Взаимодействие между руководителем и трудовым коллективом

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной работы - изучить вопрос взаимоотношения руководителя и трудового коллектива в организации, на примере спортивной секции.
Задачи работы:
1. Определить теоретические положения по управлению коллективом.
2. Провести анализ взаимодействия между руководителем и трудовым коллективом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОЛЛЕКТИВОМ
Трудовой коллектив: определение, свойства, классификация, функции
Руководитель организации и его влияние на коллектив
АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ РУКОВОДИТЕЛЕМ И ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
Диагностика межличностных и межгрупповых отношений
Применение социометрического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРУТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ заворин.doc

— 223.50 Кб (Скачать)


содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ         ПОЛОЖЕНИЯ       ПО УПРАВЛЕНИЮ          КОЛЛЕКТИВОМ

 

1.1

Трудовой коллектив: определение, свойства, классификация, функции

 

1.2

Руководитель организации и его влияние на коллектив

 

2

анализ взаимодействия между руководителем и трудовым коллективом

 

2.1

Диагностика межличностных  и межгрупповых отношений

 

2.2

Применение социометрического исследования

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРУТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Успехи процветание предприятия, прежде всего, зависит от взаимоотношений между руководителем организации и трудовым коллективом.

Коллектив - это общность людей, в основе жизнедеятельности которой лежит ценностно-ориентационное единство его членов, причем основные ценностные ориентации являются общественно-значимыми.

Можно выделить следующие типы коллективов: учебные, трудовые, воинские, спортивные, общественно-политические, коллектив людей, объединенных по интересам (рыболовы, охотники, автолюбители) и др.

Трудовой коллектив - это объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность в какой-либо конкретной организации (коммерческой, государственной, муниципальной). Трудовой коллектив является основной ячейкой общества, которая объединяет всех работников предприятия, учреждения, организации для достижения определенной конкретной цели их совместной трудовой деятельности.

В профессионально-квалификационной структуре коллектива выделяют следующие группы работников: высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные, неквалифицированные, практики, работники со средне-специальным образованием, с высшим образованием.

В трудовом коллективе выделяют формальные и неформальные организации.

Цель формальной организации - сделать управление людьми эффективным, а поведение их контролируемым и предсказуемым. В отличие от формальной, неформальная структура взаимоотношений строится на принципах саморегуляции и самоорганизации. Управление отношениями в трудовом коллективе оказывает огромное влияние на результаты хозяйственной деятельности любого предприятия.

Управляя трудовым коллективом, необходимо сделать определенный выбор. Далеко не всегда коллективные нормы и правила соответствуют нормам и правилам. Отношения с руководителем также будут строиться на основе существующих в трудовом коллективе представлений. Успех в бизнесе в значительной степени зависит от того, насколько эффективно используются ресурсы, в том числе и трудовые, то есть персонал и насколько правильно осуществляется управление отношениями в трудовом коллективе.

Степень разработанности проблемы.

Анализ монографической и периодический литературы по проблематике курсовой работы показал, что научных публикаций по проблемам взаимоотношений в трудовых коллективах для построения системного представления о предмете данного исследования довольно много. Изучением данного вопроса занимались такие исследователи как Ф. Котлер, М. Мескон, Ф. Фердоури. Из отечественных ученых выделим Хруцкого А. И, Казначевскую Г.Б. и других.

Цель написания данной работы - изучить вопрос взаимоотношения руководителя и трудового коллектива в организации, на примере спортивной секции.

Задачи работы:

1. Определить теоретические положения по управлению коллективом.

2. Провести анализ взаимодействия между руководителем и трудовым коллективом.

Объект исследования - взаимоотношения в трудовом коллективе.

Предмет исследования - модели, повышающие эффективность взаимоотношений в трудовых коллективах.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труду отечественных и зарубежных специалистов по данной проблеме.

Теоретическая и практическая значимость курсовой работы определяется актуальностью поставленных задач и достигнутым уровнем разработанности проблематики, оценкой перспектив развития взаимоотношений в трудовых коллективах.


1         ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ         ПОЛОЖЕНИЯ       ПО УПРАВЛЕНИЮ          КОЛЛЕКТИВОМ

 

1.1 Трудовой коллектив: определение, свойства, классификация, функции

 

Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Малая группа, чтобы называться коллективом, должна соответствовать весьма высоким требованиям:

- успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности);

- иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;

- создавать для каждого своего члена возможность развития личности;

- быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

Группа на пути к коллективу проходит несколько этапов:

1) взаимная ориентация - этот этап заключается в самопрезентации, наблюдении друг за другом, попытках понять для себя важные свойства партнеров. Это этап невысокой работоспособности группы. Мероприятия, сокращающие эту фазу - организация встречи с изложением цели группы и функций ее членов;

2) эмоциональный подъем - определяется преимуществом контактов, оживленных новизной ситуации;

3) спад психологического контакта - возникает потому, что люди приступают к совместной деятельности, в которой обнаруживаются не только достоинства, но и недостатки. Формируется некоторая взаимная неудовлетворенность;

4) подъем психологического контакта.

Исходя из вышесказанного, дадим определение понятию коллектив.

Коллектив - это общность людей, в основе жизнедеятельности которой лежит ценностно-ориентационное единство его членов, причем основные ценностные ориентации являются общественно-значимыми[2].

Трудовой коллектив наделен полномочиями, определяемыми Трудовым Кодексом РФ. Свои полномочия трудовой коллектив реализует прежде всего через общие собрания (конференции) работников организации. Трудовому коллективу также предоставляется право создавать иные представительные органы работников.

Все трудовые коллективы имеют общие свойства:

- наличие общей цели, единство интересов членов трудового коллектива;

- организационная оформленность в рамках социального института;

- общественно-политическая значимость деятельности;

- отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи;

- социально-психологическая общность членов коллектива;

- управляемость;

- наличие четко обозначенной структуры взаимодействий и определенного круга обязанностей, прав и задач.

В основу классификации трудовых коллективов может быть положено несколько критериев, в соответствии с которыми они могут быть подразделены следующим образом:

а) по формам собственности (государственные, частные);

б) по формам деятельности (производственные и непроизводственные);

в) по времени существования (временные и постоянные);

г) по стадии развития (формирующиеся, стабильные, распадающиеся);

д) по подчиненности (основной, первичный, вторичный).

Трудовые коллективы призваны выполнять следующие типичные функции:

1. Функция управления производством - осуществляется через различные формальные органы коллективного управления, общественные организации, специальные выборные и назначаемые органы, непосредственное участие работников в управлении.

2. Целевая - производственная, экономическая: выпуск определенной продукции, обеспечение экономической эффективности деятельности и т.д.

3. Воспитательная - осуществляется методами социально-психологического воздействия и через органы управления.

4. Функция стимулирования эффективного трудового поведения и ответственного отношения к профессиональным обязанностям.

5. Функция развития коллектива - формирование навыков и умений коллективной работы, совершенствование методов деятельности.

6. Функция поддержки рационализаторства и изобретательства.

С содержательной стороны трудовой коллектив определяют как такую общность, в которой межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. При таком понимании трудового коллектива в его структуре всегда (в разной степени) присутствуют три главных элемента: лидерская группа, ядро, периферийная часть. Лидерскую группу представляют члены трудового коллектива, на которых функционально возложена функция руководства, или член коллектива, который в силу своих личностных качеств пользуется авторитетом у большинства других его членов.

Группы могут быть подразделены на две разно­видности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социаль­ными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и кол­лективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной дея­тельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.

          Эта классификация может быть наглядно представлена в виде рисунка 1, предложенной в учебнике Г.М. Андреевой «Социальная психология, с. 194»

 

 

Группа

 

 

 

 

 

 

 

Услов­ные

 

 

 

 

 

Реаль­ные

 

 

 

 

 

 

Лаборатор­ные

 

 

 

Естествен­ные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Боль­шие

 

 

 

Малые

 

Орга­низованные

 

 

 

 

 

 

Не организо­ванные

 

Становя­щиеся

Коллективы

Информация о работе Взаимодействие между руководителем и трудовым коллективом