Законы и принципы социальной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Каждая организация представляет собой маленькое общество со своими населением и территорией, экономикой и целями, материал ценностями и финансами, коммуникациями и иерархией. Она имеет свою историю, культуру, технологию и персонал. Существуют формализованные коммуникации и неформальные отношения человека с другими людьми, их соотношение должно заранее определяться руководителем.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1 Законы и принципы социальной организации …………………..…….5
Общее понятие о зависимостях, законах и закономерностях организации ……..………………………..…………………………….…..5
Принципы социальной организации……………………………. ……...16
Глава 2 Менеджмент на примере «ЭФЕС пивоваренный завод» ……………21
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………...…21
2.2 Анализ деятельности ИП «Эфес пивоваренный завод» …………….……22
Глава 3 Организационные процессы на примере ИП «Эфес пивоваренный завод» ……………………………………………………………….……….…..30
3.1 Применяемые стили руководства ………………………………………….30
3.2 Организационная культура ………………………………………….……..32
3.3 Рекомендации по совершенствованию менеджмента предприятия ……..34
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемой литературы ……………………………………..………38

Работа содержит 1 файл

законы и принципы социальной организации.docx

— 100.86 Кб (Скачать)

Закон развития

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение  материи и сознания. Две формы  развития – эволюционное (постепенные  количественные и качественные изменения, изменение сознания сочетается с  изменением материи) и революционное (скачкообразный неосознанный переход  от одного состояния материи к  другому, либо скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения  базиса). Выделяют также прогрессивное  и регрессивное развитие.[5]

Развитие организаций  обусловлено следующими факторами:

- изменение внешней среды  (экономика, политика, этика, культура  и др.)

- изменение внутренней  среды (перемещения работников, переход  на новые технологии и др.)

- потребности и интересы  человека и общества (потребность  в самовыражении человека, потребность  в прибавочном продукте общества  и др.)

- старение и износ материальных  элементов (оборудования, человека, технологии)

- изменение экологии

- технический прогресс

- глобальное состояние  мировой цивилизации

Закон развития: каждая материал система стремиться достичь наибольшего  суммарного потенциала при прохождении  всех этапов жизненного цикла.

Закон развития опирается на принципы:

    • инерции – изменение потенциала (суммы ресурсов) системы начинается спустя некоторое время после начала воздействий изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания;
    • эластичности – скорость изменения потенциала зависит от самого потенциала. На практике эластичность системы оценивают в сравнении с другими системами исходя из статистических данных или классификаций. В чем состоит значение эластичности. Например, для организации обладающей высокой эластичностью: при резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники в короткие сроки освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом;
    • непрерывности - процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения;
    • cтабилизации - система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабильности;

Успешное развитие и рост организации  могут привести к синдрому большого бизнеса, который характеризуют  следующие признаки:

- крайне централизованный  и разбухший аппарат управления;

- всеохватывающая система  специальных форм и процедур  для принятия повседневных решений;

- рост числа всякого  рода совещаний для выработки  таких решений;

- передача решений и  ответственности из одного отдела  в другой.

Снять синдром большого бизнеса  позволяют методы регрессивного  развития путем движения назад к  более простым структурам

Бизнес-план - это основа эффективной реализации закона развития. Бизнес-план – это соединение фоновой (пояснительной) информации со строгой  системой расчетов промфинтехплана. Он рассчитан на широкий круг специалистов, каждый из которых найдет в нем  интересующую его информацию.[12]

Закон информированности-упорядоченности

Все коммуникации в организации  основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные – это  сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и  назначения. Управленческая информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Информация здесь рассматривается как часть данных.

Обычно информацию разделяют на 2 больших класса: объективную (овеществленную в товаре ( например о работнике  – диплом об образовании, трудовая книжка)) и субъективную (отраженную, организованную людьми).

Категория «информация» имеет смысл  лишь тогда, когда есть источник (информатор) и ее получатель (информант).

Информация обладает такими характеристиками как объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.

Информатизация управления вносит коррективы в существующие формы  управленческого труда и расширяет  их состав. Она способствует усилению позитивного действия законов и  принципов управления, в первую очередь  законов, свойственных управлению в  целом. К таким законам относятся: закон единства систем управления, закон соотносительности управляющей  и управляемой систем, закон пропорциональности производства и управления, закон  экономии времени, закон экономии интеллектуальной энергии, закон перехода от административных к организационным методам управления.

Информационная среда, ввиду  ее важности, является объектом управления, наряду с персоналом, финансами и  т п. Информационная среда управления подчиняется закону информированности-упорядоченности. [6]

Закон: чем большей информацией  располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет  большую вероятность устойчивого  функционирования (самосохранения).

Следствие: информированность  работника после достижения ею критического уровня переходит в его компетентность.

Поэтому, руководитель должен создать работникам условия для  получения информации.

Самым важным приложением  закона информированности-упорядоченности  является рекламная деятельность. Реклама  – это информация о потребительских  свойствах товаров и услуг  с целью их реализации и создания спроса на них.

Закон единства анализа и  синтеза

Суть анализа - в разделении целого на части, в представлении  сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза – в соединении простых  составляющих объекта в единое целое. Анализ и синтез в человеческом мышлении сильно переплетаются и не могут  существовать друг без друга, поэтому, говоря об единстве анализа и синтеза, мы подразумеваем их неразрывность  и взаимодействие в процессе любой  мыслительной деятельности.[8]

Закон: каждая материал система (живой организм, социальная организация  и др.) стремится настроится на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения  своей структуры или функций. Эти изменения идут в следующем  цикле:

 

 

Скорость и результат  преобразования зависят от диапазона  изменения внешней и внутренней среды.

Практический подход к  анализу и синтезу организаций  может быть реализован с помощью  метода постепенного приближения, который  включает 4 уровня:

  1. предварит анализ с позиций стороннего наблюдателя
  2. проведение «мозговой атаки» на совещании основных специалистов организации
  3. создание группы развития организации и формирование ее стратегии развития
  4. постоянная работа группы развития в рамках нового структурного подразделения организации

Закон композиции и пропорциональности

В окружающем нас мире все приспособлено  для совместного сосуществования. Все лишнее, избыточное постепенно уходит, а недостаточное постепенно развивается, достигая некоторого временного равновесия – гармонии. Гармония –  это естественный эволюционный процесс, происходящий на всех уровнях мировой  цивилизации: государств, отраслей, организаций, семьи и даже одного человека. Гармония предполагает наличие совокупности элементов, процессов и их соотносительности (пропорциональности).[2]

Закон: каждая материальная система стремится сохранить  в своей структуре все необходимые  элементы (композицию), находящиеся  в заданной соотносительности или  в заданном подчинении

(пропорции).

Этот закон рассматривается  на уровне организации и на уровне внешней среды, в которой организация  является одним из элементов.

Реализация закона в организации  требует обязательного использования  набора принципов.

- Принцип планирования: Каждая  организация должна иметь обоснованный  план деятельности и развития.

- Принцип координации:  Каждая организация должна следить  за стратегическими, тактическими  и оперативными изменениями и  вносить соответствующие коррективы  в механизм выполнения.

- Принцип полноты: каждая  организация должна выполнять  весь набор функций производства  и управления на своем участке  деятельности либо своими силами, либо с помощью привлеченных  организаций.

Практика использования  закона состоит в обоснованном выборе необходимых элементов организации  и обеспечение требуемой их пропорции.

1.2 Принципы социальной  организации

Принцип есть исходное положение, правило действия, вытекающее из закона. Принципы организации – это общие  правила (положения) формирования (самоформирования) систем в природе и обществе, обеспечивающие их упорядоченность и целесообразность функционирования. [13]

Принцип и законы, по сути дела, отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его  в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в  виде определенного требования (регулятивной нормы). Также принцип может быть сформулирован на основе не одного, а нескольких законов, а также  той или иной всеобщей формы бытия, того или иного свойства материальных и идеальных образований.

Классификация принципов:

1. По степени обоснованности:

а) научные – сформулированы на основе познания законов и закономерностей  организации и содержат в себе определенные требования к мыслящему  субъекту, ориентирующие его на познавательную деятельность;

б) обыденные – правила  и действия, сформулированные человеком  на основе собственного восприятия действительности, традиций и интуиции. Они почти  все субъективны.

2. По степени универсальности:

а) универсальные (общие) –  отражают правила формирования самых  разнообразных систем в природе  и обществе;

б) специфические – действующие  в отдельных сферах природной  и человеческой деятельности;

в) ситуационные – те, которые  действуют в конкретных ситуациях.

3. По способу реализации:

а) реализуемые природой, без какого-либо участия человека;

б) при взаимодействии природы  и человека;

в) только с участием человека (осуществляются посредством индивидуальной, коллективной и совокупной общественной деятельности).

4. По масштабу действия:

а) действующие только в  отдельных элементах системы (принцип  индивидуальной работы);

б) между элементами системы  внутри предприятия (принцип коррелятивной  связи субъекта и объекта управления, принцип обратной связи);

в) между системами (между  предприятиями, отраслями народного  хозяйства).

Рассмотрим более подробно основные тектологические принципы организации:

  • принцип цепной связи (всякое соединение комплексов происходит через общие звенья, образующие цепную связь);
  • принцип интегрессии (образование цепной связки осуществляется путем вхождения посредствующих комплексов между организуемыми, например, поточная линия - машины, работающие в едином ритме);
  • принцип подбора/отбора (фундаментальный принцип организации, т.е. обобщается все полезное и отметается все бесполезное);
  • принцип подвижного равновесия, т.е. объект, отдавая свои силы, и энергию может дальше также функционировать; организационные формы никогда не сохраняются в простом и чистом виде;
  • принцип слабого звена (организационная целостность любой системы определяется устойчивостью ее относительно слабого звена). [14]

Таким образом, принципы организации  условно можно разделить на 3 группы:

1) принципы организационной  статики (статической организации), определяющие правила построения  структур (структуризация): целеполагание,  приоритет функций над составом  звеньев, приоритет объекта над  субъектом, адаптивность полная  координация функционирования всех  составляющих, минимум сложности,  полномасштабность, пределы автономности, сочетание централизации и децентрализации,  взаимосогласованность вертикальных  и горизонтальных связей, единство  распорядительства, диапазон контроля;

2) принципы организационной  динамики (динамической  организации), как общие правила формирования  организационных процессов: направленность, прямоточность, результативность, эффективность,  восприимчивость, информативность,  надежность, оперативность, гибкость, параллельность, ритмичность, синхронность;

Информация о работе Законы и принципы социальной организации