Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа
Стратегическое управление развитием организации заключается в умении моделировать ситуацию, способности выявлять необходимость изменений, разработке самой стратегии, а также в способности воплощать стратегию в жизнь. Вместе с тем, стратегическое управление представляет собой систему действий, необходимых для достижения поставленных целей, зачастую в условиях ограниченности ресурсов. Кроме того, стратегия организации состоит как из продуманных целенаправленных действий, так и из действий, которые являются реакцией на непредвиденное развитие событий, в этом и состоит актуальность работы.
Целью работы является исследование методики формирования стратегии на стадии роста предприятия для повышения эффективности принятия управленческих решений по выбору его дальнейшего направления развития.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы выбора стратегии…………………………….5
1.1. Понятие стратегии роста…………………………………………………...5
1.2. Классификация стратегий…………………………………………………..9
Глава 2. Анализ выбора и реализации стратегии……………………………..10
2.1. Выбор стратегии роста и их характеристики…………………………….10
2.2. Базовые стратегии………………………………………………………….14
2.3. Жизненный цикл продукта………………………………………………...16
Глава 3. Анализ выбора и реализации стратегии создания нового продукта (товара) на стадии роста табачной компании ЗАО «Филип Моррис Ижора»……..18
3.1. Анализ и оценка потенциала ЗАО «Филип Моррис Ижора»…................18
3.2. Реализация стратегии ЗАО «Филип Моррис Ижора»…………………...21
Заключение…………………………………………………… ………………...25
Список литературы……………………………………………………………..27
Министерство образования и науки РФ
Институт управления производственными и инновационными программами
Кафедра
менеджмента
Курсовая работа
по
дисциплине «Стратегический
менеджмент»
ТЕМА: Выбор стратегии на стадии роста предприятия
(на
примере ЗАО «Филип
Моррис Ижора»)
студента 5 курса 6730310061 шифр
заочной формы обучения
Акимова Ю.Г. (ФИО студента)
Научный руководитель:
Короткий
С.В. (ФИО руководителя)
Содержание
Введение……………………………………………
Глава 1. Теоретические основы выбора стратегии…………………………….5
1.1. Понятие стратегии роста…………………………………………………...5
1.2.
Классификация стратегий…………………………………………………..
Глава 2. Анализ выбора и реализации стратегии……………………………..10
2.1. Выбор стратегии роста и их характеристики…………………………….10
2.2.
Базовые стратегии………………………………………………………
2.3.
Жизненный цикл продукта………………………………………………...
Глава 3. Анализ выбора и реализации стратегии создания нового продукта (товара) на стадии роста табачной компании ЗАО «Филип Моррис Ижора»……..18
3.1. Анализ и оценка потенциала ЗАО «Филип Моррис Ижора»…................18
3.2. Реализация стратегии ЗАО «Филип Моррис Ижора»…………………...21
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Стратегическое управление развитием организации заключается в умении моделировать ситуацию, способности выявлять необходимость изменений, разработке самой стратегии, а также в способности воплощать стратегию в жизнь. Вместе с тем, стратегическое управление представляет собой систему действий, необходимых для достижения поставленных целей, зачастую в условиях ограниченности ресурсов. Кроме того, стратегия организации состоит как из продуманных целенаправленных действий, так и из действий, которые являются реакцией на непредвиденное развитие событий, в этом и состоит актуальность работы.
Целью работы является исследование методики формирования стратегии на стадии роста предприятия для повышения эффективности принятия управленческих решений по выбору его дальнейшего направления развития.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
- Определить миссию, цели, роль предприятия, исследовать проблемы, тенденции и особенности стратегии на стадии роста предприятия;
- Обосновать необходимость разработки стратегии на стадии роста предприятия;
- Выявить специфические для формирования стратегии на стадии роста предприятия черты;
- Разработать методику формирования стратегии на стадии роста предприятияю.
Объектом исследования выступает табачная компания ЗАО «Филип Моррис Ижора» в Санкт-Петербурге.
Предметом исследования является процесс формирования стратегии на стадии роста предприятия.
Методы исследования:
- Изучение источников и практики, как отечественной, так и зарубежной;
- Технико-экономические методы обработки количественных результатов;
- Моделирование стратегий.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Выявлены специфичные для формирования стратегии на стадии роста предприятии черты, обусловленные особенностями стратегического управления, в том числе автором определена характерная миссия и цели организации, наличие которых влияет на принятие управленческих решений по дальнейшему его развитию.
2. Разработана методика поэтапного формирования стратегии на стадии роста предприятия, позволяющая руководителям организации обоснованно принимать управленческие решения, касающиеся выбора дальнейшего направления развития предприятия.
Практическая
значимость заключается
в возможности
использования разработанной
автором методики в
процессе разработки
стратегии на стадии
роста предприятия.
Глава
1. Теоретические основы
выбора стратегии
1.1.
Понятие стратегии роста
Стратегия - интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности.
В литературе существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.
Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. При таком понимании, стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование, в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.
В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция (соответствует стратегии второго типа) включает в себя несколько элементов. Прежде всего, к ним относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели. Другой элемент стратегии – политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей.
Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется в различного рода проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения. Значительные затраты труда и времени многих людей, необходимые для создания стратегии предприятия, не позволяют ее часто менять или серьезно корректировать. Поэтому она формулируется в достаточно общих выражениях.
Вместе с тем, как внутри организации, так и вне ее появляются новые непредвиденные обстоятельства, которые не укладываются в первоначальную концепцию стратегии. Они могут, например, открыть новые перспективы развития и возможности для улучшения существующего положения дел или, наоборот, заставить отказаться от предполагаемой политики и плана действий. В последнем случае первоначальная стратегия становится нереализуемой и предприятие переходит к рассмотрению и формулированию неотложных стратегических задач.
В общем случае, на предприятии может быть разработано и реализовано четыре основных типа стратегий:
1. Стратегии концентрированного роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.
2. Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.
3. Стратегии диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.
4. Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.
Любая стратегия включает общие принципы, на основе которых менеджеры данной организации могут принимать взаимоувязанные решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное достижение целей в долгосрочном периоде. Выделяют четыре различные группы таких принципов (правил):
1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание – заданием.
2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Это набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.
3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией.
4. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами.
Основные отличительные особенности стратегии выделил И. Ансофф в своей книге "Стратегическое управление", 1989 г.:
1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
3. Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события.
4. В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
5. Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.