Зарубежный опыт по созданию службы материально-технического снабжения на предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Экономное использование сырья, материалов и энергии равнозначно увеличению их производства.
Основная задача снабжения материальными ресурсами предприятия состоит в определении их потребности и своевременной их поставке, что позволяет обосновать реальность поставленных задач. Эта работа начинается с выявления существующего экономического потенциала, т.е. его величины, состава задействованных активов предприятия и их источников.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Сущность снабжения предприятия материальными ресурсами 6
1.1. Система материального обеспечения предприятия 6
1.2. Структура и функции обеспечения предприятия материальными ресурсами 7
Глава 2 Планирование снабжения и методы управления материально- техническим обеспечением предприятия. Опыт создания служб МТО в Азии. 11
2.1. Планирование снабжения предприятия материальными ресурсами и выявление резервов их экономии 11
2.2. Методы управления материальными запасами на предприятии 15
2.3. Опыт создания служб материально-технического обеспечения на предприятиях Азии 20
Заключение 22
Список используемой литературы 24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Зарубежный опыт создания службы МТО на предприятиях в Азии.docx

— 65.22 Кб (Скачать)

Существующие системы  контроля уровня запасов варьируют  от наиболее простых к достаточно сложным в зависимости от размера  предприятия, политики и технологии менеджмента, объема, видов и других особенностей запасов. Распространенными  системами контроля уровня запасов  являются системы, основанные на применении средств красной линии. Суть средств  состоит в фиксации предельной границы, ниже которого уровень запасов не должен опускаться. При достижении этой границы происходит автоматическое размещение нового заказа.

Второй тип систем контроля основанный на использовании двухсекторного средства, в соответствии с которым  запасы для хранения содержатся в  двух секторах – рабочем и резервном. Когда запасы рабочего сектора исчерпаны, включаются два процесса – пополняется  рабочий сектор за счет резервного, и размещается новый заказ.

Управления большинством торговых компаний развитых стран основано на использовании компьютерной технологии. Системы управления включают автоматизированную систему учета запасов и размещения заказов у поставщиков. Движение каждой единицы товаров, с помощью  магнитного штрихового кодирования, отражается в базе данных, которая охватывает информацию по всей торговой сети компании. Система управления базами данных разрешает  постоянно обновлять информацию о состоянии запасов, автоматически  размещать заказы через компьютерную сеть и учитывать информацию о  пополнении запасов.

 

2.3. Опыт создания служб  материально-технического обеспечения на предприятиях Азии.

 

Создание служб по материально-техническому обеспечению  в странах Азии с 1998 года является неотъемлемой составляющей деятельности. Каждая разрабатываемая  схема материально-технического обеспечения,  прежде всего, строится на требованиях  заказчиков к комплектации определенных партий грузов в Азии, способам и  срокам доставки из них. На основе данных требований компании подготавливают и  предоставляют на рассмотрение заказчику  наиболее оптимальные варианты логистики  с учетом минимально возможных затрат и сроков. Далее они приступают к отгрузкам товара только после  согласования и подтверждения заказчиком предпочтительной для него схемы  логистики. Все связанные с логистикой в странах Азии расходы заранее  согласовываются и утверждаются заказчиком. При сотрудничестве на долгосрочной основе, заказчики, как  правило, по результатам осуществления  компанией первых отгрузок поручают самостоятельную разработку и практическое применение схем материально-технического обеспечения. 

На протяжении последних  лет индустрия материально-технического обеспечения  стран Азии сохраняла  сравнительно высокие темпы роста, играя важную роль в обеспечении  устойчивого развития экономики  страны. На современном этапе доля расходов на логистику в ВВП, например,  Китая превышает 18 процентов, составляя  более 8.5 триллиона юаней с темпами  роста в среднем на 18.5 процента в год. В частности, ежегодные  расходы на транспортировку грузов в Китае превышают 4,5 триллиона  юаней с приростом на 16 процентов, административные расходы - 1 триллион юаней с увеличением на 19 процентов, а складские расходы - 3 триллиона  юаней с приростом на 23 процента. Ежегодная добавочная стоимость  всей китайской логистической индустрии  составляет более 3.2 триллиона юаней, увеличиваясь в среднем на 14 процентов  в год. Совокупный годовой оборот индустрии логистики в Китае  превышает 160 триллионов юаней, прибавляя  каждый год в среднем 13 процентов. С точки зрения структуры, общий  оборот логистики промышленной продукции  в Китае составляет более 145 триллионов юаней в год, ежегодно увеличиваясь в среднем на 13 процентов. Доля промышленной продукции в общем логистическом  обороте Китая составляет более 90 процентов, являясь важным фактором увеличения валового логистического оборота. Общегодовой логистический оборот импортной продукции составляет свыше 11 триллионов юаней, прибавляя  порядка 4.5 процента в год. Логистический  оборот в Китае сельскохозяйственной продукции, возобновляемых ресурсов и  народонаселения ежегодно растет в  среднем на 5, 20 и 18 процентов соответственно. Инвестиции в основной капитал индустрии  логистики Китая составляют более 3 триллионов юаней в год, увеличиваясь в среднем   на 10 процентов. Общегодовой прирост и инвестиций в основной капитал в области автодорог и морских путей достигает порядка 8 процентов и ежегодно составляет свыше 1.5 триллиона юаней.  

 За последние годы  в индустрии материально-технического  обеспечения  образовались группы  мощных конкурентоспособных компаний, занимающих значимое место на  рынке и специализирующихся на  оказании логистических услуг  в таких сегментах, как экспресс-доставка, автомобильные грузоперевозки, транспортировка  автомобилей, медикаментов, табака, источников энергии и в других  областях. В настоящее время в  соответствии с китайским стандартом  «Показателей классификации и  оценки логистических предприятий»  на территории только одного  Китая Китая насчитывается более  1500 компаний в классе «A». Смежные  отрасли и компании с комплексными  сервисами, включающими транспортировку,  складирование, экспедирование грузов, курьерскую доставку и другие  услуги также развились до  специализированных логистических  районов. Кроме того в странах  Азии появились новые компании  по управлению цепочками поставок, а также  логистические парки. Число логистических азиатских компаний, чей уровень достиг наивысшей отметки « 5A» уже превысило 1000, предварительно формируя ключевую группу логистических предприятий.  В последнее время заметно повысились эффективность, интеграция и интеллектуализация логистических сервисов в Азии и средств их информатизации, таких как логистические информационные платформы, информационные системы делового управления, мобильные информационные сервисы, Интернет вещей и т.д. Под влиянием существующих национальных политик в сфере материально-технического обеспечения , индустрия логистики постепенно ускоряет темпы поэтапного упорядочивания отраслевой структуры, заставляя службы по материально-техническому обеспечению развиваться в направлении укрупнения и специализации сервисов, а также активно продвигать разнообразные формы слияний и поглощений.  

 Одними из основных  составляющих индустрии логистики стран Азии являются морские, железнодорожные и автомобильные грузоперевозки, а также авиаперевозки грузов. На современном этапе достаточно высокую долю рынка грузоперевозок занимают автомобильные, железнодорожные и морские перевозки грузов. На рынках автомобильных и морских грузоперевозок степень развития рыночных отношений достигла довольно высокого уровня и имеет место достаточно полноценная конкуренция, в то время как на рынке железнодорожных перевозок в Азии длительное время действует госконтроль, поэтому механизмы рыночной конкуренции не получили должного развития. С точки зрения структуры грузоперевозок в Азии, самая низкая концентрация наблюдается в автомобильных перевозках, кроме того, здесь ощущается недостаток ведущих предприятий отрасли. На рынке морских перевозок степень рыночной концентрации очень высока, однако, за счет специфики общемировой конкуренции, борьба в данной сфере грузоперевозок очень жесткая, что не позволяет поддерживать стабильный уровень ставок на морские перевозки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Процесс изготовления изделий  на предприятии невозможен без поступления  материалов и орудий труда. Перебои  в снабжении приводят, особенно в  поточном производстве, к нарушению  ритмичной работы. Поэтому основными  задачами материально-технического обеспечения  являются:

а) четкая организация комплексного снабжения всеми материальными средствами предприятий;

б) рациональное использование  средств и предметов труда, контроль за соблюдение установленных норм;

в) рациональная организация  складского хранения всех материальных ценностей.

Организация и планирование материально-технического обеспечения  должны способствовать выполнению задач, стоящих перед ним. Поэтому необходимо:

а) определить потребность  предприятия в предметах материально-технического обеспечения в планируемом периоде;

б) мобилизовать внутренние резервы, заменить дефицитные и дорогостоящие  материалы другими (без ухудшения  качества продукции);

в) экономно использовать материальные ресурсы;

г) обеспечить своевременное  поступление сырья, материалов и металлов в производство;

д) способствовать внедрению  передовых, прогрессивных норм расхода  материальных средств на единицу  продукции, основанных на передовом  опыте и разработке плана организационно-технических мероприятий по внедрению этих прогрессивных норм;

и) определить размер потребных  предприятию складских запасов  товарно-материальных ценностей в  планируемом периоде.

Для составления плана  материально-технического снабжения большое значение имеет своевременное проведение подготовительных работ, в том числе выявление номенклатуры материальных средств, потребных предприятию в планируемом периоде; разработка плановых цен (с учетом расходов по заготовке и доставке) и ценников на предметы материально-технического снабжения; установление норм расхода исходных материалов на единицу готовой продукции; анализ отчетных данных по материально-техническому снабжению и разработка исходного первоначального варианта плана организационно-технических мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на улучшение использования средств на предприятии и рациональную организацию материально-технического снабжения.

Номенклатура материальных средств, которые необходимы предприятию  для нормального функционирования и выполнения производственного задания в планируемом периоде, зависит от номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и принятой методики её производства.

Ассортимент и номенклатура выпускаемой продукции, а также  методика производства могут подвергаться изменениям в различные отрезки планируемого периода под влиянием тех или иных организационных и технических мероприятий. Поэтому номенклатура предметов материально-технического снабжения на предприятиях может изменяться и обычно изменяется в отдельные отрезки планируемого периода в соответствии с изменением номенклатуры и ассортимента продукции, а также и технологии ее производства.

Перечень потребных предприятию  в планируемом периоде и в  отдельных его частях материальных средств должен быть точным и исчерпывающим, отражающим возможность замены одних  материалов другими.

Учитывая целесообразность обособленного хранения, все потребные  для работы материальные ресурсы  разбивают на следующие группы: сырье  и основные материалы; вспомогательные материалы; топливо (твердое, жидкое, газообразное); запасные детали машин, малоценный инвентарь и инструменты; тара и упаковочные материалы; смазочные материалы; конторские и хозяйственные материалы; спецодежда; ремонтно-строительные материалы.

Большое значение имеет разграничение  всех материалов в пределах указанных  групп на фондируемые, централизованно планируемые, получаемые по предварительным заявкам и приобретаемые в порядке самозаготовок. Такое деление позволяет руководству предприятия наметить план конкретных действий по обеспечению своевременного поступления материалов на склады предприятия и организовать контроль работы отдела снабжения.

Деление всех исходных материалов на основные и вспомогательные приведено в отраслевых инструкциях, которыми и надлежит руководствоваться.

На основании работ, проведенных  в подготовительном периоде разработки плана материально-технического снабжения, составляется проект контрольных показателей по материально-техническому снабжению предприятия, представляемый в вышестоящую хозяйственную организацию.

После проведения подготовительной работы и получения контрольных  показателей по материально-техническому снабжению приступают к составлению  плана снабжения. Для этого определяют количество материальных ресурсов, которое должно быть предоставлено в распоряжение производственных цехов в планируемом периоде (расходное количество); рассчитывают ожидаемые остатки материальных ценностей на складах предприятия на начало, а находящиеся в пути – на начало и конец планируемого периода; определяют количество материальных средств, которое должно быть заготовлено в планируемом периоде (заготовительное количество); составляют окончательный вариант плана организационно-технических мероприятий, направленных на улучшение организации снабжения и использования материальных ресурсов на предприятии.

Расчет расходного количества основных материалов, необходимого для выполнения производственного задания в планируемом периоде и обеспечения нормального течения производственного процесса, является наиболее важным этапом в планировании материально-технического снабжения предприятия.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Белобжецкий И.А., Белобородова В.А., Дьячков М.Ф. и др Анализ хозяйственной деятельности: Учебник / И.А. Белобжецкий, В.А. Белобородова, М.Ф. Дьячков и др.; Под ред. В.А. Белобородовой, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007.
  2. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. - М.: «Софит», 2008.
  3. Головин С.Н. Оценка результатов хозяйственной деятельности промышленных предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2008.
  4. Каракоз И.И., Самборский В.И. Теория экономического анализа. - К.: Высшая шк. Головное изд-во, 2007.
  5. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово - экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  6. Материалоёмкость производства и структура материальных затрат/ Под ред. Л.П. Ночевкиной. - М.: «Наука», 2009.
  7. Методические проблемы нормирования и экспертизы норм расхода материалов в промышленности: Сборник научных трудов. - М., 2007.
  8. Потёмкина В.М. Финансы предприятий: Учебное пособие. - Донецк: КИТИС, 2008. - 276с.
  9. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Пер. с франц. под ред. Л.П. Белых. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2008.
  10. Русакова Е.А. Материальные средства предприятия / Под ред. Бакаева.-М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 2010.
  11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В. Савицкая. - 6-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Новое знание, 2011.
  12. Смирнов К. А. Нормирование и рациональное использование материальных ресурсов - Минск: Высшая школа, 2008.
  13. Учебные материалы системы «Консультант +» 2007.
  14. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др.; Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.

 


Информация о работе Зарубежный опыт по созданию службы материально-технического снабжения на предприятиях