Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 22:17, курсовая работа
Высокая мотивация персонала - это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации.
Введение……………………………………………………………………………3
Понятие мотивации………………………………………………………..6
Иерархия потребностей Маслоу………………………………….7
Внутренняя мотивация……………………………………………………12
Эффект Пигмалиона………………………………………………13
Внешняя мотивация……………………………………………………….15
Проблемы и препятствия на пути воздействия на трудовую
мотивацию персонала…………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………...24
Список использованных источников и литературы…………………….26
Приложения………………………………………………………………...
Высокая отдача
от работников возможна лишь в том
случае, если они будут заинтересованы
в конечном результате и будут положительно
относиться к выполняемой работе. Это
возможно лишь тогда, когда процесс работы
и конечные ее результаты позволяют человеку
удовлетворить важнейшие из его потребностей.
То есть тогда, когда он имеет высокий
уровень трудовой мотивации.
Вероятно, ни одна из теорий мотивации не оказала такого влияния на мышление руководителей, как теория потребностей Абрахама Маслоу. Суть ее состоит в следующем: предполагается, что человек мотивируется не внешними мотивами, такими, как вознаграждение или наказание, а внутренней программой потребностей.
Эти потребности распределены по группам. Когда удовлетворяется одна группа, на первый план выступает другая. Удовлетворенная потребность перестает мотивировать.
«Человек —
это неудовлетворенное
В этой своей основополагающей работе Маслоу пытался выявить «своего рода иерархию препотенции» в сфере человеческих потребностей и объяснить, какое значение эта иерархия имеет для нашего понимания мотивации.
Он выделил пять уровней потребностей, которые находятся в динамической взаимосвязи и образуют иерархию. Если человек имеет неиссякаемый запас пищи, то у него сразу же появляются другие потребности, которые сменяют физиологические потребности и занимают доминирующее место. Когда удовлетворяются и они, появляются потребности более высокого порядка и т. д. Именно это имел в виду Маслоу, когда утверждал, что основные человеческие потребности организованы в иерархию относительной препотенции.
Физиологические потребности.
В качестве
отправной точки для теории мотивации
обычно берется понятие физиологических
драйвов. Однако Маслоу настаивает на
использовании термина потребность, а
не драйв, обосновывая свою точку зрения
понятием физического гомеостаза, т. е.
естественного стремления организма поддерживать
постоянный состав крови, а также тем обстоятельством,
что аппетит — в смысле предпочтения определенной
разновидности пищи — служит достаточно
эффективным индикатором дефицита тех
или иных веществ в организме. Не все физиологические
потребности связаны с гомеостазом. В
их список можно включить сексуальное
влечение, сон и материнское поведение
животных. И действительно, чем более общим
можно было сделать описание этих потребностей,
тем значительнее расширялся их список.
Маслоу выделял две причины того, что физические потребности можно считать уникальными, а нетипичными среди основных потребностей человека. Их можно рассматривать как относительно независимые друг от друга и от других уровней потребностей. Для классических потребностей, таких, как голод, жажда или секс, можно локализовать их физическую основу. Однако эту относительную уникальность не следует приравнивать к изолированности: физиологические потребности могут служить каналами проявления всех других потребностей. К примеру, человек, который думает, что он голоден, на самом деле может испытывать потребность в безопасности, а не в белках и углеводах. Если человек испытывает хронический недостаток воды и пищи, то голод и жажда станут доминирующими желаниями, вытеснив все остальные. Таким образом, физиологические потребности обладают наибольшей препотентностью среди всех потребностей человека. Эта препотентность означает следующее: если человека лишить всего, то он будет в первую очередь стремиться удовлетворить свои физиологические потребности в ущерб всем остальным.
Потребности в безопасности.
Когда физиологические
потребности в достаточной степени удовлетворены,
на первый план выходят другие, имеющие
отношение к безопасности организма. Из-за
того что взрослые люди обычно подавляют
свою реакцию на угрозу или опасность,
этот аспект человеческого поведения
легче наблюдать у детей, которые открыто
реагируют на любое внезапное беспокойство,
например когда их роняют, когда они пугаются
громкого звука или яркого света, когда
с ними грубо обращаются или неправильно
держат. Другие признаки потребности в
безопасности Маслоу увидел в стремлении
ребенка к определенному режиму или ритму,
к предсказуемому и упорядоченному миру.
Несправедливость, нечестность или непоследовательность
родителей приводят к возникновению у
детей чувства тревоги и опасности. Это
происходит не столько из-за самой несправедливости
или других подобных неприятностей, но,
скорее всего, потому, что такое обращение
делает окружающий мир ненадежным, небезопасным
или непредсказуемым.
Специалисты пришли
к единому мнению, что дети лучше
всего развиваются в условиях
ограниченной вседозволенности, поскольку
они нуждаются в организованном, или структурированном,
мире. Вид необычных, незнакомых или неконтролируемых
объектов, болезнь или смерть могут вызывать
у детей реакции страха. В такие моменты
ребенок особенно сильно льнет к родителям,
что является неопровержимым свидетельством
их роли как защитников (совершенно не
связанной с ролями кормильца и источника
любви).
У взрослых потребности безопасности
выражаются в обычном желании иметь постоянную
работу, гарантирующую пенсию и медицинскую
страховку, а также в стремлении улучшить
условия своего труда. Другой признак
стремления добиться безопасности и стабильности
можно увидеть в чрезвычайно распространенной
тенденции предпочитать знакомые вещи
и людей незнакомым.
Социальные потребности.
Маслоу предположил,
что после того, как удовлетворены физиологические
потребности и потребности в безопасности,
доминирующими в смысле мотивации становятся
потребности в любви, внимании и принадлежности.
В этом случае человек будет остро ощущать
отсутствие друзей или семьи, стремиться
к теплым отношениям с людьми и желать
«занять свое место в группе». Эти потребности
носят название социальных.
Отсутствие друзей.
Венди Херст получила профессию медицинской сестры, но оставила работу ради семьи. Шли годы, и она стала все сильнее ощущать нехватку общения, которое давала ей работа. Она сказала мужу, что собирается снова работать медсестрой — сначала неполный рабочий день, пока младший ребенок ходит в среднюю школу, а затем и на полную ставку. «Но нам не нужны дополнительные деньги, Венди». — возразил ее муж Джек. «Не в этом дело, — ответила она. — Просто я чувствую, что мне будет гораздо интереснее жить, если я снова буду работать с людьми. Я действительно скучаю по своим коллегам. Нам было так весело вместе. Я, конечно, понимаю, что и здесь, в деревне, я общаюсь с людьми — и, разумеется, у меня есть семья, которая всегда остается для меня главной, — но быть членом коллектива — это совсем другое».
Социальные потребности свойственны человеческой природе. Мы рождаемся в небольшом обществе — семье — и становимся самостоятельными личностями. Но у нас никогда не исчезает потребность друг в друге. Маслоу считает, что работа дает нам одно из важных средств удовлетворения этой потребности. Работа является цементирующей средой для дружбы и товарищества.
Потребности в уважении.
По мнению Маслоу, к этой категории относится потребность (или стремление) высокой оценки самого себя (самоуважение), а также высокой оценки со стороны других.
Маслоу разделил эти потребности на две подгруппы:
Потребность в самоактуализации.
«Даже если все эти потребности удовлетворены, — писал Маслоу. — мы часто (если не всегда) наблюдаем, что вскоре появляется новая неудовлетворенность и новое беспокойство, пока человек не займется тем, что ему по душе. Музыкант должен играть, художник рисовать, поэт сочинять стихи — в противном случае они не обретут душевного равновесия. Человек должен стать тем, кем он может быть. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации». Маслоу определял самоактуализацию как «человеческое стремление раскрыть себя, т. е. его тенденцию реализовать свой потенциал… желание все больше и больше раскрывать свои способности. Проявление этих потребностей обычно опирается на предшествующее удовлетворение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности, уважении и любви».
Тем не менее пять групп потребностей в иерархической структуре Маслоу по-прежнему делают полезное дело. Все вместе они формируют общую схему — не более того — индивидуальных потребностей, которые вы, как руководитель, должны учитывать во взаимоотношениях с каждым членом вашего коллектива.
Подобный взгляд на людей, основанный по большей части на работах таких психологов, как Маслоу, начал оказывать влияние на промышленность в конце 50-х годов. Дуглас Макгрегор указал, что руководители часто действуют на основе двух противоположных допущений, которые он назвал теорией X и теорией Y (см. Приложение 1. табл. 2).
Макгрегор утверждал, что наши убеждения относительно человека могут помочь ему вести себя именно так (самореализующееся пророчество). Если вы скажете кому-либо, что считаете его, к примеру, лентяем, то, скорее всего, ваши ожидания оправдаются. Если же вы дадите человеку высокую оценку - хотя это не в полной мере подтверждается фактами, - он будет стараться оправдать ваши надежды.
Прирожденные
лидеры всегда действовали на основе
именно этого допущения. Они всегда
сохраняли веру в людей - несмотря
на свидетельства об обратном. «Верьте
людям, и они будут искренними
с вами, - говорил Эмерсон. - Относитесь
к ним благородно, и они сами проявят благородство».
«Человек ест, чтобы осуществлять поведение, а не осуществляет поведение для того, чтобы есть».
Р. Вудвортса
Термин «внутренняя мотивация» впервые был введен в 1950 г. В конце 50-х гг. появились две работы: книга Р. Вудвортса и статья Р. Уайта.
В книге «Динамика поведения» (1918 г.), Вудвортс провозгласил принципе первичности поведения в противовес бихевиаристскому принципу первичности стимулов.
Р. Уайт в статье «Пересмотр мотивации: понятие компетентности» предложил концептуально более разработанную модель мотивации. Он ввел понятие «компетентность», объединяющее такие виды поведения, как ощупывание, осматривание, манипулирование, конструирование, игра, творчество. Он считает, что все эти виды поведения, при выполнении которых организм не получает никаких видимых подкреплений, преследуют одну цель: повышение компетентности и эффективности человека. Силой, детерминирующей это стремление к компетентности, является «мотивация через чувство эффективности». Данный вид мотивации имеет место всякий раз, когда человека побуждает потребность в эффективности, компетентности и мастерстве.
Итак, можно сказать, что внутренняя мотивация – это конструкт, такой тип поведения, которые происходят изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения. Как отмечает В.И. Чириков в «Самодерминации и внутренней мотивации и поведении человека» [с. 23], «внутреннее мотивированные деятельности не имеют поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а ен средством для достижения некой другой цели».
Ученик приходит домой с восторгом говорит, что в школе был интереснейший урок и он хочет почитать энциклопедию, чтобы завтра участвовать в обсуждении.
Ученик демонстрирует пример внутренне мотивированного поведения. В данном случае направленность на выполнения урока проистекает из содержания самого урока и связана с интересом и удовольствием, которые сопровождают процесс познания и открытия нового.
Информация о работе Внутренняя и внешняя мотивация персонала организации