Внешняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Внешняя среда организации – это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности работы организации.
Любая организация (предприятие) взаимодействует с внешней средой, т.е. получает из нее ресурсы (рабочую силу, капитал, оборудование, сырье, энергию, информацию и т. д.), которые становятся элементами ее внутренней среды.

Работа содержит 1 файл

Глава 1 Роль.docx

— 70.96 Кб (Скачать)

 

Глава 1 Роль, составляющие и анализ внешней среды организаций малого бизнеса

    1. Понятие и значение внешней среды организаций малого бизнеса

Внешняя среда организации – это условия  и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и  оказывающие существенное воздействие  на нее. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности  работы организации.

Любая организация (предприятие) взаимодействует  с внешней средой, т.е. получает из нее ресурсы (рабочую силу, капитал, оборудование, сырье, энергию, информацию и т. д.), которые становятся элементами ее внутренней среды.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами (рабочая  сила, капитал, оборудование, сырье, энергия, информация и т.д.), необходимыми для  поддержания её жизнедеятельности  и  внутреннего потенциала на должном  уровне. При этом организация, в свою очередь, в качестве компенсации  за это должна отдавать результаты своей деятельности во внешнюю среду. Таким образом, организация находится  в состоянии постоянного взаимообмена с внешней средой. Как только рвутся связи с ней, организация погибает. Взаимосвязь организации с внешней  средой обеспечивает возможность её существования, внутренний потенциал, а также устойчивость, т.е. способность  устранять возникающие отклонения и достигать поставленных целей  после оказываемых на неё воздействий.

Малые предприятия, как субъект управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, как неустойчивая предпринимательская  единица, наиболее зависимая от колебаний  рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней  среды наиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса. Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса является, его объективно подчиненная роль в системе отношения с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. А также имеет специфическую черту, которая связана именно с периодом радикальных реформ, – это исключительная подвижность внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходят изменения. И все это серьезно затрудняет для малого предприятия возможности адекватного на них реагирования.

Поэтому способность организации реагировать и справляться с изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений.

Внешняя среда управления в целом  характеризуется ростом сложности, подвижности, неопределенности, нарастающей  взаимосвязанностью факторов, так что  изменение хотя бы одного из них  влечет изменение многих других факторов.

Как и факторы внутренней среды, факторы внешнего окружения взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней  среды понимается уровень силы, с  которой изменение одного фактора  воздействует на другие факторы. Так  же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора  внешнего окружения может обусловливать  изменение других. 

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация  обязана реагировать, а также  уровень вариантности каждого из них. 

Подвижность среды – скорость, с которой происходит изменение  в окружении организации. Внешняя  среда не постоянна, в ней все  время происходят изменения. Многие исследователи указывали, что окружение  современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако, при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

Неопределенность внешней среды  является функцией количества информации, которой располагает организация  по поводу конкретного фактора, а  также функцией уверенности этой информации.

Внешние факторы влияния - условия, которые организация не может  изменить, но постоянно должна учитывать  в своей работе: потребители, правительство, экономические условия и т.д.

Однако набор этих факторов и  оценка их воздействия на хозяйственную  деятельность различны. Обычно фирма  в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой  степени могут воздействовать на результаты её деятельности в настоящий  период и на будущую перспективу, выводы проводимых исследований или  текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств  и методов для принятия соответствующих  управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Факторы и субъекты внешней среды, их влияние на работу организаций малого бизнеса

При рассмотрении влияния внешнего окружения на организацию важно  понимать, что характеристики среды  отличны от её факторов, но в тоже время связаны ними.

И. Герчикова приводит следующую классификацию внешних факторов предпринимательской среды:

— факторы прямого воздействия:

1) характер и состояние рыночных  отношений: потребительский спрос;  предложения; условия торговли  на рынке (формы и методы  торговли, коммерческая практика, условия  товародвижения, правовые вопросы,  торгово-политические условия);

2) хозяйственные связи фирмы: сеть  поставщиков сырья, материалов, оборудования, топлива и энергии; обеспечение  рабочей силой необходимых специальностей  и квалификации; отношения с финансовыми  институтами- кредиторами или инвесторами (банки, акционеры, частные лица); отношения с профсоюзами;

— факторы косвенного воздействия:

1) регулирование предпринимательской  деятельности;

2) общеэкономические: требования научно-технической  революции; состояние экономики  страны; предпринимательский климат;

3) общеполитические.

В зависимости от характера влияния  на сферу МП совокупность факторов разбивается на группы:

– базисные (влияют на возможность  существования): законодательство, налогообложение, ресурсы;

– дополняющие (влияют на объём МП и на его здоровье): специальная государственная поддержка, инфраструктура рынка, социальное партнерство, самоорганизации предпринимателей;

– внутренние (влияют на показатели успешности МП): психологическая и профессиональная готовность к предпринимательской деятельности, окружение МБ.

А. Хоскинг выделяет макросреду и микросреду предпринимательства Макросреда включает экономические, правовые, политические, социально-культурные, технологические, физические (географические) условия деятельности. Микросреда включает институциональную систему предпринимательства.

Существуют  множество классификаций факторов внешней среды. Но для организаций  малого бизнеса мы выберем следующую  классификацию:

– макроокружение;

– деловая среда.

Макроокружение 

Макроокружение  является частью внешней среды, общей  для организации. Можно выделить различные его уровни – глобальный, международный и национальный. В  связи с глобализацией общества представляет интерес выделение  и рассмотрение составляющих внешней  среды на глобальном уровне: экономическом, политическом, социальном, технологическом  и др.

Экономическая составляющая макросреды определяет общий уровень экономического развития рыночных отношений, конкурентоспособность и др. Ее основными параметрами являются: валовой внутренний продукт, инфляция, процентная ставка, валютный курс, уровень безработицы, ставки налогообложения, производительность труда, заработная плата. Изменение этих показателей влияет на уровень жизни населения, а следовательно, на платежеспособность потребителей, колебания спроса. В свою очередь они определяют уровень цен, инвестиционную политику, прибыль организации. Например, низкая цена рабочей силы, с одной стороны, может привести к снижению издержек. Но, с другой стороны, она таит в себе угрозу снижения качества труда. Анализ экономической компоненты ни в коем случае не должен сводиться к анализу отдельных ее составляющих.

Политическая составляющая, представленная органами государственной власти, а также партиями, блоками, группами и другими организациями, определяет цели и направления развития общества, его идеологию, внешнюю и внутреннюю государственную политику в различных областях, пути и средства их реализации правительством. Политическая система оказывает существенное влияние на деловую активность организаций, она создает трудности и возможности для развития многих сфер бизнеса. Организация должна иметь четкое представление о стабильности политической ситуации, предстоящей смене (если таковая намечается) политических партий и лидеров, их программах, направлениях деятельности и отраслях, которые они намереваются поддерживать; возможностях различных групп лоббирования, их интересах и влиянии на принятие тех или иных законов и других нормативных актов. Информированность об этих процессах позволяет одним организациям воспользоваться благоприятными возможностями для укрепления своих позиций, завоевания новых рыночных ниш, расширения сферы деятельности, другим — избежать или снизить потери.

Правовая составляющая — это законы и другие правовые акты, устанавливающие допустимые нормы деловых взаимоотношений, права, ответственность, обязанности организаций, регулирующие деятельность, включая ограничения на отдельные ее виды, определяющие формы и методы защиты интересов и др. От знания и правильного толкования принятых законов и правовых норм зависит правомерность заключения и выполнения тех или иных контрактов, законность деловых операций, возможность решения спорных и других вопросов, связанных с деятельностью организации, осуществляемой в рамках существующего законодательства.

Социальная составляющая макросреды отражает социальные процессы и тенденции, происходящие в обществе и влияющие на деятельность организации: традиции, ценности, привычки, этические нормы, стиль жизни, отношение людей к работе, вкусы и психологию потребителей. В нее входит социальная структура общества, его демографические характеристики, такие как уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни, темпы роста численности населения, миграция, уровень образования, квалификации и т. п. Социальная составляющая макросреды, влияя на уровень спроса, потребительские предпочтения, выбор рынков сбыта продукции, определяет основные параметры регионального рынка рабочей силы, от которого зависит выбор месторасположения предприятия: наличие необходимой численности работников, определенный уровень их образования и квалификации, соответствие возрастным и другим требованиям. Стремление к здоровому образу жизни, изменившееся отношение к охране окружающей среды, появление новых традиций, ценностей и другие тенденции приводят к существенным социальным изменениям в долгосрочной перспективе. Это может для одних компаний открывать большие перспективы развития, а для других — определенные трудности и проблемы.

Технологическая составляющая включает научные и технологические факторы. На их основе организация может модернизировать старую и выпускать новую продукцию, совершенствовать и разрабатывать технологические процессы. При этом она может не только использовать результаты научных исследований и разработок, полученных в данной отрасли, но и заимствовать их из других отраслей. В настоящее время как никогда раньше наблюдается быстрое внедрение инноваций в компаниях. Бурное развитие электронной коммерции — лишь один из последних примеров значительных изменений в бизнесе, возникших в результате внедрения информационных технологий. Деятельность компаний, которые осознали важность технологических инноваций, свидетельствует о том, что их бизнес развивается ускоренными темпами. Это не значит, что все новые технологии обязательно приводят к успеху. Многие запатентованные технологии не имеют спроса на рынке. Некоторые предприимчивые компании начинают работать на рынках, приносящих наибольшие прибыли, их бизнес растет, но в течение непродолжительного времени, поскольку они вытесняются более сильными конкурентами.

Отслеживание  процесса развития технологий важно  не только в связи с тем, что  необходимо вовремя начать использование  новых технологических достижений, но также и в связи с тем, что организация должна предвидеть и спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

Это означает, что процесс изучения технологической  компоненты макроокружения должен способствовать выбору таких решений, которые позволяют  не опоздать с началом технологического обновления и не задержаться слишком  долго с использованием когда-то передовой технологии и с производством  когда-то нового продукта.

Природно-географические факторы связаны с климатическими условиями, запасами природных ресурсов, экологической обстановкой. Природные катаклизмы, изменения климата, ограниченность природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и другие негативные процессы оказывают все большее влияние на деятельность организации. Например, уменьшение запасов природных ресурсов вызывает необходимость их вторичного использования, разработки ресурсосберегающих технологий, заменителей сырья, традиционных материалов и видов энергии. Ухудшение экологической обстановки требует соблюдения экологических стандартов при производстве и эксплуатации продукции, утилизации отходов, строительства очистных сооружений, запрещения производства отдельных видов товаров и т. д. Для решения этих и подобных проблем организации вынуждены вкладывать значительные средства в разработку новых технологий, охрану окружающей среды и т. п.

Информация о работе Внешняя среда организации