Возможности моделирования стрессовых ситуаций, как средство выявления внутренних резервов сотрудников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение методики управления стрессами в трудовых коллективах предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. выяснить природу возникновения стресса на предприятии и определить его значение
в процессе трудовой деятельности;
2. охарактеризовать причины и типы стресса;
3. изучить технологии управления стрессами;
4. определить возможности моделирования стрессовых ситуаций, как средство выявления внутренних резервов сотрудников.

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

      Речь  идет не просто о вредных привычках, но и о значительно более сложных  индивидуальных особенностях поведения. Так, в психологии стресса давно изучается так называемый тип «А». Это поведенческий тип свойственный бизнесменам, менеджерам, высшей квалификации, представителям творческих профессий. Это хорошо знакомый тип современного профессионала, много успевающего и постоянно устремленного в будущее. Только одно обстоятельство серьезно омрачает эту картину - повышенный рост возникновения сердечно-сосудистых патологи данной категории лиц. Уже на первом «пике» профессиональной зрелости, а именно в возрасте 35 лет, вероятность инфарктов и развития тяже форм гипертонии у них в 4,5-6 раз выше, чем у людей с более сбалансированным типом поведения.

      Следовательно, что этим людям необходима помощь, причем не столько медицинская, сколько психологическая.

      В ряде других случаев постоянное использование неадекватных копинг-стратегий ведет к серьезным личностным нарушениям, которые мешают человеку нормально взаимодействовать с окружающим миром. Развиваются повышенная тревожность, агрессивность, эмоциональная нестабильность, депрессия, эгоцентризм. В последнее десятилетие большое внимание уделяется одному из комплекс расстройств такого рода - синдрому профессионального выгорания (burnout syndrome). Ему подвержены лица, по роду деятельности много общающиеся с другими людьми, - менеджеры, врачи, педагоги, социальные работники. Признаки синдрома выгорания весьма характерны. Это ощущение эмоционального истощения, опустошенности, неприязни к окружающим, повышенная конфликтность, цинизм, разочарование в выборе профессии, общая неудовлетворенность и нежелание продолжать работу.

      В рамках программ стресс-менеджмента  выделяются два основных направления  работ: профилактика стресса и его  коррекция. Эти направления действенно, дополняют друг друга, но каждый из них имеет свою специфику. Что касается профилактики, то она ориентирована, прежде всего, на устранение потенциальных источников стресса - не только во внешнем мире, но и внутри человека. В связи с чем важно с помощью психолога овладеть методам позволяющими правильно анализировать жизненные ситуации, давать им реалистические оценки и создавать свой поведенческий репертуар. Особое значение имеет обучение навыкам психологической регуляции состояний. При грамотном применении они позволяют повысить уровень работоспособности человека и восстановить затраченные ресурсы. Использование психопрофилактических методов за счет формирования более совершенных копинг-стратегий существенно повышает общую устойчивость человека к стрессу.

      Психологическая коррекция стресса часто связана с исправлением сложившегося дисбаланса стратегий преодоления. Коррекция включает специализированные методы разрешения кризисных ситуаций «разрушения» опасных поведенческих стереотипов и восстановления деформированных личностных качеств. На практике это означает глубокую проработку индивидуальных и групповых проблем, невозможную без специальных обследований и психотерапевтических консультаций. Для усиления коррекционного эффекта используются такие дополнительные средства, как например, обще оздоровительные мероприятия, рефлексотерапия и суггестивные воздействия, которые вписываются в единый комплекс восстановительных процедур. Однако перед этим необходимо определить, какая именно форма стресса возникла у данного человека или группы людей, учитывая особенности каждого конкретного случая.

    Идеальным для организации является такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс — на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители должны научиться справляться со стрессом в самих себе. Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут попытаться применить следующие методы.

    1. Разработайте систему приоритетов  в своей работе. Оцените свою  работу следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе» и «сделать, когда будет время».

    2. Научитесь говорить «нет», когда  достигнете предела, после которого  вы уже не можете взять на  себя больше работы. Объясните  своему начальнику, что понимаете  важность задания. Затем опишите  конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу вы должны отложить до завершения нового задания.

    3. «Наладьте особенно эффективные  и надежные отношения с вашим  боссом. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите вашего босса уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения».

    4. Не соглашайтесь с вашим руководителем  или кем-либо, кто начинает выставлять  противоречивые требования (конфликт ролей). Объясните, что эти требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не занимайте обвинительно-агрессивной позиции; просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.

    5. Сообщите своему руководителю  или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки не ясны (неопределенность ролей). Скажите им, что вы несколько неуверенны относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.

    6. Обсудите чувство скуки или  отсутствие интереса к работе  со своим руководителем. Еще  раз учтите, не следует становиться  в положение жалующегося. Объясните,  что вы сторонник выполнения требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

    7. «Найдите каждый день время  для отключения и отдыха. Закройте  дверь на пять минут каждое  утро, поднимите и обоприте на  что-нибудь ноги, полностью расслабьтесь и выбросите работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг... Уходите время от времени из конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей. Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам следовало бы уже идти домой или заняться другой работой».

    К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, как мы уже отмечали ранее, относятся соблюдение надлежащего режима питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни. В таблице 2 приведены различия между стрессовым и низкострессовым стилями жизни. 
 
 
 

    Таблица 2

      Сопоставление стрессового и  низкострессового стилей жизни 

Стрессовый  стиль жизни

 
Нестрессовый  стиль жизни
Испытывает хронический неослабевающий стресс Допускает наличие  «творческого» стресса в определенные периоды напряженной деятельности
Попадает  в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций Имеет «пути  спасения», позволяющие хотя бы временно отстраниться и расслабиться
Тяжело  преодолевает стрессовые межличные  отношения (например, трудности в  семье, осложнение отношений с супругой, любовницей, боссом, сотрудниками) Отстаивает  собственные права и потребности; устанавливает низкострессовые  отношения взаимного уважения; тщательно выбирает друзей и завязывает взаимоотношения, которые являются ободряющими и спокойными
Участвует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работе Участвует в  интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечивает подлинное вознаграждение
Испытывает  постоянную нехватку времени; слишком  много нужно сделать за данный отрезок времени Сохраняет стимулирующую  рабочую нагрузку, где периоды  перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами «передышки»
Беспокоится по поводу потенциально неприятных наступающих  событий Уравновешивает  опасные события полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться
Обладает  пагубными для здоровья привычками (например, в питании, курит, выпивает, испытывает недостаток физических упражнений, в плохой физической форме) Сохраняет хорошую  физическую форму, хорошо питается, очень  редко употребляет алкоголь и  табак или совсем не употребляет
Поглощен  одним видом жизненной деятельности (например, работой, общественной деятельностью, зарабатыванием денег, одиночеством или физической деятельностью) Вкладывает  энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит чувство  удовлетворения (например, в работу, общественную деятельность, отдых, уединение, культурные мероприятия, семью и близких знакомых)
Считает, что трудно просто «хорошо провести время», расслабиться и насладиться  какой-нибудь кратковременной работой Находит удовольствие в простой деятельности, не чувствуя необходимости оправдывать наигранное поведение
Воспринимает  отношения между полами как неприятные, неблагодарные или общественно «запрограммированные» (например, путем интриг, стремления «заманить») Наслаждается  полной и кипучей сексуальной  жизнью, прямо выражая свой «сексуальный аппетит»
Воспринимает  жизнь как серьезную трудную  ситуацию; отсутствует чувство юмора Наслаждается  жизнью в целом; может смеяться над  собой; имеет хорошо развитое чувство  юмора
Соглашается с выполнением угнетающих неблагодарных социальных ролей Проводит жизнь, относительно свободную от ролей; способен выражать естественные потребности, желания и чувства без оправдания
Воспринимает  тяжелые или стрессовые ситуации пассивно; страдает молча Настойчиво  пытается изменить по возможности напряженные  ситуации; пересматривает невозможные для выполнения сроки; избегает ненужных напряженных ситуации; эффективно распределяет время
 
 
 

    Чтобы управлять другими, достигая при  этом высокой производительности труда и низкого уровня стресса, следует использовать ряд методик по сокращению воздействия стрессогенных факторов на подчиненных.

    Первоначально необходимо оценить способности, потребности и склонности работников и попытаться выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при выполнении этих заданий, можно повысить им рабочую нагрузку, если они того желают. В подходящих случаях тредуется активно использовать делегирование полномочий и ответственности.

    Разрешайте  вашим работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо, чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе, чтобы дать им необходимое время и ресурсы для выполнения дополнительного задания.

    Зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий должны быть четко описаны. Приветствуется использование двусторонней коммуникации, стиля лидерства, соответствующего требованиям данной ситуации.

    За  эффективную работу обеспечить надлежащее вознаграждение. А при решении сложных вопросов руководителю стоит выступать в роли наставника по отношению подчиненным, развивая их способности

      В рамках программ стресс-менеджмента  выделяются два основных направления  работ: профилактика стресса и его коррекция. Эти направления действенно, дополняют друг друга, но каждый из них имеет свою специфику. Что касается профилактики, то она ориентирована, прежде всего, на устранение потенциальных источников стресса. Психологическая коррекция стресса часто связана с исправлением сложившегося дисбаланса  стратегий преодоления. Коррекция включает специализированные методы разрешения кризисных ситуаций «разрушения» опасных поведенческих стереотипов и восстановления деформированных личностных качеств. Для усиления коррекционного эффекта используются такие дополнительные средства, обще оздоровительные мероприятия, рефлексотерапия и суггестивные воздействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Возможности моделирования стрессовых ситуаций, как средство выявления внутренних резервов сотрудников 
 

      Одним из средств выявления внутренних резервов сотрудников является проектирование и внедрение специально смоделированной  стрессовой ситуации. Подобные социальные эксперименты чаще всего проводятся в рамках служб управления персоналом.

      Рассмотрим  возможность моделирования стресса, при проведении кадрового собеседования.

      Как вид собеседования стресс-интервью стало использоваться несколько десятилетий назад. Иностранные компании разрабатывали технологии интервью на основе теорий невербальных коммуникаций, манипулирования. Однако стресс-интервью может быть отдельным самостоятельным способом интервьюирования. Его используют для проверки стрессоустойчивости кандидата, которому придется работать в нестандартных условиях. Во время такого интервью работодатель старается манипулировать поведением соискателя, стремится «выбить его из колеи». К группе риска можно отнести руководителей высшего и среднего звена, менеджеров по работе с клиентами и претензиями, специалистов по работе с персоналом, административных работников (секретари, личные помощники), журналистов и специалистов по рекламе и PR.

      Говоря  о сотрудниках, попавших в группу риска, мы имеем в виду людей, которым предстоит сталкиваться с серьезными конфликтными ситуациями, нести ответственность за свои действия, что может отразиться на имидже компании или ее представителях. Соответственно, главной целью проведения стресс-интервью становится проверка стрессоустойчивости кандидатов.

      Помимо  стрессоустойчивости с помощью этих методов проверяются такие качества, как коммуникабельность, гибкость, умение быстро и адекватно реагировать на сложные и неожиданные ситуации, позитивность, доброжелательность. Стресс-интервью также позволяет отследить, способен ли кандидат сопротивляться психологическому давлению, умеет ли он расставлять приоритеты.

      При проведении стресс-интервью могут использоваться такие разнообразные приемы.

      Например, интервьюер может говорить без умолку, не давая кандидату полноценно ответить на вопрос, закончить мысль. И при этом вставляет в речь фразы типа: «И на этот вопрос вы тоже ответить не можете?» Лучшее, что кандидат может сделать, - это абстрагироваться от возникающего негатива, постараться холодно отследить логику построения  вопросов и ход мыслей интервьюера, дождаться паузы и также логично, уверенно и без заминок изложить свою точку зрения.

Информация о работе Возможности моделирования стрессовых ситуаций, как средство выявления внутренних резервов сотрудников