Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:54, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение методики управления стрессами в трудовых коллективах предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. выяснить природу возникновения стресса на предприятии и определить его значение
в процессе трудовой деятельности;
2. охарактеризовать причины и типы стресса;
3. изучить технологии управления стрессами;
4. определить возможности моделирования стрессовых ситуаций, как средство выявления внутренних резервов сотрудников.
Введение
Впервые понятие «стресс» было введено в науку около 70 лет назад Гансом Селье, одним из крупнейших физиологов прошлого века. Селье назвал так открытый им общий адаптационный синдром, описывающий характерную защитную реакцию живого организма на любое чрезвычайное затруднение или экстраординарное воздействие. По своей сути эта реакция отражает экстренную мобилизацию внутренних ресурсов организма для того, чтобы преодолеть препятствие, справиться со сложной ситуацией или защититься от вредоносного влияния. Именно она, прежде всего и позволяет организму выжить в постоянно меняющейся, далеко не всегда благоприятной среде.
Изучение и преодоление стресса, или стресс-менеджмент, является одной из самых частых тем как научных изданий, так и популярной периодики. Этот факт говорит о том, что понятие стресса вышло за рамки сугубо профессиональной лексики, став достоянием массового сознания. Несмотря на такую «общедоступность», его содержание имеет глубокие научные корни, поэтому изучение возможностей управления стрессом в социально-трудовой сфере предопределило выбор темы курсовой работы.
Целью написания данной работы является изучение методики управления стрессами в трудовых коллективах предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. выяснить природу возникновения стресса на предприятии и определить его значение
в процессе трудовой деятельности;
2. охарактеризовать причины и типы стресса;
3. изучить технологии управления стрессами;
4. определить возможности моделирования стрессовых ситуаций, как средство выявления внутренних резервов сотрудников.
При
написании курсовой работы были в
основном использованы материалы периодических
научных изданий и Интернет-
Работа
выполнена на 24 страницах; содержит
1 рисунок, 2 таблицы.
1. Природа стресса на предприятии и его значение
в процессе
трудовой деятельности
Стресс
- явление обычное и часто
Тот тип стресса, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением (рис. 1).
Рис.1
. Модель стрессовой реакции
Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным отношениям.
Поэтому знание причин возникновения стресса, симптомов, механизмов развития стресса и методов саморегуляции для снятия стрессового напряжения позволит избежать ошибок в работе, повысит удовлетворенность трудом, и как следствие производительность труда.
Стресс – это напряжение, но мобилизующее, активизирующее усилия по достижению важных для человека жизненных целей.
В научной литературе существуют две базовые концепции стресса. Сторонники первой утверждают, что стресс - это определенная объективная ситуация, которая влияет на человека, а его личностная реакция является следствием воздействия внешних факторов. Согласно второй точке зрения, стресс есть субъективное состояние, которое переживает человек.
Исходя из приверженности той или с иной теории, специалисты пытаются изучать и во все в большей степени управлять стрессом. Как часто бывает, истина, скорее всего, находится где-то посередине. Стресс - это и сложная ситуация, и переживания человека, причем и то и другое имеет свою динамику. Вопрос в том, когда и каким образом обстоятельства становятся для человека по-настоящему стрессогенными.
Любая ситуация определенным образом воспринимается человеком и субъективно оценивается им. Часто эта оценка бывает не столько рассудочной, сколько эмоциональной. Два человека, оказавшиеся в одной и той же ситуации, будут реагировать на нее по-разному, в зависимости от характера, опыта, эмоционального настроя и других факторов. Один не увидит в ситуации никакой угрозы для себя и останется спокоен, тогда как у другого возникнет ощущение безотчетной тревоги или явного страха. Стресс возникает в том случае, если обстоятельства субъективно воспринимаются как угрожающие.
При этом неважно, реальная это угроза или мнимая, - важно то, что угроза психологически существует для человека, который начинает искать способы выхода из положения. Формы преодоления трудных ситуаций, или копинг-стратегии (от англ. глагола to соре – «справиться», «совладать») могут быть самыми разными, такими как бурный аффект (гнев, агрессия, слезы, смех), переосмысление ситуации (новая интерпретация значимости событий, попытка увидеть их «в другом свете», рационализация) и действия, непосредственно направленные на разрешение проблемы.
Следовательно,
снижая эффективность и благополучие
индивидуума, чрезмерный стресс дорого
обходится организациям. Как утверждает
доктор Альбрехт: «Теперь ясно, что многие
проблемы сотрудников, которые отражаются
на деньгах и результатах работы, так же
как и на здоровье и благополучии сотрудников,
коренятся в психологическом стрессе.
Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты
на ведение дела и снижает качество трудовой
жизни для большого числа трудящихся».
2. Характеристика
причин и типов стресса
Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни индивидуума.
Первоначально рассмотрим организационные факторы. Широко распространенной, понятной причиной стресса в организациях является перегрузка или напротив слишком малая рабочая нагрузка, — задание, которое следует завершить за конкретный период времени. По словам доктора Альбрехта: «Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация, а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной системе организации и ощущает себя явно невознагражденным».
Вторым фактором является конфликт ролей. Конфликт ролей возникает, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Продавец может получить указание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в служебной иерархии могут дать работнику противоречивые задания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества. Конфликт ролей может появиться также в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.
Третий фактор — это неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны это делать и как их после этого будут оценивать.
Четвертый фактор — неинтересная работа. Обследование 2000 рабочих-мужчин 23 профессий показало, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако, как было показано далее, взгляды на понятие «интересная» работа у людей различаются: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.
В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Исследования также показали, что неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования друг к другу тоже могут вызвать стресс.
Работа
представляет собой основной аспект
жизни большинства людей, но, несомненно,
каждый участвует во многих видах деятельности,
не связанной с организацией. Эти частные
события также будут потенциальной причиной
стресса, что может привести к пониженным
результатам работы. Эти факторы в теории
менеджмента носят название личностные.
В таблице 1 представлена шкала, где отмечено
относительное значение стресса, вызванного
широко распространенными жизненными
событиями.
Таблица 1
Шкала оценок социальной адаптации
№пп | Жизненное событие | Среднее значение |
1.
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. |
Смерть супруга
(или супруги)
Развод Раздельное жительство супругов по приговору суда Содержание в тюрьме или ином исправительном заведении Смерть близкого родственника Серьезное телесное повреждение или болезнь Вступление в брак Увольнение с работы Восстановление отношений с супругом (с супругой) Уход на пенсию Крупные перемены в здоровье или поведении члена семьи Беременность Сексуальные затруднения Появление нового члена семьи (например, рождение, усыновление, приезд старшего родственника и т.п.) Крупная перестройка в бизнесе (например, слияние, реорганизация, банкротство и т.д.) Крупные изменения финансового положения (например, стало гораздо хуже или гораздо лучше, чем обычно) Смерть близкого друга Переход на совершенно иной вид работы Резкое изменение количества споров с супругой (например, их стало больше или меньше, чем обычно, по поводу воспитания детей, личных привычек и т.д.) Получение закладной на сумму более 10 тыс. долл. (например, покупка дома, фирмы и т.д.) Потеря права выкупа закладной или погашения ссуды Крупные перемены в служебном положении на работе (повышение, понижение, переход на аналогичную должность) Уход сына или дочери из дома (например, вступление в брак, поступление в колледж и т.д.) Натянутые отношения с родней мужа или жены Выдающиеся личные достижения Начало и прекращение женой работы вне дома Начало или прекращение официального образования Резкие изменения жизненных условий (например, постройка нового дома, перестройка, ухудшение жилища или ближайшего района) Пересмотр личных привычек (одежды, манер, связей и т.д.) Трудные отношения с боссом Серьезные изменения времени работы Изменение местожительства Переход в новую школу Крупные изменения в обычном типе и продолжительности отдыха Резкие изменения в религиозной активности (например, значительно больше или значительно меньше, чем обычно) Резкие изменения в общественной активности (например, посещение клубов, дансингов, кинотеатров, знакомых, и т.д.) Получение закладной или ссуды менее 10 тыс. долл. (например, покупка автомобиля, телевизора, холодильника и т.д.) Серьезные изменения в привычках сна (значительно больше или значительно меньше сна, изменение времени сна) Резкое изменение числа встреч членов семьи (например, значительно больше или значительно меньше, чем обычно) Резкое изменение
привычек приема пищи (значительно
большее или значительно Отпуск Рождество Небольшие правонарушения
(например, безбилетный проезд, переход
улицы в не установленном месте,
нарушение общественного |
100
73 65 63 63 53 50 47 45 45 44 40 39 39 39 38 37 36 35 31 30 29 29 29 28 26 26 25 24 23 20 20 20 19 19 18 17 16 15 15 13 12 11 |
Томас Холмс и Ричард Раз, разработавшие эту шкалу, пришли к выводу, что люди, набравшие более 300 баллов, почти 80% подвержены риску испытать чрезмерный физиологический или психологический стресс. Следует отметить, что положительные жизненные события, например, повышение по службе или значительное увеличение дохода, также могут вызвать такой же или даже больший стресс, как и отрицательные.
Главный практический вопрос, который стоит перед менеджерами в том, как использовать психологический потенциал работников и достаточно ли его для преодоления возникших затруднений.
Опасным для здоровья и жизнедеятельности стресс становится только на определенных стадиях своего развития, например, когда сила воздействия первоначально явно превышает актуально доступные ресурсы, или на последней стадии («стадии истощения»), когда, несмотря на мобилизацию всех резервных ресурсов, устранить влияние стресс-фактора не удается. Поэтому психологи говорят о разных формах стресса. Продуктивный, или эустресс (eustress), позволяет не только справиться с затруднением, но и накопить полезный опыт по преодолению сходных «трудных» ситуаций. Деструктивный, или дистресс (distress), разрушает поведение, является источником многочисленных неприятных переживаний и болезней. Бороться с его внешними проявлениями не только бесперспективно, но и вредно. Дистресс нужно стараться предотвратить, или, если человек уже оказался в состоянии дистресса, его необходимо лечить.
Чрезмерный
стресс может быть вызван слишком
большим или слишком маленьким
объемом работы, конфликтом ролей, неопределенностью
ролей, скукой, физическими факторами
и различными событиями личного
характера.
3. Технология
управления стрессами
В зависимости от того, насколько эффективна выбранная копинг-стратегия, проблемная ситуация с успехом преодолевается или же, напротив, усугубляется еще больше. В первом случае переживания (стресса заканчиваются, пополнив «копилку» полезного опыта, во втором - нарастают и переходят в деструктивную, потенциально опасную для здоровья форму.
У каждого из индивидов в запасе имеется достаточно большой набор способов преодоления стресса. Он пополняется в течение всей жизни и во многом определяет стереотипы поведения, привычки, стиль жизни, особенности характера и взаимоотношения с окружающими. К сожалению, далеко не всегда новый опыт развивает внутренний потенциал и повышает устойчивость к стрессу. Часто использование стратегий и тактик, позволяющих добиться нужного результата «любой ценой», фиксируется в форме устойчивых поведенческих стереотипов, ведущих к дополнительным рискам для здоровья и саморазрушению.