Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности западноевропейской модели менеджмента, для этого поставлены следующие задачи: рассмотреть зарубежные модели менеджмента и современный российский менеджмент.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………………………….4
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………..10
2.1 Немецкая модель менеджмента 10
2.2 "Шведская модель социализма" в условиях рыночной экономики 18
2.3 Западноевропейская модель менеджмента…………………………….22
3. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА: ОБЗОР РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Относительно
самостоятельным элементом
Важнейшим
аспектом социальной политики была налоговая
политика: освобождение от налогообложения
всех малообеспеченных слоев общества,
отказ от повышения косвенных
налогов, осуществление финансирования
социальных программ за счет высокого
налогообложения и лишения
Но все же теоретические истоки немецкой модели менеджмента относятся к началу прошлого столетия. Ее родоначальником следует считать выдающегося ученого, социолога и экономиста Маркса Вебера(1864-1920). М.Вебер был в первую очередь ученым-социологом, ряд его исследований имел прямое отношение к экономике, менеджменту и бизнесу.
Концепция
бюрократической
Рис.2.1 Реализация концепции М.Вебера
Наиболее
часто в сравнительных
1. Стимулирование профессиональной подготовки.
Стимулирование
роста профессионального
В национальной системе профессионально-технического образования, особое вниманием уделяется к инженерному делу, техническому обучению и ремеслам. Она обеспечивает подготовку молодежи в возрасте 16-21 лет в течение 3 лет с получением государственного диплома. Образовательный процесс предполагает как подготовку на рабочем месте (4 дня в неделю), так и теоретическое обучение (1 день в неделю). Содержание образовательной программы в системе профессионально-технического образования утверждается тремя институтами – правительством, ассоциациями работодателей и профсоюзами (Рисунок 2.2). Общее руководство осуществляется местными торгово-промышленными палатами.
Рис.2.2 Утверждение правил об образовании
2. Техническая подготовленность менеджеров.
Немецкие менеджеры известны как специалисты. Любопытно в этой связи, что в Германии не слишком высоко ценится общеуправленческая подготовка и соответственно, степень МВА не является распространенной.
В 1980-х годах были созданы две бизнес-школы, преподавание в которых ориентировалось на изучение и развитие немецкого стиля менеджмента. Постепенно появляются программы МВА, в том числе в сотрудничестве с ведущими американскими бизнес-школами. Однако к настоящему времени в международных рэнкингах программ МВА не представлено ни одной немецкой бизнес-школы или университета.
Для немецких менеджеров, мастеров и
наставников более типично
Рис. 2.3 Образование менеджеров
Большинство немецких менеджеров промышленных предприятий, даже высшего звена управления, хорошо ориентируются в вопросах производственного менеджмента, не считают зазорным постоянно бывать в заводских цехах. Немецкий менеджер убежден, что отлаженный технический процесс и высококачественная продукция значат гораздо больше для показателей экономической эффективности по сравнению с другими факторами.
3. Расширенный объем ответственности и полномочий.
Если
линейный персонал обладает высокой
квалификацией, то он меньше нуждается
в контроле и помощи со стороны
административно-
4. Лояльность менеджеров.
Среди
немецких менеджеров меньше распространена
перемена мест работы и соответственно
выше уровень корпоративной
Рис. 2.4 Срок работа в одной фирме
Многие немецкие предприятия давно уже используют принцип заместителей, или «теневых работников». В таких организациях менеджеры подбирают и обучают своих заместителей. Это обеспечивает непрерывность и последовательность процесса принятия решений. В случае отпуска, болезни и т.п. служебные обязанности выполняются заместителями.
5. Качество и инновации.
Качество
продукции, своевременная ее доставка
и послепродажное обслуживание являются
основной целью и конкурентным преимуществом
немецких компаний. Высокий уровень
доходов немецких потребителей, позволяет
им платить за высокое качество.
Стратегией, позволяющей сохранить
и укрепить свои конкурентные позиции
на рынке, было и остается техническое
совершенствование и инновации.
Такая стратегия может
6. Формализованный производственный менеджмент.
Немецкие менеджеры придают важное значение детальному описанию трудовых функций и процедур. Относительно высокой является степень формализации в виде инструкции, правил, обязанностей и т.п. Менеджеры склонны меньше импровизировать, а больше действовать в соответствии с правилами и инструкциями. Немецкие управляющие много внимания уделяют планированию. Если ситуация осложняется более, чем ожидалось, они постараются активизировать плановую деятельность, тогда как в английских компаниях могут пойти на сокращение отдела планирования.
Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.8
Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.
Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда (Рисунок 2.5). На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.
Рис.2.5 Отношения между трудом и капиталом на рынке
Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Основными
целями модели, как уже отмечалось,
в течение длительного времени
были полная занятость и выравнивание
доходов. Их доминирование может
быть объяснено уникальной силой
шведского рабочего движения. Более
полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982
гг.) - у власти находится Социал-
Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал - демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как «дома народа», где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.9
К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814., неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.