Выработка стратегий: путей и методов достижения целей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы разобраться в выработке стратегий, путей и методов достижения целей.
В этой связи можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть виды деловых стратегий.
2. Рассмотреть выбор стратегии деятельности.
3. Рассмотреть стратегическое планирование.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3стр.
1. Виды деловых стратегий………………………………………………….5стр.
2. Выбор стратегий деятельности на производстве……………………….11стр.
3. Стратегическое планирование на производстве………………………..16стр.
Заключение…………………………………………………………………..23стр.
Библиографический список литературы…………………………………..26стр.

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

     Процесс стратегического планирования включает уточнение линии деятельности и целей  фирмы, выработку тактики, процедур и правил действия, распределение ресурсов, оценку структуры предприятия.

     Тактика – это конкретные краткосрочные  стратегии, согласованные с общими долгосрочными планами и конкретной ситуацией фирмы10. Тактика должна быть гибкой, учитывать изменения внутренних и внешних факторов.

     Стратегические  планы должны быть разработаны таким  образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.

     Существуют  следующие виды стратегического  планирования11:

     Долгосрочное (перспективное) планирование. Поскольку при разработке планов идут от будущего к настоящему, планы, рассчитанные на более короткий срок, становятся составной частью перспективных. Перспективные планы отражаются долгосрочные цели и генеральную стратегию действий. Разрабатываемые альтернативные стратегии, в план не включается, а отражаются в специальных программах, содержащихся в приложениях. Перспективные планы включают в себя показатели и предложения, которые отражаются в обобщенных, чаще всего финансовых, показателях. Перспективные планы разрабатываются на срок от 5 до 10 лет.

     Среднесрочное планирование. В их основе лежит реальный спрос на продукцию организации, изменение ее характеристик в ближайшем будущем, перестройка технологии производства, финансовые ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и др. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 до 5 лет.

     Краткосрочное планирование. Такое планирование охватывает период в несколько недель или месяцев. Оно нацелено на регулирование текущего использования ресурсов и реализуется через составление календарных программ производства и контроля за ним, управления материальными запасами и полученными кредитами.

     Оперативное планирование. В задачу оперативного планирования входит контроль за ежедневной загрузкой оборудования, последовательность операций, расстановка работников и др.

     Стратегическое  планирование включает в себя четыре основных вида управленческой деятельности:

     1. распределение ресурсов: распределение имеющихся фондов, высококвалифицированных кадров, а также технологического и научного опыта, имеющегося в организации.

     2. адаптация к внешней среде: действия, которые улучшают отношения фирмы с окружающей внешней средой, т.е. взаимоотношения с общественностью, правительством, различными государственными учреждениями.

     3. внутренняя координация работы всех отделов и подразделений. Этот этап включает в себя выявление сильных и слабых сторон фирмы для достижения эффективной интеграции операций внутри организации.

     4. осознание организационных стратегий. Здесь учитывается опыт прошлых стратегических решений, который дает возможность прогнозирования будущего организации (рис. 1).

     Стратегическое  планирование само по себе не гарантирует  успеха, и организация, создающая  стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. 

     

     Рис.1. Схема этапов стратегического  планирования. 

     Принимая  обоснованные и систематизированные  плановые решения, руководство снижает  риск принятия неправильного решения  из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Т.о. планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.

     Формирование  стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую  подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководство

     После составления долгосрочных и тактических  планов необходимо разработать дополнительные ориентиры, чтобы избежать дезориентации  и неправильного толкования этих планов, т.е. выработать определенную политику.

     Практическая  политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей.

     Процедуры описывают действия, которые следует  предпринять в конкретной ситуации. Когда ситуация часто повторяется, имеет смысл применить испытанный способ действия и выработать стандартизированные указания.

     Распределение ресурсов является одной из основных задач планирования. Планы помогают рационально распределить ресурсы  по направлениям работ для достижения поставленных целей. Ресурсы, распределенные в количественной форме, образуют бюджет фирмы.

     Оценка  структуры предприятия. После выбора стратегии и разработки плана  необходимо проверить структуру  организации, чтобы выяснить, способствует ли она достижению целей. Стратегия  определяет структуру, а не наоборот. По мере развития организации и эволюции ее целей меняются стратегия и планы. Эго должно происходить и со структурой.

     Существует  динамичное взаимодействие между стратегией, структурой и средой, в которой  функционирует фирма. Одна из основных ошибок, совершаемых многими фирмами, состоит в том, что новую стратегию они просто налагают на существующую структуру фирмы. Неспособность или отсутствие стремления признать важность структуры в процессе планирования обрекли многие эффективные стратегии на неудачу.

     Одним из самых существенных решений при  планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации  обозначается как миссия, и все  остальные цели вырабатываются для  ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей.

     Миссия  детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для  определения целей и стратегий на различных уровнях развития.

     При определении миссии организации  необходимо учитывать:

     - формулировку задачи организации  с точки зрения производства  ею товаров или услуг, а также  основных рынков и ключевых  технологий, используемых в организации;

      - положение фирмы по отношению  к внешней среде;

      - культуру организации: какой  рабочий климат существует в  данной организации; какой тип  работников привлекает данный  климат; каковы основы взаимоотношений  руководителей фирмы с рядовыми  сотрудниками; - кто является клиентами  (потребители), какие потребности клиентов (потребителей), фирма может успешно удовлетворить.

     Реализация  стратегического плана предполагает систему практических действий и  организационных мер, обеспечивающих выполнение избранной стратегии  и целей. Имеет большое значение  постоянная оценка реализации плана для определения его правильности и выявления проблем. В случае необходимости вносятся соответствующие корректировки. Без отлаженного четкого механизма реализации стратегический план будет набором добрых пожеланий.

     Исходя  из опыта работы организаций, успешной реализации стратегического плана способствует выполнение ряда правил.12 Прежде всего, цели, стратегия и планы должны быть доведены до сведения всех работников фирмы, чтобы добиться с их стороны понимания того, что делает фирма, и вовлечь их в процесс реализации стратегии. Необходимо провести набор и обучение персонала, включая менеджеров, исходя из выбранных стратегий; создать эффективный мотивационный механизм, обеспечивающий заинтересованность персонала в достижении поставленных целей, сформировать систему контроля, измерения, оценки работы и достигнутых результатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     Характерными  признаками стратегического управления являются:

     - видение долгосрочной перспективы организации;

     - опора на человеческий потенциал как на стержень организации, представляющий ее основную ценность;

     Ориентация деятельности на запросы потребителей:

     - осуществление гибкого реагирования на изменения;

     - в окружении, позволяющего добиться конкурентных преимуществ;

     - ориентация всей совокупности мер в расчете на выживание и достижение своих целей в долгосрочной перспективе.

     Стратегия – это обобщенная модель действий, необходимых для достижения целей.

     Все виды стратегий, встречающихся в  мире бизнеса, можно объединить в  три группы:

     - наступательная, или стратегия прорыва;

     - оборонительная, или стратегия выживания;

     - стратегия сокращения и смены видов бизнеса.

     Каждая  из них имеет множество вариантов  в зависимости от конкретных условий  деятельности фирмы. Могут быть и  многоцелевые стратегии, которые сочетают в себе элементы каждой из групп.

     Рассматриваются следующие виды стратегий:

     1) Стратегия роста, которая предполагает  изменение продукта и (или)  рынка.

     2) Стратегия глубокого проникновения  на рынок, при которой фирма   делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать  лучшие позиции.

     3) Стратегия развития рынка заключается  в поиске новых рынков для  уже производимого товара.

     4) Стратегия развития продукта  предполагает рост за счет  выхода  на освоенный рынок  с новым продуктом.

     5) Стратегия диверсификации осуществляет  выход с новым товаром на новый рынок.

     Другая  группа стратегий связана с тем, что фирма расширяется путем  добавления новых структур. Они называются стратегии интегрированного роста. Фирма может осуществлять интегрированный рост, как путем приобретения собственности, так и расширением изнутри.

     Выбор стратегии деятельности осуществляет руководство организации на основе анализа ключевых факторов, характеризующих  ее состояние, портфеля продукции, а  также характера и сущности реализуемых ею стратегий. Из ключевых факторов, прежде всего, исследуются сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы, являющиеся зачастую решающими при выборе стратегии.

     Анализ  ключевых факторов осуществляется по методу SWOT (аббревиатура от англ. cлов  Strengths, Weakness, Opportunities, Threats – сила, слабость, возможности, опасности). SWOT – это метод анализа всего предприятия, сверху донизу, внутри и снаружи, позволяющий точно определить, какие внутренние аспекты и внешние условия могут послужить основой будущего роста. SWOT делится на анализ внутренних факторов деятельности предприятия (сильные и слабые стороны) и внешних факторов (возможности и опасности).

     Стратегическое  планирование включает разработку и  реализацию системы мер по осуществлению выбранных стратегий и достижению поставленных целей. Оно базируется на анализе исходных позиций и прогнозах изменений важнейших параметров бизнеса. Стратегическое планирование позволяет фирме придерживаться выбранного курса и тактики, помогающей гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.

Информация о работе Выработка стратегий: путей и методов достижения целей