Внешняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Внешняя среда организации. Важнейшим вкладом системного подхода в науку управления явилось представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, которое появилось в конце 50-х гг. Ситуационный подход расширил теорию систем.

Работа содержит 1 файл

Внешняя среда организации.Курсовая по теории управления.docx

— 322.74 Кб (Скачать)

    Руководители  могут исходить из некорректной предпосылки  о сходстве деловой практики дома и за границей. Например, фирма «Макс  Фактор, Ревлон энд Эйвон» потерпела неудачу, пытаясь проникнуть на рынок косметики в Японии. Среди факторов, которые ограничили сбыт продукции фирмы в Японии, следующие: потребление духов здесь незначительно, считается, что кремы для имитации загара, как и сам загар, уродуют человека, экстракты для добавки в ванну в отелях, банях не используются и т. п. Фирма «Кэмпбелл Суп» столкнулась с подобными проблемами, вложив 8 млн. долл. в продвижение растворимых супов на бразильский рынок. Когда выяснилось, что реальный сбыт существенно отличается от того, что прогнозировалось, собрали дополнительную информацию, чтобы понять, почему это произошло. Углубленное интервьюирование показало, что бразильские хозяйки теряют ощущение хранительниц домашнего очага, если все, что от них требуется при варке супа, — налить воды в кастрюлю.

    Если  «Кэмпбелл Суп» не сумела оценить особенности международной среды, то фирма «Сир» в этом преуспела. Прежде чем начать планировать открытие нескольких магазинов розничной торговли в Испании, фирма установила, что ее потенциальные конкуренты не предоставляют кредита потребителям. Дело в том, что многие испанцы считают покупку в кредит признаком неплатежеспособности, что для них недопустимо и стыдно. В результате такого рода изучения среды фирма «Сирс» отказалась от продажи своих товаров в Испании в кредит. 

    Развитие  упраавления международным бизнесом 

    Управление  международным бизнесом распространяется на сферы деятельности, которые связаны  с перемещением ресурсов, товаров, услуги рабочей силы через национальные границы. К перемещаемым ресурсам относятся  сырье, капитал, люди и технология. Если говорить о товарах, то это могут  быть готовые компоненты, продукты, полуфабрикаты. В разряд перемещаемых услуг попадают бухгалтерский учет, юридическая и банковская деятельность. Перемещаются и специалисты —  в первую очередь технические  и менеджеры.

    С 60-х годов сектор международного бизнеса приобретает особую значимость для американских и иностранных  организаций. Инвестиции американских предприятий за границей возросли с 3,8 (I960 г.) до 78 (1970 г.) и более чем 168 (1978 г.) млрд. долл.

    Между 1970 и 1980 гг. сбыт американской продукции  в других странах рос со скоростью  около 10% в год.

    1. Более низкие производственные  издержки. Наличие дешевой рабочей  силы за рубежом позволяет  организации снижать свои издержки. Как следствие, она может тратить  на производство товаров и  услуг меньше и получать преимущества  в ценовой конкуренции. Например, в 1983 г. фирма «Атари» уволила  1700 рабочих с завода в северной  части Калифорнии и объявила  о планах открытия заводов  на Тайване и в Гонконге.

    2. Торговые барьеры. Ограничения  на экспорт могут принимать  форму налогов или их предельных  уровней по политическим причинам, как в случае, когда США запретили  экспорт в СССР наукоемкой технологии в ряде областей. К средствам ограничения импорта относятся тарифы, квоты, стандарты и бюрократические проволочки, функционирование на иностранном рынке дает компании возможность преодолеть такие ограничения.

    3. Антитрестовские законы в США.  Антитрестовские законы в США  ограничивают максимальную долю  рынка, которой может располагать  компания. В результате наиболее  крупные корпорации США сосредоточили  свое внимание на международном  секторе.

    4. Извлечение выгод из возможностей  за рубежом. Американские фирмы,  занявшись восстановлением Европы  после второй мировой войны,  извлекли преимущества — они  проникли на новые рынки. Ограниченность жизненного цикла продукта сделала возможным расширение спроса на американскую продукцию в других странах, и в то же время новые технологии иностранных конкурентов «подстегивали» американские фирмы на внутреннем рынке. Высокие темпы развития и потребность в капиталовложениях означают повышенную прибыль на инвестиции в ряде развивающихся стран. Обслуживающие организации, типа банков и бухгалтерско-ревизорских фирм, последовали на международные рынки за своими клиентами. 

    Разновидности международного бизнеса 

    Предприятия могут проникать на международные  рынки разными путями.

    ЭКСПОРТ. Самый простой путь проникновения  на международные рынки — экспорт  продукции. Хотя организация продолжает производить всю продукцию в  своей стране, она может для  координации экспорта создать независимую  торговую компанию или посредническую службу, которая будет облегчать  заключение сделок с иностранными покупателями. С расширением экспорта организация  может создать экспортный отдел  с управляющим по экспорту, относящимся  к среднему уровню в иерархии управления.

    ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ. Предприятие может продать лицензию на производство своей продукции  иностранной компании или государству  посредством соглашения о лицензионных платежах. Согласно этой схеме, американская компания предоставляет иностранной  компании или государству право использовать патенты или технологию, производственные секреты, а также оказывает технологическую и административную поддержку. Иностранная компания или государство, в свою очередь, возмещает затраты компании в форме лицензионных платежей или платы за услуги.

    СОВМЕСТНЫЕ  ПРЕДПРИЯТИЯ. Организация совместного  предприятия заключается в том, что две или большее число частных компаний или государств вкладывают средства в производственные мощности. Участники являются равными партнерами в деле и получают прибыль в зависимости от доли пакета акций каждого в совместном предприятии.

    В 1983 г. фирмы «Дженерал Моторо и «Тойота» — две крупнейшие автомобильные компании в своих странах — подписали соглашение о создании совместного предприятия для производства автомобилей в районе Сан-Франциско. По соглашению предполагалось производить до 200 тыс. небольших переднеприводных автомобилей типа «Ти» в год в течение 12 лет. Каждая компания вложила в дело 150 млн. долл. Однако «Дженерал Моторс» должна была внести только 20 млн. долл., поскольку получает кредит в 128 млн. долл. под свой завод вофремонте, штат Калифорния. «Тойота» оплачивает инженерно-проектировочные работы, тем самым обеспечивая фирме «Дженерал Моторс» экономию примерно в 1 млрд. долл., которые она должна была бы в противном случае вложить в исследования и разработки. В свою очередь «Тойота» экономит до 1,25 млрд. долл., поскольку ей не нужно покупать землю в США и строить там свой собственный завод. Примерно половина автомобиля должна изготавливаться в США — это относится к кузову, сиденьям, интерьеру и отделке; все остальное, включая двигатель, производит Япония. В совет директоров входит равное число представителей фирм «Дженерал Моторс» и «Тойота», хотя президент — глава операций предприятия — назначается от «Тойоты».

    ПРЯМЫЕ  КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ. Наиболее сильная  приверженность международному бизнесу  возникает тогда, когда руководство  решает выпускать продукцию своей  фирмы за границей и сохранять  полный контроль над производством, маркетингом, финансами и другими  ключевыми функциями.

    МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ владеют и управляют  предприятиями в других странах. Сто крупнейших многонациональных  корпораций мира имеют филиалы в  более чем 20 странах мира. Многие из них заняты в обрабатывающем секторе, сосредоточивая внимание на выпуске  лекарств, производстве химикатов, электроники, переработке сельхозсырья и нефти, производстве синтетических волокон и электрооборудования.

    Международный бизнес в лице многонациональных  корпораций на базе американских фирм открывает последним дополнительные рынки для их товаров и услуг  и позволяет извлекать выгоды из благоприятного налогообложения  и условий использования труда  и капитала. Неамериканские многонациональные  корпорации, в первую очередь основанные в Западной Европе и Японии, в 70-е  годы бросили вызов американскому  могуществу. В силу растущей по этой причине международной конкуренции, руководители американских компаний вынуждены  приспосабливать свои товары и услуги, а также практику ведения дел  к уникальной среде, в которой  функционируют всевозможные международные  предприятия.

    Факторы международной среды

 

    Чтобы приспособить свои услуги и продукцию  к характеристикам того или иного  международного окружения, руководители организации должны научиться понимать факторы каждой международной среды. Если они считают, что среда другой страны аналогична внутренней, велика опасность ошибочных посылок  и решений. Следующая притча иллюстрирует данное положение. 

    «Случилось  раз большое наводнение, и застигло оно  обезьяну и рыбу. Обезьяна, создание проворное и опытное, ухитрилась вскарабкаться  на дерево и ускользнуть  от бушующих вод. Посмотрев  со своего безопасного  места вниз, она увидела, как несчастная рыба борется со стремительным потоком. С самыми добрыми намерениями обезьяна наклонилась и вынула рыбу из воды. Результат был печален». 

    Наше  рассмотрение факторов среды, в которой  функционирует международный бизнес, сосредоточено на четырех факторах — культуре, экономике, законодательстве. государственном регулировании и политической обстановке.

    КУЛЬТУРА. Под культурой понимается господствующая в обществе система разделяемых  всеми ценностей, верований, обычаев  и преобладающих установок. Каждое общество имеет свою культуру, влияние  которой сказывается на стиле  повседневной жизни.

    Культуру  США можно охарактеризовать как  индивидуалистическую, неформальную, материалистическую и ориентированную  на самоценность времени. В то же время в Японии и Китае группе уделяется гораздо больше внимания, чем индивиду. Починение и сотрудничество важнее индивидуализма. Американская культура не придает большого значения традиции, церемонии и формальности, которые являются важными характеристиками латиноамериканской, ближне- и дальневосточной культуры. Американцы не любят «ходит вокруг да около» в предпочитают без церемоний сразу переходить к делу. Однако в Латинской Америке или Саудовской Аравии принято сначала побеседовать на не относящиеся к делу темы и только потом сосредоточиться на истинной цели встречи.

    Американцы  уважают приобретения, символизирующие  высокий статус, в то время как  во многих обществах незападного типа гораздо выше интерес к эстетической и духовной сторонам бытия. Аналогичным образом зацикленность американцев на времени не находит понимания в восточной культуре, которая рассматривает время как нечто без начала и конца. Так, восточные бизнесмены часто весьма небрежно относятся ко времени встреч и срокам, что выводит из себя американцев, немцев и швейцарцев. Во многих странах совещания начинаются с продолжительного общения и чашки кофе или чая. «Американцу, негодующему из-за «потери времени» надлежит знать, что во время по видимости бесцельных разговоров происходят важные сдвиги в установлении взаимопонимания и доверия, что принципиально важно для последующего ведения дел». С учетом этих обстоятельств люди, которые «проламываются» в бизнес в этих странах, не будут достойно вознаграждены.

    Язык  — еще один аспект культуры —  всегда создает трудности для  организации, ведущей свои дела за границей. В силу расхождения значений, придаваемых  сходным словам, а также проблем, связанных с переводом, могут  возникать барьеры на пути обмена информацией. Увеличить их непроницаемость  может несовпадение языка жестов во взаимодействующих культурах. Некоторые  аспекты межличностного общения  мы рассмотрим в следующей главе.

    Различия  между культурами выражаются и в  несовпадении установок по поводу власти, значения работы, роли женщины в  обществе, готовности рисковать и  даже цветовых предпочтений. Исследователи  установили, что именно проблемы человека, обусловленные работой в иной культуре, обычно становятся причиной неудач. Поэтому чтобы преуспеть, организациям и руководителям следует  выявлять культурные различия и соответствующим  образом менять поведение в межличностных  контактах, не говоря уже об изменении  стиля и методов деловой практики и руководства. Как указывают  профессора Ричард Паскаль и Энтони Атос:

    «Реальность управленческих действий не абсолютна —  она социально  и культурно детерминирована. В любой культуре и любом обществе люди сплачиваются для  выполнения определенных коллективных действий по преодолению общих  проблем, что заставляет их выбирать направление, координировать и  стимулировать совместную деятельность. От конкретной культуры зависит, как  такие проблемы воспринимаются и разрешаются. Социализация также определяет границы восприятия».

    ЭКОНОМИКА. Рассматривая экономические обстоятельства, мы указывали, что руководство обязано  оценивать воздействие общей  экономической обстановки на деятельность компании в случае ее изменения, фирмы, работающие в международной среде, должны анализировать экономические  условия и тенденции и наблюдать  за экономикой тех стран, в которых  они ведут или намереваются вести  дела. Анализ среды может способствовать повышению эффективности процесса принятия решений и планирования.

    К числу некоторых экономических  факторов, которые могут влиять на ведение дела за границей, относятся: уровень заработной платы, транспортные расходы, обменный курс, инфляция и  ставки банковского процента, ВНП, налогообложение  и общий уровень экономического развития. Есть и другие, относящиеся к международной экономической среде, хотя и не имеющие чисто экономической природы факторы: численность населения, уровни грамотности и профессиональной подготовленности, качество и количество природных ресурсов, уровень развития технологии, особенности конкурентной борьбы.

Информация о работе Внешняя среда организации