Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:50, курсовая работа
Целью работы является определение сущности стратегического планирования и процесс разработки стратегического плана как необходимый элемент существования предприятия, рассмотреть стратегию организации на основе матрицы БКГ.
Введение. 2
Глава 1. Стратегия организации на основе матрицы БКГ
1.1. Понятие матрицы БКГ. 2
1.2. Роль матрицы БКГ в формировании товарной стратегии. 2
Глава 2. Стратегическое планирование
2.1.Стратегическое планирование и деятельность организации. 2
2.2. Стратегическое управление. 2
Глава 3. Возможности по товарам и рынкам
3.1. Матрица возможностей Ансоффа по товарам и рынкам 2
Заключение. 2
Список литературы. 2
Определенную
помощь в выборе конкретной товарной
стратегии может оказать изучение стандартных
подходов и моделей разработки стратегии.
Типичным примером такой модели может
служить матрица возможностей
по товарам/рынкам.
Таблица 3
Матрица
возможностей по товарам/рынкам
|
Использование данной матрицы позволяет избрать один из многих вариантов стратегии, определяемый сочетанием двух основных элементов маркетинговой деятельности: целевого рынка и товара.
Выбор стратегии зависит от степени насыщенности рынка и возможности компании постоянно обновлять производство. Две или более стратегии могут сочетаться.
* Стратегия глубокого
проникновения (старый товар/старый рынок)
может быть избрана в том случае, когда
рынок еще не насыщен. Задача предприятия
— увеличить сбыт уже реализуемых изделий
за счет усиления рекламных мероприятий,
интенсификации товародвижения, наступательного
продвижения и самых конкурентоспособных
цен и т.д. Это увеличивает сбыт: привлекает
тех, кто раньше не пользовался продукцией
данной фирмы, а также клиентов конкурентов
и увеличивает спрос уже привлеченных
потребителей.
* Стратегия развития рынка
(старый товар/новый рынок) эффективна,
если: местная фирма стремится расширить
свой рынок; в результате изменения стиля
жизни и демографических факторов возникают
новые сегменты на рынке; для хорошо известной
продукции выявляются новые области применения.
Фирма стремится увеличить сбыт существующих
товаров на рынках или побудить потребителей
по-новому использовать существующую
продукцию. Она может проникать на новые
географические рынки; выходить на новые
сегменты рынка, спрос на которых еще не
удовлетворен; по-новому предлагать существующие
товары; использовать новые методы распределения
и сбыта; сделать более насыщенными усилия
по продвижению.
* Стратегия разработки товара (новый товар/старый рынок) может быть использована тогда, когда предприятие достаточно хорошо зарекомендовало себя на освоенном рынке. При этом основные элементы комплекса маркетинга (естественно, кроме товара) остаются без принципиальных изменений. Фирма разрабатывает новые или модифицированные товары для существующих рынков. Она делает упор на новые модели, улучшение качества и другие мелкие инновации, тесно связанные с уже внедренными товарами, и реализует их потребителям, лояльно настроенным по отношению к данной компании, и ее торговым маркам. Используются традиционные методы сбыта; продвижение делает упор на то, что новые товары выпускаются хорошо известной фирмой.
* Стратегия диверсификация (новый товар/новый рынок) предприятие может прибегнуть в случаях, когда старый рынок становится бесперспективным, а выпускаемые товары и продукция не находят сбыта у новых потребителей. Она применяется и для того, чтобы снизить зависимость предприятия от одного рынка и ассортиментной группы товаров. Фирма начинает выпуск новых товаров, ориентированных на новые рынки. Цели распределения, сбыта и продвижения отличаются от традиционных для фирмы. В основе выбора организацией одной из перечисленных выше стратегий лежит: соответствие стратегии нашей миссии, внутренние возможности организации и естественно окружающая среда. Диверсификация считается наиболее сложной и дорогостоящей стратегией, требующей полной переработки комплекса маркетинга.
Другой подход к формированию товарных стратегий предприятия используется в матрице «Бостон консалтинг групп» (БКГ). В ней в качестве критериев для определения стратегии рассматриваются доля рынка фирмы относительно ее ближайших конкурентов и темпы роста отрасли, в которой она работает.
Логика
матрицы БКГ основана на предложении:
чем выше доля рынка у данного
предприятия, чем перспективнее
сфера его деятельности, тем выше прибыль
и относительные издержки.
Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия.
Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
Процесс стратегического планирования включает в себя 8 этапов и представляет собой замкнутый цикл.
Формулировка миссии предприятия > Постановка целей > Оценка и анализ внешней среды > Управленческое обследование предприятия > Анализ стратегических альтернатив > Выбор стратегии > Реализация стратегии > Оценка стратегии.
Стратегия – это основное направление деятельности, она должна быть отражаться в плане, предназначенном для того, чтобы обеспечить осуществление миссии – главной цели организации – и достижение других ее целей. Стратегия воплощается в детальный комплексный план.
Практика эффективного планирования обладает следующими особенностями:
Стратегическое
управление – это такое управление,
которое опирается на человеческий
потенциал как основу организации,
ориентирует производственную деятельность
на запросы потребителей, гибко реагирует
и проводит своевременные изменения в
организации, отвечающие вызову со стороны
окружения и позволяющие добиваться конкурентных
преимуществ, что в совокупности дает
возможность организации выживать в долгосрочной
перспективе, достигая при этом своих
целей.
Объектами стратегического управления
являются организации, стратегические
хозяйственные подразделения и функциональные
зоны организации.
Предметом стратегического управления
являются:
Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.
«Проблемы
стратегического управления чаще всего
возникают в результате действия
многочисленных внешних факторов. Поэтому,
чтобы не ошибиться в выборе стратегии,
важно определить, какие экономические,
политические, научно-технические, социальные
и другие факторы оказывают влияние на
будущее организации».
Как уже было описано выше, стратегическое
управление делится на стратегическое
планирование, т.е. периодическую, запланированную
реакцию фирмы на изменения внутри фирмы
и в окружающей среде (управление на основе
предвидения изменений) и на управление
на основе гибких экстренных решений,
которое применяется в тех ситуациях,
когда управленческие решения необходимо
принимать срочно и ожидание нового периода
планирования невозможно.
Управление на основе предвидения изменений
может быть двух видов:
Стратегическое управление на основе гибких экстренных решений подразделяется на следующие виды управления:
Управление
стратегическими задачами (стратегическое
управление на основе гибких экстренных
решений) состоит в том, чтобы заполнить
пробел в регулярно осуществляемом планировании,
а не в том, чтобы подменить собой это планирование.
Задача этих двух систем взаимно дополнять
друг друга: периодическое планирование
предназначено для того, чтобы определять
новые направления деятельности предприятия
и обеспечивать согласованность действий
различных подразделений.
Управление стратегическими
задачами происходит в цикле годового
планирования, где их включают во всеобъемлющее
внутрифирменное планирование. Результатами
планирования являются:
a) комплекс оперативных программ
и смет по текущей
b)
ряд стратегических задач,
Выбор того или иного вида
управления зависит от уровня нестабильности
внешней среды, т.е. от количества времени,
отведенного фирме для принятия решения.
Каждый вид управления применяется при
конкретном уровне нестабильности (табл.
4).
Таблица 4
Уровень нестабильности | Вид управления |
1. Стабильность | Управление на основе инструкций |
2. Реактивность | Реактивное управление |
3. Предвидение | Долгосрочное планирование |
4. Исследование | Управление на основе предвидения изменений |
5. Творчество | Стратегическое управление на основе гибких экстренных решений |
В современных условиях
уровень нестабильности очень высок, поэтому
все чаще в компаниях применяется управление
4 и 5. Уровень нестабильности зависит от
отрасли, в которой хозяйствует компания,
от экономических и политических факторов,
влияющих на бизнес.
По сути, выбор метода стратегического
управления осуществляется в зависимости
от уровня нестабильности. Все развитие
стратегического управления шло по пути
усложнения методов управления, которые
должны были учитывать происходящие изменения
и все более высокий уровень нестабильности,
который требовал более эффективного
управления.
Таким образом, каждый
вид стратегического управления целесообразно
применять при определенном значении
уровня нестабильности, который существует
вокруг данной компании.