Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:53, курсовая работа
Цель написания данной работы - изучить вопрос взаимоотношения руководителя и трудового коллектива в организации, на примере спортивной секции.
Задачи работы:
1. Определить теоретические положения по управлению коллективом.
2. Провести анализ взаимодействия между руководителем и трудовым коллективом.
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОЛЛЕКТИВОМ
Трудовой коллектив: определение, свойства, классификация, функции
Руководитель организации и его влияние на коллектив
АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ РУКОВОДИТЕЛЕМ И ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
Диагностика межличностных и межгрупповых отношений
Применение социометрического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРУТУРЫ
Внешняя картина внутригруппового взаимодействия может рассматриваться как следствие невидимых глубинных отношений между членами группы, но социометрия не приближает нас к выяснению причин предпочтения и изоляции.
В связи с этим возникает важная социально – психологическая задача, которая должна быть включена в социометрическое изучение - выявление мотивационного ядра выбора в межличностных отношениях, т. е. выявление мотивов, по которым личность готова осуществлять эмоциональный (а также и любой другой) контакт с одними членами группы и отвергать других.
Благодаря введению методической процедуры выделения мотивационного ядра возникает возможность перейти от исследования поверхностного слоя общения к исследованию более глубинных его пластов. Под мотивационным ядром здесь понимается система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочитаемости, проявляемой индивидами в социометрическом исследовании. Выявление мотивационного ядра предпочтительности оказывается полезным всякий раз, когда возникает вопрос, почему социометрическая картина в данной группе именно такова; почему такой –то член группы предпочитает такого – то; почему некоторая часть группы числится в категории "звезд", а другая – в категории "отверженных". Содержание мотивационного ядра выбора партнера в структуре межличностных отношений может служить показателем того уровня, которого достигла данная группа как коллектив. На первых, начальных этапах развития вновь созданных групп при выборе партнера члены группы исходят из эмоционально – личностных симпатий, но затем по мере становления коллектива содержание мотивационного ядра изменяется – выборы обусловлены ориентацией не на внешние достоинства личности, а на её моральные и деловые качества.
Обработка результатов социометрического изучения коллектива осуществляем следующим образом: в заготовленной социометрической таблице (матрице)[1] мы фиксируем выборы участников. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым участником и находим взаимные выборы, которые подсчитываем и записываем. Далее результаты экспериментов оформляем графически в виде социограммы (карты групповой дифференциации). Вначале чертим четыре концентрические окружности. Юношей изобразим в виде треугольников, девушек в виде кружков. Размещение людей на социограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности будут находиться люди, получившие 5 и больше выборов – 1 группа, второй круг – 2 группа – 3-4 выборов; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг – ни одного выбора.
Потом, соединив линиями выбора участников, мы увидим характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления «неразделенной любви».
Следующий этап работы – определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:
а) социометрический статус человека в системе межличностных отношений.
Статус определяется числом полученных им выборов. Участники могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 – «звезды»: 5 и более выборов,
2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,
3 – «принятые» - 1-2 выбора,
4 – «не принятые» - 0 выборов.
1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого участника в группе. Иными словами, насколько человек желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему остальные участники симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.
б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство участников группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе людей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства участников в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;
в) коэффициент взаимности (КВ) выражает характер отношений, существующий в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы участников, но может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. По величине показателя КВ можно отнести группу к одному из 4-х уровней взаимности: 1 - КВ = 15-20% (низкий), 2 - КВ = 21-30% (средний), 3 - КВ = 31-40% (высокий), 4 - КВ = 40% и выше (сверхвысокий);
г) индекс изолированности (ИИ). Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;
д) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого участника, в какой степени люди разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам;
е) половая дифференциация взаимоотношений.
2.2 Применение социометрического исследования
Данное исследование было проведено на предприятии ООО "ДАРИНА" образовалось в ноябре 1992 года как ТОО, в 1998 году преобразовано в Общество с ограниченной ответственностью, учредителями которого являются Исаева Ирина Степановна и Беликов Александр Викторович.
Предприятие осуществляет оказание бытовых и иных услуг населению, предприятиям и организациям, в том числе и по ремонту и пошиву одежды, ремонту часов, бытовых приборов, граверные и ювелирные работы, парикмахерские услуги; оказание юридических услуг; оказание транспортных услуг населению; организация общественного питания через столовые, рестораны, кафе. Структура предприятия является линейно-функциональной и обусловлена основными видами деятельности, осуществляемой предприятием по функциональной специфике сформированы следующие подразделения предприятия: бухгалтерия, диспетчерская служба, отдел кадров, сервисная служба, транспортная служба, юридическая служба.
Исследование было проедено в сервисной группе состоящей из 16 человек. Группа разнополая, возраст от 23 до 45 лет, средний стаж работы на должности от 5,4 года; мужчин в группе меньше чем женщин. Руководитель сервисной службы мужчина, 35 лет, имеет высшее профессиональное образование, стаж управленческой деятельности 7 лет.
В состав сервисной группы входят:
- портной;
- закройщик;
- швея (2 чел.);
- мастер по ремонту часов (2 чел.);
- мастер по ремонту обуви (3 чел.);
- гравер;
- ювелир;
- парикмахер (2 чел.);
- мастер маникюра;
- косметолог;
- начальник сервисной службы.
В результате проведенного социометрического исследования в сервисной службе с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили определенные диагностические показатели. Статусные категории каждого участника представлены в таблице 2.
Таблица 2 - статусные категории сервисной службы ООО "ДАРИНА"
№ п/п | Наименование группы | Количество человек | Номера участников |
1 | Звезды | 4 | 2, 4, 13, 14 |
2 | Предпочитаемые | 2 | 1, 5 |
3 | Принятые | 7 | 6, 8, 10, 11, 12, 15, 16 |
4 | Не принятые | 3 | 3, 7, 9 |
В итоге: уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) - 25% . Мы получили средний уровень благополучия взаимоотношений, так как в группе количество участников имеющих неблагоприятный статус (3 и 4 статус являются неблагоприятными) больше на12 человек, чем участников, имеющих благоприятный статус (1 и 2 статус). Низкий УБВ означает неблагополучие большинства участников группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками. Это подтверждает первую вспомогательную гипотезу, о том, что на формирование благоприятного психологического климата в данном подразделении влияет то, что участников, имеющих неблагоприятный статус в группе больше.
Коэффициент взаимности (КВ) - индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений , существующих в группе. КВ - 34% (из 32 возможных 11 взаимных выборов), из чего следует, что данная группа относится ко 3-ому уровню взаимности (высокий уровень). Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о достаточной сплоченности группы, т.е. в группе практически нет деления на разобщенные группировки. В группе существует несколько лидеров и все взаимоотношения "завязаны" именно на них, причем существуют достаточно тесные связи между членами группы всех статусных образований, кроме последнего (тех участников, которые не получили не одного выбора, хотя и их выборы находят своего адресата во всех статусных уровнях). Причем мы заметили, что девушки и юноши не создают свои группировки обособлено друг от друга, то есть, не наблюдается половая дифференциация в группе.
Из условного распределения людей на группы мы видим, что участники, которых выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого они сами выбирали, имеют почву для более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те, которых может быть и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся. Индекс изолированности (ИИ) – 25 процентов, т.е. данную группу можно отнести к неблагополучной, статусную категорию «не принятые» имеют четыре ребенка.
Выяснили, каким образом участники мотивировали свои выборы. При проведении социометрического исследования ребятам было предложено обозначить свои выборы одним, или несколькими из предложенных мотивов. В результате можно сделать следующие выводы - в основе мотива выбора находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с этим человеком, что не подтверждает основную гипотезу о том, что ведущим мотивом является деловой мотив.
Основными результатами проведенного социометрического исследования являются следующие:
1. В исследуемой группе большинство участников имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства участников коллектива в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в группе. Половая дифференциация в группе не наблюдается. Возможно, это связано с небольшим количеством мужчин в коллективе. Коэффициент удовлетворенности своими взаимоотношениями довольно высокий. Индекс изолированности 25%, данную группу нельзя считать благополучной. В основе мотива выбора у членов группы находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым человеком. В данной группе положение, как мужчин, так и женщин благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.
2. Необходимо изучить систему личных отношений в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого члена в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной деятельности руководителя сервисной службы.
3. Нельзя оставлять без внимания непопулярных участников коллектива. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо руководителю пересмотреть свое личное отношение к этим людям.
На основании полученных результатов можно предложить следующие рекомендации руководителю сервисной службы по совершенствованию взаимоотношений между руководителем и членами группы:
Во-первых, следует обратить особое внимание на установление межпрофессиональных взаимоотношений, что позволит более качественно предоставлять услуги населению.
Во-вторых, тесно взаимодействовать с выявленными неформальными лидерами. Такое поведение руководителя позволит избежать конфликтов на профессиональной основе внутри группы.
В-третьих, анализировать работу персонала с привлечением клиентов. С одной стороны это будет способствовать повышению профессиональной дисциплины отдельных членов группы. С другой стороны позволит, наладит более благоприятные взаимоотношения и с непосредственными клиентами сервисной службы.
Информация о работе Взаимодействие между руководителем и трудовым коллективом