Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:58, курсовая работа
Внешняя среда организации – это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности работы организации.
Любая организация (предприятие) взаимодействует с внешней средой, т.е. получает из нее ресурсы (рабочую силу, капитал, оборудование, сырье, энергию, информацию и т. д.), которые становятся элементами ее внутренней среды.
При анализе деловой среды также следует изучить конкурентов ООО ПМК 312 «Связьстрой–3». В Новгородской области основными конкурентами являются ООО «Карноллит», ООО «Новтехстрой», ЗАО «Севзапмонтажавтоматика». Цена оказанных услуг определяется согласно сметной документации на каждый объект. Рассмотрим ценовую конкуренцию между этими организациями.
Таблица 3 – Сравнение стоимости объектов между конкурентами
Название предприятия |
Прокладка линий связи, тыс. руб. |
Работы по устройству наружных сетей, тыс. руб. |
ООО ПМК 312 «Связьстрой–3» |
67–5000 |
45–186 |
ООО «Карноллит» |
73–7000 |
34–210 |
ЗАО «Севзапмонтажавтоматика» |
66–4100 |
44–170 |
Исходя из вышеприведенной таблицы видно, что ООО ПМК 312 «Связьстрой–3» не является лидером по уровню цен, и конкуренты устанавливают цены ниже их уровня, при этом не сказывается на уровне спроса. Это результат обусловлен высокой себестоимостью продукции по сравнению с конкурентами ( в среднем цены выше на 7,6%, чем у конкурентов), так как приходится привозить сырье из других удаленных регионов, высокими тарифами на энергоносители, а также уже длительное время неизменной технологией и медленно обновляемым оборудованием. Но высокий уровень спроса на продукцию нивелирует ценовые преимущества, а производственная номенклатура на ООО ПМК 312 «Связьстрой–3» выше, чем у конкурентов. При этом объемы производства превышают в 1,5 и 2 раза соответственно ООО «Карналлит» и ЗАО «Севзапмонтажавтоматика». Поэтому эти организации не обеспечивают потребности своего региона (Новгородской области) и ООО «Связьстрой–3» успешно действует на этой территории. Благоприятно складывающаяся конъюнктура рынка позволяет осуществлять и замену оборудования и его увеличение, что при сохранении устойчиво повышенного спроса может снизить себестоимость продукции и за счет этого.
Также нужно оценить ситуацию и с продукцией, заменяющей изделия ОАО «Теплоизоляция». В Новгородской области не существует организаций, осуществляющих заменяющее производство.
Все эти изменения происходят достаточно медленно, но они приводят ко многим существенным изменениям в окружении организации
– готовность или неготовность организаций приобретать ту или иную единицу производимой продукции;
– рост или упадок числа потребителей;
– вынужденное строительство большего числа филиалов и т.д.
Влияние факторов внешней среды на деятельность ООО ПМК 312 «Связьстрой–3» представлено в таблице 4.
Таблица 4 – Влияние факторов внешней среды на деятельность ООО ПМК 312 «Связьстрой–3».
Факторы внешней среды |
Влияние факторов |
Степень влияния |
Влияние организации на внешнюю среду |
Степень влияния | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Деловая среда | ||||||
Потребители |
Рентабельность, объем продаж Имидж, финансовая устойчивость |
Очень сильное |
Удовлетворенность потребностей |
Сильное | ||
Поставщики |
Оперативность, надежность
Ценообразование |
Сильное |
Объем продаж, себестоимость |
Очень сильное | ||
Конкуренты |
Объем продаж, рентабельность Имидж, доля рынка |
Очень сильное |
Объем продаж, рентабельность
Имидж, доля рынка |
Очень сильное | ||
Фирмы –заменители |
– |
– |
– |
– | ||
Макроокружение | ||||||
Экономические факторы |
Покупательная способность потребителей, объем продаж
Уровень инфляции |
Сильное |
Нет |
Нет | ||
Политические факторы |
Возможность эффективного использования потенциала |
Слабое |
Нет |
Слабое | ||
Технологические факторы |
Эффективность, рентабельность |
Слабое |
Применение новых технологий, |
Сильное |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
усиливает конкурентноспособ- |
|||
Природно – географические факторы |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Таким образом, анализ внешней среды организации является важной компонентой успешного развития. На основе проведенного анализа были выявлены возможности и угрозы ООО ПМК 312 «Связьстрой – 3».
Возможности:
– за 2011 год проложено более 1457 км линий связи, и доля ООО ПМК 312 на местном рынке составляет 31,7%;
– повышение спроса на строительство линий связи в 2011 году по сравнению с 2010 увеличилось на 16,7%, за счет использования в строительстве современных технологий, сокращающего сроки исполнения работ;
– сокращения предложения строительства линий связи местных производителей на 4,6%.
Угрозы:
– повышение себестоимости производимых услуг за счет высоких транспортных издержек на их транспортировку, при этом у конкурентов цены ниже на 2–3 тыс. руб.;
– непредоставление поставщиками продукции в установленные сроки и повышение цен на поставки продукции;
– износ основных фондов и потребность в их модернизации;
– увеличение процентных ставок по кредитам для строительных организаций на 0,8%.
2.3 Предложения по повышению эффективности анализа внешней среды ООО ПМК 312 «Связьстрой – 3» для оперативного реагирования на результаты анализа руководства организации и учету его результатов в ООО ПМК 312 «Связьстрой – 3»
На основании проведенного анализа, внесем предложения по повышению эффективности деятельности организации:
– при выборе поставщика продукции приоритетным направлением является более низкая цена на поставляемую продукцию по сравнению с другими поставщиками, при этом на качестве продукции это не должно сказываться;
– заключение долгосрочных контрактов с поставщиками продукции с включением в них условий о невозможности пересмотра цен в зависимости от изменения ставок НДС и общего объема налогообложения;
– обновление технической базы и ее модернизация;
– в целях снижения транспортных издержек предпочтение отдавать соседним и близлежащим регионам – потребителям, заключение долгосрочных контрактов и возможность предоставления скидок, в зависимости от количества оказанных услуг;
– в связи с повышением спроса на предоставляемые услуги за пределами Новгородского региона расширять сферу предложения ООО ПМК 312 благодаря открытию филиалов.
В целом можно отметить, что на ООО ПМК 312 «Связьстрой–3» руководители предприятия и структурных подразделений находятся в курсе событий и изменений, происходящих во внешней среде, так как постоянно в повседневной деятельности ощущают ее влияние и получают информацию о ней из разных источников. Так, например, основным связующим звеном между организацией и внешней средой (преимущественно компонентами микроокружения) является производственный отдел и от части секретарь, которые изучают потребителей, посредников, конкурентов, транспортные организации, поставщиков, а также находятся в курсе изменений экономических условий в стране. Однако анализ внешней среды не является доминирующей задачей этих структурных подразделений (аналогично обстоит дело и с другими службами), поэтому информация о факторах внешней среды у руководителей имеется в недостаточном объеме, она не всегда достоверна или поступает к ним несвоевременно. Кроме того, в ООО ПМК 312 существует еще один недостаток, такой как сбор, анализ и передача данного рода информации в значительной мере осуществляется нецеленаправленно, спонтанно и случайно. Поэтому на сегодняшний момент времени информация о внешней среде в организации в значительной степени разрознена и не дает о ней целостного представления, в результате чего можно заключить, что многие руководители представляют будущий характер внешней среды, полагаясь на интуицию, а некоторые вообще практически не имеют о ней должного представления.
Для повышения эффективности анализа внешней среды на ООО ПМК 312 «Связьстрой–3» необходимо использовать следующую методику комплексного исследования данной проблемы, использующую логическую последовательность этапов и процедур.
На первом этапе необходимо установить
стратегическую цель анализа, в качестве
которой должно быть регулярное и
своевременное предоставление руководителям
предприятия и структурных
Затем должна быть
разработана программа
Следующим этапом
должен быть поиск и сбор информации
о внешней среде для разработки
и принятия стратегических решений.
При этом необходимо использовать как
можно большее количество источников
информации, как внутренних, так
и внешних, в целях получения
более полной и достоверной картины
о внешней среде. Сбор информации
о компонентах макроокружения и
деловой среды из внутренних источников
следует проводить, как изучая различные
документы и материалы
Для получения
исчерпывающей информации о потребителях,
конкурентах и других субъектах
рынка, относящихся к деловой
среде ООО ПМК 312, следует также
собирать «первичную» информацию с
помощью методов наблюдения, опросов
и экспериментов. Параллельно со
сбором информации о внешней среде
для решения стратегических задач
должен осуществляться мониторинг внешней
среды. Он необходим для предоставления
руководству оперативной
После сбора информации
ее необходимо соответствующим образом
обработать: вначале проверить на
достоверность и
На этапе анализа
собранной информации при помощи
методов экстраполяции, структурно–аналитических
и экспертных методов следует
определить состояние внешней среды
и выявить открывающиеся для
предприятия возможности и
Вся собранная, обработанная и проанализированная информация должна храниться в базах данных по потребителям, поставщикам, конкурентам и макросреде в целом. Их следует построить таким образом, чтобы можно было предоставить информацию о внешней среде разным пользователям с необходимым для них уровнем детализации. Все базы данных должны быть взаимосвязаны друг с другом и должны обновляться по мере поступления новой информации, в том числе в ходе мониторинга.
Для разработки стратегических планов предприятия и их ежегодной корректировке необходимо проводить прогнозирование внешней среды. При этом также могут быть использованы методу экстраполяции, структурно–аналитические и экспертные методы.
Заключительным
этапом анализа внешней среды
является подготовка и предоставление
отчета руководству предприятия
и его подразделениям. Они должны
содержать основные выводы и результаты
исследований, а также рекомендации
по использованию новых
Для эффективного приведения в действие данной схемы анализа на ООО ПМК 312 необходимо создать и соответствующие организационно–экономические предпосылки. Для этого сначала следует определить организационную форму проведения анализа внешней среды. При исследовании отдельных направлений внешней среды предприятие может обращаться к специализированным исследовательским организациям, таким как консалтинговые и информационные фирмы, научно–исследовательские институты, высшие учебные заведения и т. п. Вместе с тем, ООО ПМК 312 должно самостоятельно проводить комплексное исследование внешней среды. При создании этого направления работы целесообразно объединить усилия отдела маркетинга с другими подразделениями, занимающимися изучением отдельных аспектов внешней среды. Поэтому необходимо разделить между этими подразделениями полномочия и ответственность в системе исследования внешней среды предприятия, а также наладить информационное взаимодействие таким образом, чтобы не происходило дублирование работ и, в то же время, не возникали информационные пробелы по каким-либо направлениям. Отдел маркетинга должен не только собирать информацию от подразделений, но и координировать и направлять их усилия на более активный сбор информации о внешней среде. Для этого необходимо разработать и предоставить методические рекомендации работникам предприятия о том, какую, где и от кого следует собирать информацию. Деятельность по исследованию внешней среды должна осуществляться при активной поддержке высшего руководства. Оно должно предоставлять отделу маркетинга открытый доступ к информационным ресурсам предприятия, в том числе конфиденциальным, а также самим снабжать его информацией, полученной по своим каналам.