Законодательство о военных судах в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Предмет курсовой работы: особенности организации деятельности военных судов, полномочия военнослужащих и их обязанности, история развития и появления военных судов.

Методы курсовой работы:

Исторический метод. Данный метод позволяет мне рассмотреть историю возникновения и развития военных судов.
Анализ. Этот метод даёт возможность рассмотреть основные особенности организации и порядка деятельности военных судов.
Сравнение. Применение этого метода позволяет мне осуществить сравнение порядка организации деятельности военных судов на ранней стадии их возникновения и в настоящее время.

Содержание

Введение

Глава 1.История военных судов в РФ

Глава 2. Законодательство о военных судах в РФ

2.1. Основные положения организации работы военных судов РФ

2.2. Система организации и комплектования военных судов РФ

2.3. Полномочия военных судов Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсоваяdv.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Согласно статье 27 анализируемого Закона одним из обязательных требований, которые предъявляются к кандидату на должность судьи военного суда, наряду с общими требованиями к остальным кандидатам в судьи, является наличие офицерского звания и заключение договора, или контракта о прохождении военной службы.

Но так как военные суды, не входя в состав Вооружённых Сил, в нашей стране вводится институт прикомандирования судей и работников аппаратов из числа военнослужащих к военным судам, который аналогичен прикомандированию военнослужащих к другим федеральным органам государственной власти. Это даст им возможность проходить службу в судах и позволит полностью вывести из подчинения командованию военных ведомств, исключив какую-либо зависимость от воинских должностных лиц. 

2.2. Система организации и комплектования военных судов РФ 

Новый Закон  утверждает систему военных судов, состоящую из окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов. Также, наверное, впервые за историю развития военных судов, данный документ определяет формирование военных судов за границей, если там существует дислокация российских воинских образований, в соответствии с местом дисклокации.

В соответствии со статьёй 21 Закона, состав гарнизонного военного суда образуют председатель, его заместители, другие судьи. Военный суд осуществляет свою деятельность на территории, на которой имеет место дислокация одного или нескольких гарнизонов. 10

Так, в соответствии с условиями Закона, территориальный принцип военных судов непосредственно не связан с военно-административным делением территории РФ, и территория, на которой функционирует гарнизонный суд, может не соответствовать территории гарнизона, в то время как другие суды общей юрисдикции функционируют в пределах определённых единиц административно - территориального деления Российской Федерации.

Состав окружного  военного суда образуют председатель, его заместители и другие судьи. В окружном (флотском) военном суде может быть определена и должность первого заместителя председателя. Именно данный тип военных судов предусматривает формирование президиума, предоставляя возможность образовать судебные коллегии и составы. Президиум окружного (флотского) военного суда осуществляет свою деятельность в составе председателя, его заместителей, заместителей председателя - председателей судебных коллегий и судебных составов. Ему подсудны гражданские, административные и уголовные дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, которые вступили в силу, а также на определения и постановления, которые были приняты окружным (флотским) военным судом во второй инстанции; проблемы и вопросы организации работы и координации работы судебных коллегий и судебных составов. 11Окружные суды могут утверждать председателей судебных коллегий и судебных составов, устанавливать численность судебных коллегий и судебных составов; рассматривает вопросы функционирования работы аппарата суда, определяет по представлению председателя суда структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников и положение об аппарате суда. Заседания президиума окружного (флотского) военного суда должны осуществляться не меньше одного раза в месяц по инициативе председателя суда. Решения на них принимаются большинством голосов.

Вышестоящая судебная инстанция по отношению к окружным (флотским) военным судам представлена Верховным Судом РФ. Полномочия Верховного Суда РФ по рассмотрению дел, подсудных военным судам, указаны в статьях 9-10 Закона, согласно которым Военная коллегия Верховного Суда РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.

Она формируется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ. Председатель Военной коллегии является заместителем Председателя Верховного Суда РФ.

Осуществление правосудия в военных судах и Военной коллегии, как правило, обеспечивают аппараты военных судов и Военной коллегии, сотрудники которого осуществляют организационное обеспечение процессов, обобщают судебную практику, проводят анализ судебной статистики, систематизируют законодательство и выполняют  другие функции суда. Аппарат военного суда и аппарат Военной коллегии возглавляют руководители определённых аппаратов. Деятельность аппарата военного суда и аппарата Военной коллегии регулируют непосредственно председатель военного суда и председатель Военной коллегии.

Судьи военных судов обладают всеми правами, которые предоставляются судьям судов общей юрисдикции. На них целиком распространяются гарантии независимости судей, при свершении правосудия они подчиняются лишь Конституции и федеральному закону.

В соответствии со статьёй 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статьёй 6 Закона "О статусе судей в Российской Федерации",  Президент и Председатель Верховного Суда РФ осуществляют назначение на должность судей военных судов. Их решение, как правило, основано на заключении, составленном представителями квалификационных коллегий этих судов. Для председателей военных судов и их заместителей необходимо заключение Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Органы судейского сообщества формируются в военных судах округов (флотов) в соответствии с Законом о статусе судей, представляя их интересы в качестве носителей судебной власти. Конференции судей военных судов округов (флотов), а в период между конференциями - избираемые ими Советы судей обсуждают и устраняют проблемы и предлагают решения для вопросов, круг которых установлен параграфом 3 статьёй 17 Закона о статусе судей. Для решения вопросов, которые указаны в статье 18 данного Закона (отбора кандидатов на должность судьи, приостановления и прекращения полномочий судьи и др.), на конференциях судей избираются квалификационные коллегии судей. Они формируются из равного числа судей военных судов гарнизонов и им равных и определённых вышестоящих судов. Высшая квалификационная коллегия судей РФ формируется из числа судей общих, арбитражных и военных судов всех уровней.12 

2.3. Полномочия военных судов Российской Федерации 

Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" предусматривает некоторые изменения в системе тех дел, которые подсудны военным судам. Так, например,  части 1 и 2 статьи 7 Закон закрепляют, что военные суды вправе заниматься решением гражданских вопросов, возбуждающихся по жалобам военнослужащих и граждан, которые проходят военные сборы, на действия (бездействие) и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, а также дела по аналогичным жалобам граждан, которые были уволены с военной службы или прошли военные сборы. Таким образом, военные суды занимаются решением гражданских споров, возникших по причине нарушения прав, свобод или интересов в период прохождения лицами службы. Иной тип общественных отношений или споров военные суды просто не могут рассматривать.

Военные суды были способны рассматривать дела, касающиеся административных правонарушений, которые, в свою очередь, были совершены  военнослужащими, гражданами, которые прошли военные сборы, но только с момента внесения изменений в определённые федеральные процессуальные законы.

Подсудность военным  судам уголовных дел о преступлениях, которые были совершены гражданскими лицами при участии с военнослужащими, установлена частью 3 статьи 7 Закона.

Данная норма  позволила установить подсудность дел о преступлениях, в совместном совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, которые проходят военные сборы, а также граждане, которые были уволены с военной службы (прошедшие военные сборы); лица, которые совершили преступления во время военной службы (то есть лица, дела в отношении которых подсудны военным судам), и гражданские лица, определяется соответствующими федеральными процессуальными законами.

Таким образом, в случае, если уголовное дело по обвинению одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений подсудно военному суду в отношении хотя бы одного лица или одного преступления, дело о всех лицах и преступлениях рассматривает военный суд.

В соответствии со статьёй 7 части 4 Закона военный  суд, и только он, вправе рассматривать все гражданские, административные и уголовные дела, которые подлежат  рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции. Конечно, такое представляется возможным в случае, если не предусмотрено других условий международным договором Российской Федерации.

Действовавшее в прошлом положение о рассмотрении военными судами всех дел в местностях, где функционируют другие суды общей юрисдикции, потеряло своё значение.

Согласно статье 22 Закона, гарнизонный военный суд  рассматривает в первой инстанции  гражданские, административные и уголовные  дела, которые не относятся настоящим  Федеральным конституционным законом к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда. Ему также подсудны  дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, которые были приняты им и вступили в силу. Гарнизонный военный суд утверждает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и других переговоров, почтовых, телеграфных и остальных сообщений, на неприкосновенность жилища. Но важно отметить, что, согласно части 2 статье 45 нормы, части 2 статье 15, части 3 статье 22 и части 2 статье 23 Закона, которые касаются решений военных судов об аресте, о заключении под стражу и содержании под стражей, вступают в силу лишь после утверждения соответствующего федерального уголовно - процессуального закона. Наряду с этим, нормы части 3 статьи 22 о подсудности гарнизонным военным судам вопросов об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища вступили в силу лишь с момента официального опубликования Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации". Поэтому данные материалы необходимо рассматривать гарнизонным, а не окружными военными судами, как это было раньше.

Гарнизонный военный  суд анализирует также жалобы на действия (бездействие) лица, которое  осуществляет дознание, следователя, прокурора  и принятые ими решения в случаях  и порядке, установленных федеральным  уголовно - процессуальным законом.

Согласно статье 14 Закона, окружной (флотский) военный  суд рассматривает в первой инстанции  гражданские дела, которые связаны с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни. Он также в пределах, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, которые были приняты ими в первой инстанции и не вступили в силу. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, которые вступили в силу, а также на определения и постановления, которые были приняты окружным (флотским) военным судом во второй инстанции. Также окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу.

Закон впервые  даёт возможность рассматривать  окружным (флотским) военным судом  дел с участием присяжных заседателей. Но норма параграфа 2 части 1 статьи 15 Закона о рассмотрении окружным (флотским) военным судом уголовных дел в составе судьи и коллегии присяжных заседателей, как вытекает из содержания статьи 28 данного Закона, применяется лишь в случаях, которые предусмотрены процессуальным законом. Сегодня правовых оснований для рассмотрения окружными (флотскими) военными судами уголовных дел в указанном составе не существует до внесения определённых изменений в процессуальное законодательство.

 Военная коллегия  рассматривает в первой инстанции  дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства, Министерства обороны, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

Военная коллегия также рассматривает дела по жалобам  и протестам на решения, приговоры, определения и постановления  окружных (флотских) военных судов, которые были приняты ими в первой инстанции и не вступили в силу, а также дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, которые вступили в силу; дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

Кассационная  коллегия Верховного Суда РФ рассматривает  дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и  постановления Военной коллегии, которые были приняты ею в первой инстанции и не вступили в силу.

Президиум Верховного Суда РФ анализирует дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда и военных судов, которые не вступили в силу. 13 
 

  

 

Заключение 

Федеральный конституционный  закон "О военных судах Российской Федерации", который вступил в силу в начале 20 века, сформировал очень плотную основу для осуществления деятельности военных судов общей судебной системе РФ, полностью наделили правами, обязанностями и статусом  лиц, непосредственно участвующих в деятельности военных судов.

Информация о работе Законодательство о военных судах в РФ