Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:18, курсовая работа
Внешняя среда организации. Важнейшим вкладом системного подхода в науку управления явилось представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, которое появилось в конце 50-х гг. Ситуационный подход расширил теорию систем.
Прочитав
эту главу, вы познакомитесь с
терминами и понятиями, выделенными
выше.
ОРГАНИЗАЦИЯ
И ЕЕ СРЕДА
В гл. 3 описана среда внутри организации. Ее внутренние факторы были основным объектом рассмотрения разных школ в теории управления. Каждая школа акцентировала внимание в первую очередь на тех аспектах, на которые, по ее мнению, должно было бы влиять руководство организации в целях ее успешного функционирования. Школа научного управления, например, сосредоточилась, в основном, на задачах и технологии управления, школа административного управления — на создании структуры, которая должна обеспечить достижение целей организации, школа человеческих отношений — на людях в организации.
Исследователи
этих первых школ уделяли мало внимания
факторам, находящимся вне организации.
Сегодня это считается крупным
недостатком любого подхода, в прошлом
же так не думали. По сути дела, вклад
каждой школы оценивали с точки
зрения повышения эффективности достижения
целей организации. Поэтому в некотором
смысле каждая школа поступала правильно,
концентрируясь на внутренних вопросах,
поскольку они были относительно важнее
для эффективности и выживания организации.
Однако, как мы увидим ниже, современным
организациям приходится приспосабливаться
к изменениям во внешнем окружении и соответственным
образом осуществлять изменения внутри
себя. Это иллюстрирует рис. 4.1.
Значение
внешней среды
В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х гг. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь опутанных связями с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом.
Системный и ситуационный взгляды на вещи привлекли внимание как реакция на изменения, в возрастающей мере влиявшие на успешность действий организации. Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее внимание, чем когда-либо. Как пишет Элвар Элбинп «Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций — деловых, образовательных, государственных — под влиянием недавних событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организации».
Даже
если бы изменения не были столь
значительны, руководителям все
равно пришлось бы учитывать среду,
поскольку организация как
В
этом отношении организации подобны
биологическим организмам. Согласно
теории эволюции Чарльза Дарвина, сохранившиеся
виды выжили потому, что смогли эволюционировать
и приспособиться к изменениям в
своей среде. И организации вынуждены
приспосабливаться к своей
Рис. 4.1. Модель влияния непредвиденных обстоятельств на организацию
(Источник: Howard M. Carlisle, Situational Management (New York: American Management Association, 1973,p.29).
Первая проблема, с которой сталкивается руководитель, желающий исходить из принципа открытых систем, — определение внешней среды. В конце концов мир велик, и было бы пустой тратой сил пытаться учесть в нем все факторы. Руководство, очевидно, должно ограничить учет внешнего окружения только теми аспектами, от которых решающим образом зависит успех организации. Например, по словам Джералда Белла: «Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к операциям организации».
СРЕДА
ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В
Согласно Элбингу, среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них. Здесь речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах (рис. 4.2.).
К примеру, на фирму «Дженерал Моторс» напрямую влияют поставщики материалов, используемых в изготовлении автомобилей, законы, регулирующие ценообразование и порядок найма на работу, предпочтения потребителей, а также действия основных конкурентов — фирм «Форд», «Тойота» и «Крайслер». «Дженерал Моторс» должна реагировать на эти факторы, чтобы удержаться в бизнесе. В то же время такие факторы, как новые технологии, инфляция, экономический спад, а также разоблачения неэтичной деловой практики в прессе журналистом Джеком Андерсоном, приходится, хотя напрямую они не сказываются на каждодневных операциях фирмы, учитывать в интересах компании на будущее.
Ниже
эти факторы прямого и
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Многие факторы внешней среды могут влиять на организацию. Подчеркивая диверсифицированность воздействия окружения, Штейнер и Майнер указывают: «В прошлом руководители концентрировали внимание на экономических и технических обстоятельствах. Однако в последнее время изменение установок людей, социальных ценностей, политических сил и сферы юридической ответственности заставили руководителей расширить спектр требующих учета внешних воздействий».
ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ
ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ — это
уровень силы, с которой изменение
одного фактора воздействует на другие
факторы. Так же, как изменение
любой внутренней переменной может
сказываться на других, изменение
одного фактора окружения может
обусловливать изменение
До
того, как произошло резкое падение
цен на бензин, среда прямого воздействия
многих организаций также была под
ударом, поскольку профсоюзы требовали
компенсаций в связи со скачками
цен на потребительскую продукцию.
Некоторые фирмы, например, выпускавшие
автомобили для загородных путешествий
и крупные модели, а также занимавшиеся
автомобильным туризмом, пострадали
из-за оттока потребителей. Но в некоторых
случаях эффект оказался положительным.
Пошли в гору дела у ряда фирм,
производящих теплоизоляционные материалы,
разрабатывающих синтетические
топлива и выпускающих
Рис.
4.2. Внешнее окружение.
Факт взаимосвязанности особенно значим для мирового рынка. Согласно РОБЕРТУ Б. РЕЙЧУ, экономисту из Гарвардского университета, «земной шар быстро превращается в единый рынок. Товары становятся все дешевле, независимо от национальных границ». Из каждого потраченного американцем доллара 20 центов падает на импорт.
Взаимосвязанность
различных факторов внешней среды,
как считают ЭМЕРИ и ТРИСТ,
должна была превратить среду современных
организаций в бурно изменяющуюся.
Руководители больше не могут рассматривать
внешние факторы изолированно. Они должны
понять, что эти факторы взаимосвязаны
и изменяются. Знаменитый автор в области
управления ПИТЕР ДРУКЕР описывает проблемы
и вызовы менеджерам во времена бурных
изменений в книге с таким же названием.
Специалисты недавно ввели понятие «хаотичных
изменений» (hyperturbulence) для описания внешней
среды 80-х гг., которое характеризуется
еще более быстрыми изменениями и более
сильной взаимосвязанностью. Эмери и Трист
приводят в качестве примера провал одной
английской фирмы по производству пищевых
консервов, которая «так и не сумела осознать,
что рад внешних событий становится настолько
взаимоувязанным, что это ведет к необратимым
общим изменениям». Как они указывают
далее, «выживание становится решающим
образом связанным с уровнем знаний организации
о ее окружении».
Сложность
внешней среды
Под СЛОЖНОСТЬЮ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.
Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается.
Один
исследователь суммирует
Подвижность
среды
ПОДВИЖНОСТЬ СРЕДЫ — это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указы
вали. что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Вероятно, лучшими работами на эту тему являются книги Элвина Тоффлера «Шок будущего» и «Третья волна», а также Джона Несбитта «Мегатренды».
Однако при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Например, два исследователя обнаружили, что скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям и кондитерской промышленности. Быстрые изменения происходят в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций. Менее заметные относительные изменения затрагивают мебельную промышленность, производство тары и упаковочных материалов, а также пищевых консервов.
Кроме
того, подвижность внешнего окружения
может быть выше для одних подразделений
организации и ниже для других.
К примеру, во многих фирмах отдел
исследований и разработок сталкивается
с высокой подвижностью среды, поскольку
он должен отслеживать все