Взаимодействие между руководителем и трудовым коллективом

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной работы - изучить вопрос взаимоотношения руководителя и трудового коллектива в организации, на примере спортивной секции.
Задачи работы:
1. Определить теоретические положения по управлению коллективом.
2. Провести анализ взаимодействия между руководителем и трудовым коллективом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОЛЛЕКТИВОМ
Трудовой коллектив: определение, свойства, классификация, функции
Руководитель организации и его влияние на коллектив
АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ РУКОВОДИТЕЛЕМ И ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
Диагностика межличностных и межгрупповых отношений
Применение социометрического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРУТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ заворин.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

- роль предпринимателя - выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом минимизируя его.

Место руководителя в организации раскрывается в следующих десяти ролях:

"мыслитель" - общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;

"организатор" - координация работы сотрудников;

"штабной работник" - обработка управленческой информации и составление документации;

"кадровик" - отбор, расстановка, оценка персонала;

"воспитатель" - обучение и мотивация персонала;

"снабженец" - обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;

"общественник" - участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях, работа с общественными организациями;

"инноватор" - внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;

"контролер" - контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;

"дипломат" - налаживание связей с другими учреждениями и их представителями.

Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. Множество конкретных функций руководителя можно объединить в две основные функции:

1) достижение групповой цели;

2) сплочение группы и забота о ее сохранении. Вторая функция имеют глубокое социально-психологическое содержание, оценка и использование которого позволяют существенно повысить эффективность деятельности и авторитет руководителя.

              Управляющий становится во главе организации в результате намеренного действия формальной организации - делегирования полномочий. Лидерами, с другой стороны, становятся не по воле организации, хотя возможности вести за собой людей тоже можно увеличить путем делегирования полномочий. Члены организации знают, кто их руководитель, а вот ведомые не всегда знают, что их ведут. В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. В результате руководитель и исполнитель усваивают схожую или несхожую манеру поведения на будущее. Этот процесс влияния руководителя на подчиненного показан на рис. 2.


Рис. 2. Модель влияния руководителя на подчиненного

 

Власть может принимать разнообразные формы, френч и Рэйвен, исследователи в области власти и лидерства (руководства), разработали удобную классификацию основ власти. Согласно их классификации, имеется пять основных форм власти:
1. ВЛАСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА ПРИНУЖДЕНИИ. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности.
2. ВЛАСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА ВОЗНАГРАЖДЕНИИ. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.
3. ЭКСПЕРТНАЯ ВЛАСТЬ. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.
4. ЭТАЛОННАЯ ВЛАСТЬ (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.
5. ЗАКОННАЯ ВЛАСТЬ. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его или ее долг - подчиняться им. Or или она исполняют приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Поэтому законную власть очень часто называют ТРАДИЦИОННОЙ ВЛАСТЬЮ. Законная власть бывает действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он или она стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. В таблице 1 представлены различные методы влияния.

Таблица 1 - Сравнение различных методов влияния

Метод

На что влияет

Плюсы

Минусы

Методы, используемые при личном общении

Использование власти, основанной на обязанности

Поведение в пределах зоны, которую другой считает законной в свете своих обязанностей

Быстрота; не требует затрат ресурсов

Если просьба за пределами зоны, то не действует; если она заходит слишком далеко, ее могут посчитать незаконной

Использование власти, основанной на предполагаемой компетенции

Отношения и поведение в пределах зоны предполагаемой компетенции

Быстрота; не требует затрат ресурсов

Если просьба за пределами зоны, то не действует, если она заходит слишком далеко, ее могут посчитать незаконной

Использование власти, основанной на отождествлении с руководителем

Отношения и поведение, не противоречащие идеалам, лежащим в основе отождествления

Быстрота; не требует затрат ограниченных ресурсов

Ограничен влиянием, не противоречащим идеалам, которые лежат в основе отождествления

Использование власти, основанной на представлении о зависимости

Широкое разнообразие видов поведения, которое может быть управляемым

Быстрота; может быть действенным в тех случаях, когда другие методы не действуют

Повторяющееся влияние поощряет другого человека на приобретении власти над влияющим

Использование власти, основанной на принуждении и на представлении о зависимости

Широкое разнообразие видов поведения, которое может быть легко управляемым

Быстрота; может быть действенным в тех случаях, когда другие методы не действуют

Предрасполагает к ответному удару; очень рискованно

Использование убеждения

Широкий диапазон отношений и видов поведения

Может производить внутреннюю мотивацию, которая не требует управления; не требует власти или расходования ограниченных ресурсов

Может требовать много времени; нужен слушатель

Сочетание различных методов

Зависит от точности сочетания

Может быть более действенным и менее рискованным, чем использование какого-то одного метода

Более дорогостоящий подход, чем какой-то один метод

Косвенные методы

Манипулирование окружением другого человека, используя один или все прямые методы

Широкий диапазон отношений и видов поведения

Может дать результат, когда не срабатывают прямые методы

Может потребовать много времени; сложен для использования; рискованный, если часто используется

Изменение сил, которые воздействуют на индивидуума - правил формальной и неформальной организации, технологии, имеющихся ресурсов, объявленных целей организации

Широкий спектр отношений и видов поведения на непрерывной основе

Имеет непрекращающееся влияние, а не одноразовый эффект; может иметь сильное воздействие

Часто требует проявления значительной власти для достижения цели


Источник: J. P. Kotter, «Power, Dependence and Effective Management», Harvard Business Review, July-August 1977, p. 133.
 

Взаимоотношения руководителя и трудового коллектива выступают мерой оценки готовности последнего к достижению организационной цели, через реализацию индивидуальных качеств отдельного работника и способностей эффективно работать и управлять отношениями в трудовом коллективе его руководителем.

 

 

 

 


2. анализ взаимодействия между руководителем и трудовым коллективом

 

2.1  Диагностика межличностных  и межгрупповых отношений

 

 

Методика диагностики межличностных отношений и межгрупповых отношений (социометрия) Дж. Морено выбрана не случайно. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

     Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называе­мая социометриче­ская процедура, или социометрия.

     Существенное значение для точности эксперимента имеет число выборов, ко­торыми располагают испытуемые. Выборы могут быть сво­бодными ("Назови тех участников коллектива, которых ты пригласил бы к себе на день рождения") и фиксирован­ными ("Назови тех пять участников коллектива, которых ты бы пригласил к себе на день рождения").

     В обоих случаях опрашиваемого обычно просят установить после­дователь­ность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок вы­боров имеет при ана­лизе характера и закономерностей межличностного общения. В группах до 10-15 че­ловек более целесообразно количество выборов не ограничивать, в группах же до 30-40 человек лучше позволить делать 3-5 выборов.

     Социометрическая процедура требует от экспериментатора четкого определе­ния критериев выборов и их количества, исходя из целей и задач исследования. Ре­зультатом этого является карточка опроса. Её содержа­ние составляет обращение к испытуемому, объяснение смысла опроса, инструкцию по заполнению, перечень во­просов, гарантию сохранения тайны ответов, благодарность, шифр.

      Ход социометрических исследований зависит также в значительной мере от личности экспериментатора, от его умения войти в контакт с чле­нами группы, объяс­нить им смысл и важность предстоящих измерений. Вначале необходимо потратить определенное время на знакомство с группой. Этот период называется социометриче­ской разминкой.

     Результаты ответов переносят на так называемые  матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является осно­вой для социометриче­ского анализа. Для удобства обработки данных ка­ждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех эта­пов эксперимента фигурирует под ним. При ис­следовании школьного класса номера учащимся присваиваются согласно алфавит­ного списка.

         Исходя из данных матрицы, можно определить величину социомет­рического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного:

  

    ,

где Ri+ - положительные выборы, полученные i-членом,

       Ri- - отрицательные.

             

Индекс групповой "сплоченности", согласно социометрическим данным, опре­деляется как отношение числа взаимных выборов к теорети­чески возможному для данной группы их количеству.

              Результаты отношений испытуемых друг к другу при ответе по дан­ному крите­рию могут быть изображены на социограмме, т.е. в виде схемы, которая более наглядно, чем матрица выбора показывает суть структуры общения данной группы. Для передачи содержания взаимодей­ствий  выбирающих друг друга членов принята определенная символика рис. 3.

 

              А                            В              (А выбирает В)

 

              А                            В              (А отвергает В)

 

              А                            В              (А выбирает В в первую очередь и С - во

                            C                    вторую)

 

              А                            В              (взаимный выбор)

 

                            А                            (изолированный член)

 

              А                            В              (А выбирает В, но В не выбирает А)

 

              А                            В              (триада, "ядро")

                            С                                                       

                                                                                                                                                                                                                                              (Цепь при сотрудничестве и при 

           А       B        C       D        E        определенных формах передачи

                                                                информации; при изоляции или

                                                                           выпадении С цепь прерывается)

                                         

 

                                                                            

          А        В                   Е                               (расщепленная цепь)

                                D  

 

                                         

 

В                            С                            (структура типа "звезда": при изоляции А

              А                                          группа перестает функционировать,

D                            Е                            распадается)

 

 

 

 

  А              - юноша,                            А              - девушка.

 

Рис. 3 – Символика социограммы             

 

Социограмма наглядно показывает картину эмоциональных тяготе­ний внутри группы, для обнаружения которой путем наблюдений потре­бовалось бы длительное время.

              Имеется около 30 индексов, которые, как следует из социометриче­ской литера­туры, могут характеризовать уровень межличностного обще­ния в группе и некоторые групповые характеристики (сплоченность, ин­тегративность, конфликтность и т.д.).

              Упомянутые индексы выводятся исключительно на основе анализа коммуника­тивных связей в группе, и это не может не вызвать к ним на­стороженного отношения, так как количество выборов, полученное тем или иным индивидом, еще ничего не го­ворит о природе этих выборов – в стороне остается мотивационная сторона выбора. Конечно, каждую группу и как коммуникативную сеть, возникающую в процессе взаимо­действия и общения её членов.

              Однако социометрический анализ может дать лишь самое общее описание этой коммуникативной сети. И его нельзя использовать для оп­ределения мотивов тех или иных выборов одних членов группы другими. Лежащая в основе социометрических исследований модель группы как эмоционально-психологического феномена не дает возможности осуще­ствлять анализ межличностных отношений людей на основе оп­ределен­ных общественно определенных норм, ценностных ориентаций и оценок, сводя все к регистрации взаимодействий и взаимных эмоциональных оце­нок и влече­ний. При таком сугубо специфическом подходе целенаправ­ленная деятельность группы и её членов просто не принимается во вни­мание, не являясь объектом иссле­дования и изучения.

Информация о работе Взаимодействие между руководителем и трудовым коллективом