Внешняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Внешняя среда организации – это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности работы организации.
Любая организация (предприятие) взаимодействует с внешней средой, т.е. получает из нее ресурсы (рабочую силу, капитал, оборудование, сырье, энергию, информацию и т. д.), которые становятся элементами ее внутренней среды.

Работа содержит 1 файл

Глава 1 Роль.docx

— 70.96 Кб (Скачать)

При анализе деловой среды также  следует изучить конкурентов  ООО ПМК 312 «Связьстрой–3». В Новгородской области основными конкурентами являются ООО «Карноллит», ООО «Новтехстрой», ЗАО «Севзапмонтажавтоматика». Цена оказанных услуг определяется согласно сметной документации на каждый объект. Рассмотрим ценовую конкуренцию между этими организациями.

Таблица 3 – Сравнение стоимости объектов между конкурентами

Название предприятия

Прокладка линий связи, тыс. руб.

Работы по устройству наружных сетей, тыс. руб.

ООО ПМК 312 «Связьстрой–3»

67–5000

45–186

ООО «Карноллит»

73–7000

34–210

ЗАО «Севзапмонтажавтоматика»

66–4100

44–170


Исходя из вышеприведенной таблицы  видно, что ООО ПМК 312 «Связьстрой–3» не является лидером по уровню цен, и конкуренты устанавливают цены ниже их уровня, при этом не сказывается на уровне спроса. Это результат обусловлен высокой себестоимостью продукции по сравнению с конкурентами ( в среднем цены выше на 7,6%, чем у конкурентов), так как приходится привозить сырье из других удаленных регионов, высокими тарифами на энергоносители, а также уже длительное время неизменной технологией и медленно обновляемым оборудованием. Но высокий уровень спроса на продукцию нивелирует ценовые преимущества, а производственная номенклатура на ООО ПМК 312 «Связьстрой–3» выше, чем у конкурентов. При этом объемы производства превышают в 1,5 и 2 раза соответственно ООО «Карналлит» и ЗАО «Севзапмонтажавтоматика». Поэтому эти организации не обеспечивают потребности своего региона (Новгородской области) и ООО «Связьстрой–3» успешно действует на этой территории. Благоприятно складывающаяся конъюнктура рынка позволяет осуществлять и замену оборудования и его увеличение, что при сохранении устойчиво повышенного спроса может снизить себестоимость продукции и за счет этого.

Также нужно оценить ситуацию и  с продукцией, заменяющей изделия  ОАО «Теплоизоляция». В Новгородской области не существует организаций, осуществляющих заменяющее производство.

Все эти изменения происходят достаточно медленно, но они приводят ко многим существенным изменениям в окружении организации

– готовность или неготовность организаций приобретать ту или иную единицу производимой продукции;

– рост или упадок числа потребителей;

– вынужденное строительство большего числа филиалов и т.д.

   Влияние факторов внешней  среды на деятельность ООО ПМК 312 «Связьстрой–3» представлено в таблице 4.

Таблица 4 – Влияние факторов внешней среды на деятельность ООО ПМК 312 «Связьстрой–3».

Факторы внешней среды

Влияние факторов

Степень влияния

Влияние организации на внешнюю среду

Степень влияния

1

2

3

4

5

Деловая среда

Потребители

Рентабельность, объем продаж

Имидж, финансовая устойчивость

Очень сильное

Удовлетворенность потребностей

Сильное

Поставщики 

Оперативность, надежность

 

Ценообразование

Сильное

Объем продаж, себестоимость

Очень сильное

Конкуренты 

Объем продаж, рентабельность

Имидж, доля рынка

Очень сильное

Объем продаж, рентабельность

 

Имидж, доля рынка

Очень сильное

Фирмы –заменители

Макроокружение 

Экономические факторы 

Покупательная способность потребителей, объем продаж

 

Уровень инфляции

Сильное

Нет

Нет

Политические факторы

Возможность эффективного использования  потенциала

Слабое 

Нет

Слабое 

Технологические факторы

Эффективность, рентабельность

Слабое 

Применение новых технологий,

Сильное


Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

5

 

 

 
 

усиливает конкурентноспособ- 
ность

 

Природно – географические факторы

Нет

Нет

Нет

Нет


 

Таким образом, анализ внешней среды  организации является важной компонентой  успешного развития. На основе проведенного анализа были выявлены возможности и угрозы ООО ПМК 312 «Связьстрой – 3».

Возможности:

– за 2011 год проложено более 1457 км линий связи, и доля ООО ПМК 312 на местном рынке составляет 31,7%;

– повышение спроса на строительство  линий связи в 2011 году по сравнению с 2010 увеличилось на 16,7%, за счет использования в строительстве современных технологий, сокращающего сроки исполнения работ;

– сокращения предложения строительства линий связи местных производителей на 4,6%.

Угрозы:

– повышение себестоимости производимых услуг за счет высоких транспортных издержек на их транспортировку, при этом у конкурентов цены  ниже на  2–3 тыс. руб.;

– непредоставление поставщиками продукции в установленные сроки и повышение цен на поставки продукции;

– износ основных фондов и потребность в их модернизации;

– увеличение процентных ставок по кредитам для строительных организаций на 0,8%.

2.3 Предложения по повышению  эффективности анализа внешней  среды ООО ПМК 312 «Связьстрой – 3» для оперативного реагирования на результаты анализа руководства организации и учету его результатов в ООО ПМК 312 «Связьстрой – 3»

На основании проведенного анализа, внесем предложения по повышению  эффективности деятельности организации:

– при выборе поставщика продукции приоритетным направлением является более низкая цена на поставляемую продукцию по сравнению с другими поставщиками, при этом на качестве продукции это не должно сказываться;

– заключение долгосрочных контрактов с поставщиками продукции с включением в них условий о невозможности пересмотра цен в зависимости от изменения ставок НДС и общего объема налогообложения;

– обновление технической базы и  ее модернизация;

– в целях снижения транспортных издержек предпочтение отдавать соседним и близлежащим регионам – потребителям, заключение долгосрочных контрактов и возможность предоставления скидок, в зависимости от количества оказанных услуг;

– в связи с повышением спроса на предоставляемые услуги за пределами Новгородского региона расширять сферу предложения ООО ПМК 312 благодаря открытию филиалов.

В целом можно отметить, что на ООО ПМК 312 «Связьстрой–3» руководители предприятия и структурных подразделений находятся в курсе событий и изменений, происходящих во внешней среде, так как постоянно в повседневной деятельности ощущают ее влияние и получают информацию о ней из разных источников. Так, например, основным связующим звеном между организацией и внешней средой (преимущественно компонентами микроокружения) является производственный отдел и от части секретарь, которые изучают потребителей, посредников, конкурентов, транспортные организации, поставщиков, а также находятся в курсе изменений экономических условий в стране. Однако анализ внешней среды не является доминирующей задачей этих структурных подразделений (аналогично обстоит дело и с другими службами), поэтому информация о факторах внешней среды у руководителей имеется в недостаточном объеме, она не всегда достоверна или поступает к ним несвоевременно. Кроме того, в ООО ПМК 312 существует еще один недостаток, такой как сбор, анализ и передача данного рода информации в значительной мере осуществляется нецеленаправленно, спонтанно и случайно. Поэтому на сегодняшний момент времени информация о внешней среде в организации в значительной степени разрознена и не дает о ней целостного представления, в результате чего можно заключить, что многие руководители представляют будущий характер внешней среды, полагаясь на интуицию, а некоторые вообще практически не имеют о ней должного представления.

Для повышения эффективности анализа внешней среды на ООО ПМК 312 «Связьстрой–3» необходимо использовать следующую методику комплексного исследования данной проблемы, использующую логическую последовательность этапов и процедур.

На первом этапе необходимо установить стратегическую цель анализа, в качестве которой должно быть регулярное и  своевременное предоставление руководителям  предприятия и структурных подразделений  разнообразной информации о внешней  среде для устранения или снижения уровня рисков при принятии управленческих решений, а также при разработке стратегии дальнейшего развития организации. Также конкретные цели могут быть определены и скорректированы  высшим руководством, для решения  какой-либо неотложной проблемы, не забывая  о приоритете стратегической цели и  не отдавая предпочтение одному из объектов анализа.

Затем должна быть разработана программа исследования, в которой определяется необходимая  информация, источники и методы ее сбора и анализа, методы прогнозирования факторов внешней среды, а также конкретные исполнители исследований, календарный план и сроки предоставления полученных результатов. При реально сложившейся ситуации в ООО ПМК 312 данного рода анализ должен быть возложен на сотрудников отдела маркетинга, который, по моему мнению, имеет еще значительные внутренние резервы для осуществления этой задачи, в силу недоиспользования своего потенциала. При этом создание новой специализированной структурной единицы для такого предприятия является излишней, и могла быть оправдана только на очень крупных организациях, к которым ООО «Связсьстрой–3» не относится.

Следующим этапом должен быть поиск и сбор информации о внешней среде для разработки и принятия стратегических решений. При этом необходимо использовать как  можно большее количество источников информации, как внутренних, так  и внешних, в целях получения  более полной и достоверной картины  о внешней среде. Сбор информации о компонентах макроокружения и  деловой среды из внутренних источников следует проводить, как изучая различные  документы и материалы подразделений  предприятия, имеющих какие–либо контакты с внешней средой, так и проводя  экспертные опросы их сотрудников. При сборе внешней «вторичной» информации необходимо использовать различные газеты, журналы, официальные издания, справочники, сборники, каталоги, другую печатную рекламу, справочно-правовые системы, электронную сеть Internet.

Для получения  исчерпывающей информации о потребителях, конкурентах и других субъектах  рынка, относящихся к деловой  среде ООО ПМК 312, следует также  собирать «первичную» информацию с  помощью методов наблюдения, опросов  и экспериментов. Параллельно со сбором информации о внешней среде  для решения стратегических задач  должен осуществляться мониторинг внешней  среды. Он необходим для предоставления руководству оперативной информации для своевременного принятия управленческих решений уже при появлении «слабых сигналов» каких–либо изменений во внешней среде.

После сбора информации ее необходимо соответствующим образом  обработать: вначале проверить на достоверность и непротиворечивость, затем систематизировать по отдельным  факторам внешней среды так, чтобы  ее было удобно анализировать и хранить.

На этапе анализа  собранной информации при помощи методов экстраполяции, структурно–аналитических и экспертных методов следует  определить состояние внешней среды  и выявить открывающиеся для  предприятия возможности и угрозы.

Вся собранная, обработанная и проанализированная информация должна храниться в базах данных по потребителям, поставщикам, конкурентам и макросреде в целом. Их следует построить таким образом, чтобы можно было предоставить информацию о внешней среде разным пользователям с необходимым для них уровнем детализации. Все базы данных должны быть взаимосвязаны друг с другом и должны обновляться по мере поступления новой информации, в том числе в ходе мониторинга.

Для разработки стратегических планов предприятия  и их ежегодной корректировке  необходимо проводить прогнозирование  внешней среды. При этом также  могут быть использованы методу экстраполяции, структурно–аналитические и экспертные методы.

Заключительным  этапом анализа внешней среды  является подготовка и предоставление отчета руководству предприятия  и его подразделениям. Они должны содержать основные выводы и результаты исследований, а также рекомендации по использованию новых возможностей во внешней среде или устранению (минимизации) угроз для предприятия.

Для эффективного приведения в действие данной схемы  анализа на ООО ПМК 312 необходимо создать и соответствующие организационно–экономические предпосылки. Для этого сначала следует определить организационную форму проведения анализа внешней среды. При исследовании отдельных направлений внешней среды предприятие может обращаться к специализированным исследовательским организациям, таким как консалтинговые и информационные фирмы, научно–исследовательские институты, высшие учебные заведения и т. п. Вместе с тем, ООО ПМК 312 должно самостоятельно проводить комплексное исследование внешней среды. При создании этого направления работы целесообразно объединить усилия отдела маркетинга с другими подразделениями, занимающимися изучением отдельных аспектов внешней среды. Поэтому необходимо разделить между этими подразделениями полномочия и ответственность в системе исследования внешней среды предприятия, а также наладить информационное взаимодействие таким образом, чтобы не происходило дублирование работ и, в то же время, не возникали информационные пробелы по каким-либо направлениям. Отдел маркетинга должен не только собирать информацию от подразделений, но и координировать и направлять их усилия на более активный сбор информации о внешней среде. Для этого необходимо разработать и предоставить методические рекомендации работникам предприятия о том, какую, где и от кого следует собирать информацию. Деятельность по исследованию внешней среды должна осуществляться при активной поддержке высшего руководства. Оно должно предоставлять отделу маркетинга открытый доступ к информационным ресурсам предприятия, в том числе конфиденциальным, а также самим снабжать его информацией, полученной по своим каналам.

Информация о работе Внешняя среда организации