Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 20:29, реферат
Происходящие в нашей стране преобразования нацелены на повышение эффективности общественного производства. Для решения этой задачи осуществляется целый комплекс мер. Развернулась решительная борьба за повышение качества выпускаемой продукции, внедряются более эффективные формы управления взамен изживших себя административных методов управления, новые формы организации труда и производства, осуществляется переход на принципы полного хозрасчета, происходит реорганизация внешних экономических связей.
Из
краткого рассмотрения формальной процедуры
“ринги” можно видеть, что границы
власти и ответственности управляющих
очерчены довольно слабо. Более того,
на первый взгляд может показаться,
что при таком методе принятия
решений не соблюдается один из основных
принципов менеджмента –
Но
поскольку в японских фирмах существует
глубоко проработанная
Авторитет руководителя настолько силен, безусловен, что даже не явные, косвенные его проявления (в не прямых методах управления) будут вполне достаточны для формирования необходимого управляющего воздействия. Вместе с тем у индивидуумов создается впечатление, что власть создается группой, и они склонны признать ее более действенной. Такая роль руководителя в этой групповой системе подготовки и принятия решений сводится к стимулированию необходимого типа поведения членов группы и созданию нужной атмосферы, социально-психологического климата, который уже сам по себе является залогом правильного решения.
Японцы
все чаще подвергают критике процедуру
“ринги” за ее чрезмерную громоздкость,
за то, что “рингисё” часто загружают
информационные каналы не нужными сведениями.
Тем не менее, они не хотят от нее
отказываться и ограничиваются лишь
некоторыми усовершенствованиями: сокращают
число каналов распространения,
стандартизуют порядок
Процедуру
“ринги” часто именуют
В условиях господства “ринги” отдельный работник не может свободно выступить против проекта, предложенного руководством. Ведь этот проект получил “ всеобщую поддержку” при согласовании, и критика его задним числом выглядит неуместной. По этому любое предложение сверху правомерно считать директивой, которая лишь более или менее хорошо загримирована под “материал для дискуссий”. Внешне обсуждение “рингисё” в нижних эшелонах предстает как довольно демократическая форма принятия решений. Однако не секрет, что обсуждение это несет на себе огромный груз межличностных отношений, типичных для японской культуры: традиционного почитания старших, повышенной чувствительности к авторитетам, ясного осознания каждым участником своего места в организации.
Многие
буржуазные теоретики менеджмента
высказывают мнение, что процедура
“ринги” в Японии постепенно должна
исчезнуть. Они уверены в том,
что японцы, в конце концов, примут
западную манеру принятия решений. Однако,
скорее всего японцы не откажутся
от “ринги”, по крайней мере, в обозримом
будущем. Безусловно, методика “ринги”
будет, изменятся, но сами эти изменения
окажутся специфически японскими. Во всяком
случае, факт заметного психологического
воздействия на работников процедуры
“ринги” продолжает сохранять для
фирменного руководства огромное значение.
Как отмечает М. Ёсино, поскольку
у японцев есть “ринги”, им “не
нужно изобретать какую-то новую
систему принятия решений”.
Условия и практика “трансплантации”
японского опыта.
Существуют два основных канала, по которым японский управленческий опыт переносится в другие страны. Во-первых, все большее число японских форм и их филиалов обосновывается за рубежом, неся с собой свойственную им практику менеджмента, а во-вторых, заметно растет число и неяпонских компаний, которые в разной степени стремятся использовать опыт Страны восходящего солнца.
Примером самого успешного переноса многих японских подходов к управлению за рубеж по праву считается NUMMI – совместное предприятие фирм “Тоёта” и “Дженерал моторз” во Фримонте. Из 1800 его работников 250 прошли подготовку в Японии. Здесь получили распространение группы по совершенствованию производства, гибкое комплектование рабочих бригад и выборность их руководителей, контроль над производственным процессом и качеством силами работающих на линии, выполнение ими нестандартных операций. На NUMMI нет жесткого разграничения функциональных обязанностей. Менеджеры проводят много времени на производственных участках, стремясь максимально расширить обмен информацией с работниками. Таковы основные новшества, закрепившиеся на предприятии. Все остальное осталось “американским”. Производительность труда в NUMMI вдвое выше, чем в среднем на американских заводах “Дженерал моторз”.
Одним
из наиболее активных японских инвесторов
за рубежом является компания “Ниссан”.
Группа Т.Або провела в 1986-1989гг. обследование
предприятий этой фирмы в ряде
стран, включая анкетирование
На американском предприятии “Ниссан” попытки японцев ввести оплату труда на основе индивидуальных оценок вне связи с классификацией видов работ работы встретили серьезное сопротивление – как, впрочем, и на других автомобилестроительных заводах японских фирм в США. Тогда фирма значительно упростила саму классификацию, оставив для производственных рабочих всего четыре вида работы, в то время как в американских фирмах их насчитывалось до нескольких сотен. Расчет делался на максимальное расширение трактовки видов работы и пробуждение тем самым у сотрудника интереса к выполнению разнообразных производственных операций. Пока, однако, это не принесло положительных результатов. Скорее наоборот. Упрощение классификации резко сузило возможности перехода занятых на более высокооплачиваемую работу. В условиях, когда не приживаются системы роста зарплаты с выслугой лет и на основе индивидуальных оценок, это лишь ослабило трудовую мотивацию. Пока японско-американский “гидрид” оказался неудачным, но поиски оптимальных решений продолжаются.
На американском предприятии обучение людей осуществляется большей частью не на рабочем месте, а в центре подготовки кадров. Фактически не применяются ротации.
Вместе
с тем принес плоды курс на поощрение
внутрифирменной кооперации. Введена
система регулярной передачи на рабочие
места телеинформации по всем основ
направлениям деятельности фирмы. Постоянно
проводятся встречи президента с
группой работников, формируемые
по методу случайной выборки. Функционируют
“кружки участия”, которые занимаются
как качеством, так и многими
другими вопросами
С
большими трудностями в применении
японских подходов к управлению фирма
“Ниссан” столкнулась в Испании
и Мексике. На мексиканском предприятии
удалось более или менее
В
обеих странах серьезным
На
испанском предприятии
Пожалуй,
наименьших успехов в деле распространения
своего опыта управления за рубежом
японские фирмы достигли в Германии.
Консультативная компания “Хейдрик
и Страгглс” провела
В целом результаты явно говорят о том, что японские предприятия в ФРГ управляются большей частью “по-немецки”. Далеко не последнюю роль играет тот факт, что сам немецкий менеджмент доказал свою высокую эффективность, что компании ФРГ в основном умеют находить собственные решения проблем мотивации и внутрифирменного взаимодействия.
В
Великобритании главным камнем преткновения
для японцев явились
Реальные же достижения в распространении японских методов на английской почве таковы.
В
ряде компаний более или менее
прижились “кружки качества”,
их имеют, в частности, такие известные
фирмы, как “Ягуар карс”, “Роллс-ройс”,
“Мэй энд Бейкер”, “Веджвут” и
д.р. Согласно специальному обследованию
японских предприятий в Англии, созданных
пять и более лет назад, на них
утвердилась практика создания консультативных
комитетов рабочих и
Ни
одна японская компания в Великобритании
не принимала на себя обязательств
о длительном найме работников. Многие,
однако, последовательно выдерживают
линию отказа от увольнений. От занятых
требуют активного содействия инновационной
деятельности компании. Разрабатываются
и реализуются долговременные программы
развития профессиональной карьеры
работника внутри фирмы. Как на японских
предприятиях, так и в самих
английских компаниях стали
По данным одного из обследований широкого круга английских промышленных компаний, для производственных рабочих систему индивидуальных оценок в 1988году приняло 24% опрошенных фирм против всего 2% в 1977году.