлений  защиты персонала банка является защита инкассаторов.

Экстремальная ситуация на маршруте движения бригады — это события связанные с непосредственной угрозой для жизни и здоровья членов бригады инкассаторов, их ранением или гибелью, повреждением, утратой или хищением денежной наличности, ценностей, оружия, боеприпасов, угоном или повреждением спецавтомобиля, исключающим возможность его дальнейшего использования.

К экстремальным ситуациям  относятся:

поломка транспортного  средства;

нападение на инкассаторов;

нападение на спецавтомобиль;

утрата (хищение) денежной наличности и ценностей;

утрата (хищение) оружия и патронов;

неприбытие бригады  инкассаторов в пункт назначения на маршруте в установленное время (при отсутствии с ней связи);

дорожно-транспортное происшествие с тяжкими последствиями (наличие  пострадавших, утрата денежной наличности, ценностей или оружия и др.);

обнаружение в/на спецавтомобиле неизвестных предметов, являющихся потенциальным источником опасности;

пожар в салоне спецавтомобиля;

форс-мажорные обстоятельства: наводнение, пожар, землетрясение и  другие стихийные бедствия, а также война или военные действия, введение чрезвычайного положения либо иных ограничений уполномоченными органами Российской Федерации, народные волнения, террористические акты и иные события чрезвычайного характера.

Нападения на инкассаторов происходят, в основном, при нарушении ими своих должностных обязанностей. Например, машина не подгоняется вплотную к дверям магазина или банка, на получение денег выходит только инкассатор без охранника или табельное оружие не приведено в состояние боеготовности.

В этих случаях бороться с влиянием человеческого фактора очень трудно. Для человека, задействованного в процессе инкассации, работа не должна превращаться в набор последовательных действий, выполняемых чисто механически. Каждый шаг необходимо просчитывать заново ежедневно.

В некоторых банках существуют специальные отделы, которые проверяют и контролируют работу на маршрутах, следят за выполнением правил инкассации. Все ошибки и нарушения разбираются, и сотрудники всегда находятся в состоянии готовности, поскольку знают, что в настоящий момент за ними могут наблюдать. Постоянный контроль очень подстегивает.

Основными средствами защиты инкассаторов являются индивидуальные средства защиты и бронеавтомобиль. Автомобиль для производства инкассации, несомненно, должен быть специализированным и надлежащим образом оснащенным. Основными критериями при выборе такого транспортного средства являются класс защиты и достаточный запас прочности, высокая проходимость, универсальность. Важнейшей характеристикой является просторность салона, которую некоторые специалисты из числа производителей не зря называют "жизненным пространством". Автомобили должны быть оборудованы соответствующей световой и звуковой сигнализацией, специальной системой защиты колес и ходовой части.

  Дополнительными средствами защиты сотрудников и груза в случае нападения являются устройства в виде химических или дымовых ловушек и маркеров. В настоящее время такие устройства могут срабатывать автоматически - в случае нападения они позволяют остановить преступника, помешать ему реализовать задуманные действия. А след от дымовой или красящей композиции такой ловушки послужит прекрасным ориентиром для идентификации злоумышленника группами задержания и нарядами милиции.

Еще одним основное дополнительным средством защиты экипажа является система наружного видеонаблюдения, которую можно установить на автомобиле. Видеонаблюдение позволяет обеспечить раннее обнаружение преступников и вовремя предпринять необходимые действия.

Кроме средств защиты и радиосвязи с экипажем, важным фактором является и мобильная связь (особенно в случаях, когда не срабатывает радиосвязь). Любая система связи должна иметь резервный канал передачи данных и возможность автоматического перехода на резервный канал связи. Это касается и спутниковой навигации. При небольших доработках алгоритма работы на уровне элементной базы можно реализовать нестандартные возможности и применить уловки инженерной мысли. Все неповторимо и индивидуально.

 

5. Обучение персонала правилам обеспечения безопасности банка работодателя

 

Изучение рассмотренных ранее угроз безопасности кредитно-финансовой организации показывает, что необходимым участником процесса защиты от них является собственный персонал. Это определяет актуальность специальной подготовки банковских служащих, которая может рассматриваться в системе управления безопасностью в качестве одного из важнейших профилактических методов. Следует учитывать, что в силу действия психологических факторов в глазах сотрудников эта подготовка, в отличие от профессионального обучения и повышения квалификации, всегда будет носить вторичный по значимости характер. Для большинства же высококвалифицированных специалистов, особенно руководителей среднего и высшего звена, она чаще всего будет вызывать плохо скрываемое раздражение (по крайней мере, до момента первого серьезного столкновения с реальными угрозами).

Общими методическими  требованиями к организации подготовки являются:

  1. Распространение подготовки на все категории персонала банка, с дифференциацией ее форм и методов по должностным категориям обучаемых;
  2. Непрерывность подготовки, что обеспечивается регулярным проведением специальных профилактических бесед или разбором уже состоявшихся угроз в адрес банка;
  3. Привлечение к подготовке не только специалистов службы безопасности, но и руководителей структурных подразделений банка, обычно имеющих в глазах своих подчиненных больший авторитет;
  4. Использование в процессе обучения наряду с теоретическими материалами практических примеров из деятельности своего и иных банков;
  5. Использование методов обучения, способных вызвать интерес обучаемых к самому процессу подготовки, например, ролевые игры, видеозаписи, демонстрация некоторых технических средств защиты и т.п.

 

5.1. Организация подготовки вновь нанятых сотрудников банка.

 

Это подготовка является необходимым элементом первичного обучения и адаптации зачисленного в штат персонала. Она дифференцирована по двум категориям сотрудников - молодых специалистов и банковских служащих, уже имеющих опыт практической работы в других кредитно-финансовых организациях.

Для первой категории  рассматриваемая подготовка особенно актуальна, поскольку они в лучшем случае имеют лишь чисто теоретическое  представление о безопасности банковской деятельности3. Кроме того, в силу своего возраста они более легкомысленны, амбициозны, следовательно, особо уязвимы к различным методам воздействия со стороны потенциальных субъектов угроз. Обучение данной категории сотрудников осуществляется в несколько последовательных этапов.

На первом этапе занятия  проводятся со всеми нанятыми молодыми специалистами в форме беседы - инструктажа. Практическая их организация  возлагается на службу безопасности банка, специалист которой должен разъяснить обучаемым:

-  общие понятия и направления обеспечения безопасности пред принимательской деятельности;

- отраслевую специфику обеспечения безопасности в банковском секторе;

-  дополнительные требования  в этой области, действующие  в конкретной кредитно-финансовой  организации. 

Здесь следует выделить две связанные друг с другом цели.

Во-первых, обучаемые  должны осознать необходимость строгого соблюдения установленных правил обеспечения  безопасности работодателя.

Во- вторых, и это является более сложной задачей, обучаемых  необходимо убедить в целесообразности сотрудничества со службой безопасности как залога их собственного благополучия. Практика показывает, что большинство сотрудников любой российской организации крайне неохотно идут на подобное сотрудничество, считая аморальным информирование службы безопасности о соответствующих нарушениях со стороны коллег по работе. Именно поэтому молодым работникам банка следует в предельно доходчивой форме объяснить возможные последствия этих нарушений для них лично.

На этом этапе новому сотруднику вручают специальную памятку, которая, выступая элементом внутреннего нормативно-методического обеспечения системы, содержит:

- общие правила обеспечения безопасности банка;

-  ответственность  сотрудника за соблюдение установленных  правил;

- перечень полномочий службы безопасности по контролю и прямому функциональному руководству соответствующим направлением деятельности банковского персонала;

-   рекомендации по предотвращению ситуаций, способных сделать работника банка объектом вербовки и шантажа;

-   рекомендации по поведению в случае попытки вербовки и шантажа.

На втором этапе первичного обучения занятия с молодыми специалистами  проводит их непосредственные руководители в структурных подразделениях банка. Их задачей является доведение до обучаемых конкретных правил обеспечения безопасности на конкретных рабочих местах. Прежде всего, обучение касается правил работы с конфиденциальной информацией, включая закрытые базы данных. По некоторым рабочим местам оно может включать изучение особых правил работы с соответствующими клиентами банка, дополнительных элементов технологий проведения финансовых операций.

Первичная подготовка сотрудников, уже имеющих опыт работы в банковском секторе экономики, проводится по сокращенной  программе. Она осуществляется на рабочих местах и включает изучение лишь специфических правил обеспечения безопасности в рамках исполняемых служебных обязанностей. Для работников категорий руководители и эксперты подготовку завершает оформление допуска к конфиденциальной информации различной степени секретности.

 

 

5.2. Организация последующей подготовки сотрудников банка.

 

В соответствии с методическим требованием непрерывности обучения, подготовка сотрудников банка по рассматриваемому направлению деятельности осуществляется службой безопасности в двух формах.

Регулярная  профилактическая работа с персоналом банка проводится дифференцированно по категориям персонала. Для высшего руководства она имеет форму специального обзора, ежемесячно представляемого за подписью вице-президента по безопасности. Обзор освещает

динамику ситуации по рассматриваемому направлению в  конкретном банке и включает в себя:

1. Фактологический материал – состоявшиеся и предотвращенные угрозы безопасности банка, потери от них, непосредственные виновники или причины, принятые меры и т.п.;

2. Ранжированный перечень реальных угроз безопасности банка в текущий момент и рекомендации по их профилактике;

3. Обзор ситуации по анализируемому направлению на региональном или общенациональном рынке банковских услуг (с особым выделением ситуации у главных конкурентов).

Для руководителей самостоятельных  структурных подразделений банка ежеквартально проводятся специальные встречи с вицепрезидентом по безопасности. Для остального персонала служба безопасности проводит специальный инструктаж непосредственно в соот-

ветствующих структурных  подразделениях (также ежеквартально). При этом рекомендуется основное внимание уделять не уже известным сотрудникам правилам безопасности, а разбору выявленных нарушений. В этих же целях служба безопасности может готовить и размещать на общедоступном сайте локальной сети банка регулярно обновляемый бюллетень с соответствующей информацией. Наконец, при выявлении серьезных нарушений правил обеспечения безопасности (разглашение информации, коррупция, саботаж) в конкретном подразделении, обязателен разбор его на общем собрании сотрудников.

 

    1.  Организация контроля над соблюдением персоналом правил обеспечения безопасности и его лояльностью.

 

Контроль по рассматриваемому направлению осуществляется службой безопасности банка. В зависимости от ее организационной структуры, им могут заниматься либо уполномоченные сотрудники специализированных подразделений (отдела информационной безопасности, физической защиты и т.п.), либо инспектора специального подразделения контроля внутреннего режима. Основными задачами проведения данной работы выступают:

Информация о работе Защита персонала банка