Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2011 в 22:46, курсовая работа
Предмет курсовой работы: особенности организации деятельности военных судов, полномочия военнослужащих и их обязанности, история развития и появления военных судов.
Методы курсовой работы:
Исторический метод. Данный метод позволяет мне рассмотреть историю возникновения и развития военных судов.
Анализ. Этот метод даёт возможность рассмотреть основные особенности организации и порядка деятельности военных судов.
Сравнение. Применение этого метода позволяет мне осуществить сравнение порядка организации деятельности военных судов на ранней стадии их возникновения и в настоящее время.
Введение
Глава 1.История военных судов в РФ
Глава 2. Законодательство о военных судах в РФ
2.1. Основные положения организации работы военных судов РФ
2.2. Система организации и комплектования военных судов РФ
2.3. Полномочия военных судов Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Впоследствии судебные решения по данным делам были отменены, как и все осуждения. Причём, надо сказать, что именно Военная Коллегия осуществляла активную реабилитацию все осуждений.
Весьма яркими
изменениями оказались на последнем
этапе культа личности Сталина. 1953 год
считается началом
Принятое в 1957 году Положение о Верховном Суде СССР, а в 1958 г. новое Положение о военных трибуналах оказало существенное влияние на изменения в компетенции военных судов, которая с того времени считалась общей для всех судов общей юрисдикции. Главной целью всех военных судов стало осуществление правосудия, борьба с посягательствами на боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил СССР. Военная Коллегия стала решать вопросы исключительной важности, дела о преступлениях военнослужащих, которые имели весьма высокие воинские звания генерала или занимали должности от командира соединения и выше и им равные. Также Военные Коллегии были вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное военному трибуналу. Положение о Верховном Суде 1979 года закрепило за Военной Коллегией преимущественное право на решение судебных дел в качестве суда первой инстанции. Надо сказать, что Военная Коллегия также продолжала осуществлять надзор за деятельностью военных трибуналов.
Новое Положение о военных трибуналах 1980 года сохраняло прежнюю формулировку основных прав и обязанностей Военной Коллегии. Подобная формулировка просуществовала вплоть до утверждения в 1999 году Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации».
Подобная короткая экскурсия в историю развития и становления военных судов даёт возможность заметить, что военные суды и Военная коллегия в прошлом была органом уголовного судопроизводства и была предназначена ля рассмотрения дел в отношении, главным образом, военнослужащих. Либо Военная Коллегия рассматривала дела, которые затрагивали интересы обороны и безопасности нашего государства.
Военные трибуналы в советский период отечественной истории рассматривались в виде одного из правоохранительных органов нашего государства. При свершении правосудия они должны были «вести борьбу с посягательствами на безопасность СССР, боеспособность и боеготовность его Вооруженных Сил, воинскую дисциплину и установленный порядок несения воинской службы» (ст. 2 Положения о военных трибуналах 1980 г.) Военная коллегия, будучи звеном в системе военных трибуналов, также осуществляла данные социально значимые функции. Только в местностях, где ввиду исключительных обстоятельств не функционировали общие суды, военным трибуналам были подсудны гражданские дела.
Согласно прежней редакции ст. 116 ГПК РСФСР и ст. 20 Положения о военных трибуналах Военная коллегия был способна
изъять любое гражданское дело из любого военного трибунала и принять к своему производству.
Наряду с этим, Военная Коллегия считалась кассационной и надзорной организацией по уголовным делам, рассматривая и наблюдая за нижестоящими военными трибуналами. Она осуществляла обобщение судебной практики военных судов, реализовывала проверку их деятельности и предлагала методические рекомендации судьям, принимая активное участие в решении кадровых вопросов.
Учитывая специфику
и особенности деятельности военных
трибуналов, осуществлялось комплектование
и материально-техническое
Таким образом, утверждение структуры и штатов военных трибуналов совместно осуществляли Министерство юстиции и Министерство обороны. Личный состав военных трибуналов и Военной коллегии входил в штатную численность Вооруженных Сил и обеспечивался всеми видами довольствия наравне с личным составом воинских частей и учреждений Министерства обороны.
Через определённые органы данного Министерства проводилось также и материально-техническое снабжение военных трибуналов, их финансирование, обеспечение транспортом, средствами связи и другими необходимыми ресурсами.
Наряду с этим,
особенность и специфика
Оценку качественного состава работников, которые осуществляли деятельность в Военной Коллегии, подтверждали факты их привлечения к участию в рассмотрении весьма сложных и значимых дел, производством которых занимался Верховный Суд СССР.
Ввиду ликвидации структуры судебной власти бывшего СССР в 1991 году возник вопрос о будущей судьбе военных трибуналов и Военной коллегии.
В.М. Лебедев, который являлся в то время Председателем Верховного Суда РСФСР, осуществляя работу над проектом судебной реформы предложил сохранить военно-судебные органы в нашей стране в качестве составной части судебной системы нового государства.
С учетом суверенного права Российской Федерации, на осуществление всей полноты власти на своей территории, в соответствии с предложением Верховного Суда, постановлениями Президиума Верховного Совета 28 декабря 1991 г. «О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР» и от 13 января 1992 г. «О военных трибуналах» Военная коллегия бывшего Верховного Суда СССР и военные трибуналы, дислоцирующиеся на территории России стали частью общей судебной системы РФ.
С этого времени Военная коллегия действует в составе Верховного Суда Российской Федерации
21 апреля 1992 г.
очередной Съезд народных
Принятие 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации, иначе определившей понятия, цели и задачи судебной власти и методы её реализации, охарактеризовали совсем новый, современный этап в развитии системы военных судов, который способствовал их коренному преобразованию.
Одними из первых шагов на этом пути стало появление, при участии Военной коллегии, Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной защите прав военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц» от 18 ноября 1992 г. № 14 и нормы Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», предоставляющей военнослужащим право обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие их права и свободы.
С 1993 года военные
суды начали рассматривать в порядке
гражданского судопроизводства жалоб
военнослужащих. Их количество из года
в год увеличивалось в
23 октября 1996 г. был утвержден Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». Согласно его положениям, в нашей стране началась формироваться единая судебная система, которая включала и военные суды, в том числе.
Формирование
чрезвычайных судов и судов, которые
не были предусмотрены названным Федеральным
конституционным законом, не допускается.
5
Глава 2.
Законодательство о
военных судах
в РФ
2.1.
Основные положения
организации работы
военных судов РФ
Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" был официально опубликован 29 июня 1999 года. Его принятие позволило завершить реорганизацию военно-судебной системы нашей страны и сформировать автономные и независимые от исполнительной и законодательной ветвей власти суды, которые стали гарантом законности и справедливости в таких государственных структурах, как: Вооруженные Силы Российской Федерации, иные войска, воинские образования и федеральные органы исполнительной власти, которые предусматривали необходимость военной службы. 6
Вступивший в силу новый закон позволил закрепить полномочия военных судов, определить порядок их деятельности и образования, согласно требованиям, представленным в части 3 статьи 22 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации". При этом новый закон учёл новейшие требования, которые настоящее время предъявляются к судам общей юрисдикции. Именно по этой причине Федеральный закон содержит новеллы, которые предусматривают осуществление планов и ля многочисленных судов общей юрисдикции.
Рассматривая Закон, в общем, можно, главным образом, сказать о том, что впоследствии в нем очень популярное развитие приобрёл принцип единства судебной системы РФ, в соответствии с которым военные суды не формируют определённую самостоятельную и независимую ветвь судебной власти. Они, наоборот, наравне с районными, городскими, областными и остальными судами целиком формируют единую, взаимосвязанную систему судов общей юрисдикции, которая возглавляется Верховным Судом РФ. 7
Основной принцип формирования военных судов - территориальный. Они могут быть ликвидированы или созданы только в соответствии с федеральными законами.
Осуществляя деятельность, они руководствуются, как и многие суды общей юрисдикции, таким же процессуальным и материальным законодательством. Но их решения можно обжаловать, как и решения других судов общей юрисдикции, в Верховный Суд РФ. Специфической особенностью всех военных судов является то, что они вершат правосудие в специфических армейских условиях.
Все эти положения определены в статье 1 данного Закона, согласно которому военные суды формируют общую судебную систему РФ, представляют собой федеральные суды общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских образованиях и федеральных органах исполнительной власти, которые предусматривают важность и огромную необходимость прохождения военной службы.
Никакой военный суд не может быть ликвидирован или распущен, если те вопросы, которые были отнесены к его компетенции, не были одновременно переданы в юрисдикцию иного суда. Количество военных судов и численность судей военных судов определяются Верховным Судом РФ. Подобные принципы организации военных судов в России сильно отличаются от действующих, например, в США принципов организации и деятельности военных судов, согласно которым они в этой стране формируют отдельную систему и по многим вопросам осуществления правосудия непосредственно подчиняются военному ведомству. 8
В нашем же новом Законе, напротив, усилены гарантии независимости судей военных судов от командования и исполнительной власти. С этой целью военные суды выведены из состава Вооруженных Сил, куда ранее они организационно входили.
Кроме того, существенно изменен порядок материально - технического обеспечения военных судов, которое до принятия Закона целиком было возложено на органы военного управления, которые зачастую сами были участниками судебных разбирательств в военных судах.
Вооруженные силы продолжают обеспечивать проведение военных судов. Это происходит с помощью использования таких средств, как вооружение, связь, транспорт и охрана служебных помещений и других подразделений, которые предоставляются военным судам. 9
Помимо всех принципов, которые движут деятельностью многочисленных военных судов и общей судебной системой нашей страны, новый закон детально предложил рассмотреть специфические особенности проведения и структуры военных судов, организации их деятельности, которая обусловлена необходимостью работы в войсках.
Необходимо предусматривать, что судьи военных судов и часть работников их аппаратов несут военную службу и обладают воинским званием офицерского состава, что представляет собой принципиальное отличие военных судов от остальных федеральных судов общей юрисдикции. Это связано с тем, что военные суды по своему назначению и статусу напоминают устройство Вооружённых Сил нашей страны.