Внешняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Внешняя среда таит угрозы для орга­низации, состоящие в том, что несо­ответ­ствие действий организации тенден­циям развития среды и ее неспосо­бность согла­со­вать свои интересы с интересами взаимодействующих с ней субъектов угрожают результативности деятельности организации и самому ее существованию.
Вместе с тем внешняя среда всегда открывает возможности для повышения эффективности деятельности организации: правильно оценив тенденции внешней среды, найдя способы взаимовыгодного согласования интересов, организация имеет шансы перестроить содержание и формы своего функционирования и упрочить свое положение на определенный, иногда – очень длительный, период времени. Любые изменения внешней среды, особенно же структурные, всегда открывают новые и новые возможности, которыми организация может воспользоваться, действуя инновационно. Иными словами, любые изменения внешней среды – это инновационные возможности для организации.

Содержание

Введение
Глава 1. Организация и элементы ее внешней среды
1.1.Понятие организации как явления
1.2.Факторы и элементы внешней среды организации. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия.
Глава 2.Характеристика внешней среды на примере ООО «Орион»
2.1.Общая характеристика ООО «Орион»
2.2.Анализ внешней среды ООО «Орион»
Заключение
Список использованной литературы
Глоссарий

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 284.50 Кб (Скачать)


Оглавление

 

Введение

Глава 1.              Организация и  элементы ее внешней среды

1.1.              Понятие организации как явления

1.2.              Факторы и элементы внешней  среды организации. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия.

Глава 2.              Характеристика внешней среды на примере ООО «Орион»

2.1.              Общая характеристика ООО «Орион»

2.2.              Анализ  внешней среды ООО «Орион»

Заключение

Список использованной литературы

Глоссарий


Введение

 

Актуальность исследования. Любая организация находится и функционирует во внешней среде, которая является источником ресурсов для организации. В свою очередь сама организация направляет результаты своей деятельности во внешнюю среду. Организация и внешняя среда находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии.

Внешняя среда таит угрозы  для орга­низации, состоящие в том, что несо­ответ­ствие действий организации тенден­циям развития среды и ее неспосо­бность согла­со­вать свои интересы с интересами взаимодействующих с ней субъектов угрожают результативности деятельности организации и самому ее существованию.

Вместе с тем внешняя среда всегда открывает возможности для повышения эффективности деятельности организации: правильно оценив тенденции внешней среды, найдя способы взаимовыгодного согласования интересов, организация имеет шансы перестроить содержание и формы своего функционирования и упрочить свое положение на определенный, иногда – очень длительный, период времени. Любые изменения внешней среды, особенно же структурные, всегда открывают новые и новые возможности,  которыми организация может воспользоваться, действуя инновационно. Иными словами, любые изменения внешней среды – это инновационные возможности для организации.

А вот то, как организация реагирует на открывающиеся угрозы и возможности, зависит от качеств тех, кто ею управляет, от того, насколько они способны правильно провести анализ внешней среды и адекватно ответить на ее вызовы. Именно поэтому анализ внешней среды – это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий влиятельного отслеживания в среде процессов, оценки факторов и установление связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.

Целью данного исследования является изучение понятия и особенностей внешней среды

Объектом исследования выступает внешняя среда

Предметом исследования является совокупность отношений, складывающихся в процессе взаимодействия организаций с внешней социально-экономической средой.

Задачи работы обусловлены поставленной целью.

Раскрыть понятие организации как явления

Выявить факторы и элементы внешней  среды организации

Раскрыть понятие и выявить требования.

Провести общую характеристику предприятия.

Охарактеризовать внешнюю среду на примере ООО «Орион»;

Работа состоит из введения, глав основной части, выводов (заключения), списка литературы и приложений.

Вопросы взаимодействия организации с внешней социально-экономической средой нашли отражение в трудах известных зарубежных ученых Р. Коуза, О. Уильямсона, И. Ансоффа, М. Мескона, С. О'Доннелла, Ф. Котлера, Торстен Хеннинг-Турау, М. Холмланд и др. Эти вопросы в определенной степени разработаны российскими учеными Р.А Фатхутдиновым, И.Б. Гурковым, В.В. Щербиной, А.В. Бусыгиным, О.А. Третьяк, В.Е. Демень-тьевым, Г.Л. Багиевым и др. Однако эти исследования носят несистемный характер, что проявляется в рассмотрении лишь факторов внешней среды. Они не затрагивают сущностные аспекты и аспекты качества взаимоотношений организации с внешней социально-экономической средой.

Актуальность и недостаточная исследованность проблемы предопределили выбор темы, цель и задачи курсового  исследования.

 

 

 


Глава 1.              Организация и  элементы ее внешней среды

1.1.           Понятие организации как явления

 

Понятие «организация» относится к числу ведущих категорий теории организации. Организация может быть определена как:

1)              искусственная (синоним – организованная) система, созданная человеком по определенному плану (проекту);

2)              активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.

Организация – это самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума. Она не существует без общества, и общество не может существовать без организаций, которые оно ради своего существования и создает.

Организация – объект и субъект общества. Но будучи самостоятельной подсистемой общества, организация имеет специфические потребности, интересы, ценности, предлагает обществу продукты своей деятельности, свои услуги и предъявляет ему определенные требования.

В значительной мере и индивидуальное, и групповое поведение людей определяется их включенностью в организации. Особенно значима роль организаций в регулировании совместной деятельности людей[1].

Организация является основной функцией управления, суть которой – осуществление определенной структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно автономных частей в системном объекте.

Независимо от типа и масштабов деятельности каждая организация (фирма) должна быть некоторым образом упорядочена (организована). Существует ряд общих принципов, которыми следует руководствоваться любой организации в процессе своей деятельности:

–              определение и детализация целей;

–              определение приемов, способов деятельности, способствующих достижению этих целей;

–              поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы;

–              координация, согласование различных видов деятельности, порученных каждой группе;

–              обеспечение единства целей;

–              установление эффективного контроля[2].

Все организации (биологические, социальные, технические) построены на основе иерархического принципа.

Иерархический принцип означает, во-первых, централизацию, линейную подчиненность низших звеньев системы высшим, особую форму разделения труда – не только по горизонтали, но и по вертикали, закрепление за людьми и подразделениями управленческих и исполнительских функций. Во-вторых, иерархия обусловливает личную зависимость одного человека от другого. В-третьих, иерархия функционирует как власть, т.е. члены организации подчиняются правилам и стандартам организации – в противном случае к ним могут быть применены санкции и меры принуждения.

Существенной чертой организации является также горизонтальное разделение труда, которое позволяет специализировать деятельность сотрудников, повышать производительность и качество их работы. Классический образец горизонтального разделения труда на промышленном предприятии – производство, снабжение, маркетинг, кадровое обеспечение и финансы, НИОКР.

Горизонтальное разделение труда требует создания специализированных подразделений (отделы, управления, службы и т.д.). Специализированные подразделения, будучи составными частями целостной организации, представляют собой социальные системы меньшего масштаба и сложности, деятельность которых сознательно направляется, координируется для достижения общей цели. Координирование работы людей и специальных подразделений составляет сущность управления, без которого организации не могут существовать.

Управление – это процесс планирования, организации, мотивирования (активизации), координации, регулирования, контроля и исследования.

В больших и сложных организациях управление должно быть четко отделено от неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать специальных руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности.

Каждая организация имеет свою организационную структуру.

Организационная структура – структура объекта управления, отражающая взаимодействия между его элементами.

Для эффектного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности организаций и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных управленческих функций, определяет взаимоотношения работников внутри организации. Структура организации устанавливает некоторый общий набор предварительных положений и предпосылок, определяющих, какие члены организации несут ответственность за те или иные виды решений.

Структура организации определяет структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организаций. Она устанавливает ответственность подразделений организаций за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания. Руководителю фирмы, менеджеру важно знать, что организация обладает способностью к адаптации, самоорганизации и саморегулированию.

Слово «организация» происходит от латинского organizo – делать сообща, стройный вид, устраиваю. Организация рассматривается как процесс и как явление.

Организация как процесс – совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Организация как явление – это объединение элементов для реализации программы или цели по производству товаров, услуг, информации, знаний и действующих на основании определенных правил и процедур[3].

В России организации как явление регулируются Гражданским кодексом РФ. Общими чертами организаций являются наличие по крайней мере одного человека, хотя бы одной цели, направленной на удовлетворение потребностей или интересов человека или общества; совместная деятельность для получения прибавочного продукта в различных формах (материальной, духовной, информационной). В исследовании организаций применяются системный, комплексный и аспектный подходы.

Системный подход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних), влияющих на принятие решений. Системный подход предусматривает рассмотрение объекта в качестве системы, состоящей из многих взаимосвязанных подсистем (элементов), имеющих вход, выход, связь с внешней средой, обратную связь. Комплексный подход требует составления приоритетов ключевых элементов и учета наиболее важных элементов.

Аспектный подход довольствуется учетом отдельных ключевых элементов при анализе или синтезе организационных образований.

Системный подход требует наибольших затрат ресурсов и времени. Если это оправдано, то его использование целесообразно. Соответственно комплексный и аспектный подходы более дешевые, но увеличивается погрешность при обработке недостаточных данных и в результатах решения[4].

Вывод. Организация – это самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума. Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам. Вместе с тем они имеют общие для всех организаций характеристики. Одной из самых значительных характеристик организации является зависимость от внешней и внутренней среды. Ни одна организация не может функционировать изолированно, вне зависимости от внешних ориентиров. Они во многом зависимы от внешней среды. Это условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе воздействующие на нее. Различают факторы внешней и внутренней среды[5].

1.2.           Факторы и элементы внешней  среды организации. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия.

 

Все предприятия функционируют в определенной среде, которая обусловливает их действия, и выживание их в долгосрочном периоде зависит от способности адаптироваться к ожиданиям и требованиям среды. Различают внутреннюю и внешнюю среду организации. Внутренняя среда включает основные элементы и подсистемы внутри организации, обеспечивающие осуществление протекающих в ней процессов. Внешняя среда – это совокупность факторов, субъектов и условий, находящихся за пределами организации и способных влиять на ее поведение. Рассмотрим элементы внешней среды организации в   виде таблицы.

Таблица 1

Элементы внешней среды организации

Внешняя среда организации

1. Государство и общественность

 

Создание рабочих мест, социальный мир
Конкурентоспособность на мировом рынке
Получение налоговых доходов
Стабильность цен
Поддержание рыночных отношений путем антимонопольных мер
Защита окружающей среды и интересов потребителя

2.Поставщики

Высокие доходы и низкие расходы
Стабильность договорных связей

3. Кредиторы

 

Высокие проценты
Гарантированность возврата кредита
Возможность влияния на фирмы

4. Потребители

Широкий выбор, высокое качество, низкие цены
Высокий уровень сервисных услуг

Информация о работе Внешняя среда организации