Возможности по товарам и рынкам

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение сущности стратегического планирования и процесс разработки стратегического плана как необходимый элемент существования предприятия, рассмотреть стратегию организации на основе матрицы БКГ.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Стратегия организации на основе матрицы БКГ
1.1. Понятие матрицы БКГ. 2
1.2. Роль матрицы БКГ в формировании товарной стратегии. 2
Глава 2. Стратегическое планирование
2.1.Стратегическое планирование и деятельность организации. 2
2.2. Стратегическое управление. 2
Глава 3. Возможности по товарам и рынкам
3.1. Матрица возможностей Ансоффа по товарам и рынкам 2
Заключение. 2
Список литературы. 2

Работа содержит 1 файл

курсовая Стратегии организации на основе матрицы БКГ «возможности по товарамрынкам.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

   Таблица 5

   Определение значения  уровня нестабильности

Уровень нестабильности вид стратегического  управления
3,0-3,5 стратегическое  планирование
3,5-4,0 управление  посредством выбора стратегических позиций
4,0-4,25 управление  путем ранжирования стратегических задач
4,25-4,75 управление  в условии слабых сигналов
4,75-5,0 управление  в условиях стратегических неожиданностей

    
      Чем выше уровень нестабильности, тем сложнее управление и больше усилий необходимо затрачивать для перехода на такой вид управления.

Основные  элементы стратегического плана  и организация его разработки:

   Под стратегическим планом предприятия (корпорации) принято понимать совокупность миссии, целей и стратегий их достижения, сформулированных на различных организационных уровнях управления различными менеджерами.

   Основными элементами процесса стратегического  планирования являются: формулирование миссии и целей предприятия, определение угроз и новых возможностей внешней среды, оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к его конкурентам, анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии предприятия, а также разработка общих направлений (планов, политики), обеспечивающих реализацию стратегии. Учитывая итерационный характер стратегического планирования, необходимым элементом этого процесса является оценка реализации стратегии.

   Формулирование  миссии. Миссия является общей целью предприятия, определяющей причину и назначение его существования. Миссия определяет бизнес предприятия, обеспечивая направления и ориентиры при формулировании его целей и стратегий на различных организационных уровнях. Миссия формулируется до начала хозяйственной деятельности предприятия и изменяется в редких случаях при полной переориентации его деятельности. Содержание миссии должно отражать:

  • Определение предпринимательской деятельности предприятия, характеризующее главную цель относительно его основных товаров или услуг, предлагаемых рынку (целевому потребителю) с учетом конкретной технологии, которой оно владеет (или которую планирует внедрить).
  • Рабочие принципы предприятия, вытекающие из анализа 
    угроз и возможностей ее внешней среды, которыми должны руководствоваться все сотрудники при формулировании и реализации целей предприятия.

Формулирование  миссии должно предусматривать определение и описание концептуальных вопросов перспективного развития предприятия на длительный период. Концептуальные вопросы включают, прежде всего, философию, отражающую взгляды и ценности руководства предприятия, служащие основой создания системы мотивации, внутреннюю концепцию перспективного развития предприятия и внешний образ предприятия, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность перед потребителями, партнерами и обществом в целом. При определении миссии также описываются продукты и (или) услуги, предлагаемые предприятием, характеристика целевого рынка и общие цели предприятия.

   Предприятие представляет собой открытую систему, действующую в конкретной внешней среде, и его главные цели должны отражать взаимодействие с этой средой, обеспечивая ее запросы и требования.     Рассматривая миссию с точки зрения определения и удовлетворения основных потребностей покупателя, руководство фактически создает клиентов для поддержки предприятия в будущем. Реализуя определенную предпринимательскую деятельность, предприятие должно получать выгоду, достаточную для своего существования и развития, а также приносить доход собственнику предприятия и обеспечивать рост капитала.

Пример. Генри Форд определил миссию компании «Форд» как предоставление людям дешевого транспорта. Эта удачная миссия практически предопределила успех компании.

   Формулирование  целей. Цели предприятия формулируются и устанавливаются на основе его общей миссии и определенных ценностей, на которые ориентируется высшее руководство.

   Каждое  предприятие индивидуально и цели их различны. Однако существуют общие правила и рекомендации по формулированию целей предприятия.

   Во-первых, цели должны быть правильно сформулированы. Правильно сформулировать означает, что цели должны отражать основной предмет предпринимательской деятельности предприятия (его продукция, услуги) и соответствующие количественные показатели по этому предмету.

   Во-вторых, необходимо эффективно довести цели исполнителям (сотрудникам подразделениям) в форме, обязательной для исполнения на всех уровнях организационной структуры пред приятия. Это означает, что должны быть приняты конкретны управленческие решения, делающие цели обязательными для достижения их всеми сотрудниками предприятия.

   В-третьих, для успешного решения конкретных задач по достижению целей предприятия исполнители должны быть обеспечены необходимыми ресурсами, в том числе информацией. При этом необходимую информацию следует рассматривать как важнейший ресурс, определяющий эффективную реализацию целей.

   В-четвертых, необходимо обеспечить действенные меры стимулирования выполнения целей предприятия в соответствии с их важностью и приоритетами. Обеспечение стимулирования работы исполнителей целей является важным элементом организации успешной деятельности предприятия.

Организация реализации целей и общей стратегии  предприятия:

   Сформулированные  цели и выбранная общая стратегия  развития предприятия являются главными элементами (компонентами) стратегического планирования. Они определяют желаемый Результат эффективного развития предприятия и общий подход к его достижению. Однако такой подход дает большую свободу действий менеджерам различных уровней и сотрудникам, ответственным за достижение целей, когда выбор ими конкретных действий может не привести к достижению желаемого результата предприятия в целом. Для обеспечения скоординированных действий ответственных исполнителей высшее руководство предприятия должно разработать дополнительные организационные решения по достижению целей и организовать реализацию стратегического плана.

   Основной  задачей этих решений является ориентация будущих действий и поведения  ответственных исполнителей и менеджеров всех уровней на достижение общих целей предприятия.

   Основными элементами решений руководства, направленных на организацию согласованных действий всех исполнителей по достижению целей  предприятия, являются тактика, политика, процедуры и правила.

   Тактика. Организация реализации стратегических целей предприятия предусматривает  их разделение на долгосрочные, среднесрочные  и краткосрочные цели. Реализация этих целей рассчитана соответственно на весь горизонт (период) планирования, определенную его часть и в ближайший период (в первый — второй год). Краткосрочные цели согласуются со среднесрочными и долгосрочными целями и обеспечивают их достижение. Аналогично краткосрочным целям необходимо разрабатывать краткосрочные стратегии, которые называют тактиками. Тактика и достижение краткосрочных целей позволяют определить правильность стратегического выбора предприятия и при необходимости внести соответствующие коррективы в достижение желаемого результата при реализации выбранной стратегии. Характерные особенности и требования к формированию тактики предприятия сводятся к следующему. Тактика всегда разрабатывается исходя из общей стратегии предприятия и в ее развитие. В отличие от стратегии развития предприятия, которая разрабатывается на высшем уровне управления, тактика в большинстве случаев определяется на среднем уровне руководства (или при его активном участии).

   Политика  формулируется высшим руководством предприятия на весь период реализации стратегического плана. Политика служит общим руководством для действий и принятия решений, которое способствует достижению целей предприятия. Она является долгосрочным ориентиром для принятия конкретных решений на всех уровнях управления при выполнении стратегического плана. Политику следует также рассматривать как некоторую совокупность правил, определяющих направления действий по реализации стратегии и достижению целей предприятия в ближней и дальней перспективе. Политика, как правило, разрабатывается применительно к достижению функциональных целей предприятия (в области маркетинга — маркетинговая политика, в области финансов — финансовая политика, в области инноваций — инновационная или техническая политика и т.д.).

   Процедуры и правила. При реализации стратегического плана полезно использовать прошлый опыт предприятия для будущих решений, если они имеют тенденцию повторения. При этом отпадает необходимость заново проводить анализ повторяющихся или схожих ситуаций, когда в прошлом подобный анализ привел к удовлетворительному решению. Применительно к этому случаю обычно разрабатываются стандартизованные указания. Эти указания, называемые процедурами, регламентируют определенную последовательность действий в конкретных ситуациях. Процедура представляет собой описание совокупности действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации.

   Когда успешная реализация плана зависит  от точного выполнения конкретного задания, целесообразно полностью исключить всякую свободу выбора. Для таких случаев разрабатываются соответствующие правила. Правило точно определяет, что должно быть сделано в специфической (единичной) ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретную ситуацию, предусматривающую ограниченные действия. Процедуры используются в ситуациях, когда имеется некоторая последовательность связанных между собой действий.

Глава 3. Возможности по товарам и рынкам

3.1. Матрица  возможностей Ансоффа по товарам  и рынкам

     Матрица возможностей по товарам/рынкам, известная также под названием «продукция — рыночная определенность», является классической моделью, используемой при разработке стратегических альтернатив в 60-е годы и впервые предложенной И. Ансоффом под названием «вектор роста». Эта матрица в принципе предусматривает использование четырех стратегий для сохранения или увеличения доли рынка.

   Выбор стратегии развития зависит от степени  насыщенности рынка и возможностей предприятия постоянно обновлять  производство. Несмотря на свою принципиальную альтернативность, две или более  стратегии могут сочетаться. Рассмотрим последовательно перечисленные выше стратегии и раскроем условия их применения в современной российской экономике.

   Квадрант I матрицы показывает направленность стратегии предприятия на существующие продукты и рынки. Эту стратегию называют также методом «экономии издержек», или «улучшай то, что уже делаешь». Эта стратегия эффективна для предприятия или его самостоятельных хозрасчетных подразделений (СХП), когда рынок растет или еще не насыщен. Предприятие стремится расширить сбыт имеющихся товаров на существующих рынках при помощи интенсификации товародвижения, поступательного продвижения и самых конкурентоспособных цен. Это увеличивает сбыт, привлекает тех, кто раньше не пользовался продукцией данного предприятия, а также клиентов конкурентов и увеличивает спрос уже привлеченных потребителей.

   Квадрант II матрицы показывает направленность стратегии на развитие рынка, т.е. на создание новых рынков для продукции, выпускаемой уже достаточно длительное время. Эта стратегия эффективна если: предприятие стремится расширить  свой местный внутренний рынок; в результате изменения стиля жизни и демографических факторов возникают новые сегменты на рынке; для уже хорошо известной продукции предприятия выявляются новые сферы применения. Предприятие стремится увеличить сбыт существующих товаров на рынках или побудить потребителей по-новому использовать уже имеющуюся продукцию. Оно может проникать на новые сегменты рынка, спрос на которых еще не удовлетворен; по-новому предлагать существующие товары, использовать новые методы распространения, делать более эффективные усилия по их продвижению.

     Таблица 6

     Стратегия побуждения потребителей к новому использованию  имеющихся товаров

Стратегия Примеры
Разработка  новых областей применения товара

Разработка новых  параметров и модификаций продукта

Увеличение рыночной сегментации

Выявление новых  групп потребителей для существующей продукции

Выявление новых  групп потребителей для модифицированной продукции

Увеличение применения товара существующими пользователями

Изменение маркетинговой  стратегии

Использование питьевой соды «Армэнд Хаммер» в качестве дезодоранта для холодильников

Телевизоры на батарейках

Региональные  издания массовых журналов

Нейлоновые капроновые покрытия для офисов организаций

Недорогие копировальные  машины для кабинетов на дому

Множественные упаковки для газированных напитков и пива

Продажа чулок  и носков в супермаркетах

Реклама подписки на журналы по телевидению

Информация о работе Возможности по товарам и рынкам