Внешняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Внешняя среда организации. Важнейшим вкладом системного подхода в науку управления явилось представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, которое появилось в конце 50-х гг. Ситуационный подход расширил теорию систем.

Работа содержит 1 файл

Внешняя среда организации.Курсовая по теории управления.docx

— 322.74 Кб (Скачать)

    Внешняя среда организации. Важнейшим вкладом системного подхода в науку управления явилось представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, которое появилось в конце 50-х гг. Ситуационный подход расширил теорию систем.

    Первая  проблема, с которой сталкивается исследователь, желающий исходить из принципа открытых систем, — определение  внешней среды. В конце концов, мир велик, и было бы пустой тратой сил пытаться учесть все факторы. Руководство, очевидно, должно ограничить учет внешнего окружения только теми аспектами, от которых решающим образом  зависит успех организации. Один из способов определения окружения  и облегчения учета его влияния  на организацию состоит в разделении внешних факторов на среду прямого  воздействия и среду косвенного воздействия.

    Среда прямого воздействия  включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них: политические и социокультурные факторы, состояние экономики, международные события, научно-технический прогресс (рис. 3.1).

    К характеристикам внешней среды  относятся: взаимосвязанность факторов, сложность, подвижность, неопределенность.

    Многие  факторы внешней среды могут  влиять на организацию. Взаимосвязанность факторов внешней среды — это уровень силы, с которой изменения одного фактора воздействует на другие факторы. Так же как изменение одного фактора прямого воздействия (любой внутренней переменной) может сказываться на других, изменение одного фактора косвенного воздействия может обусловливать изменение других.

    

Рис. 3.1. Внешняя среда  организации

    Взаимосвязанность различных факторов внешней среды превращает среду современных организаций в бурно изменяющуюся. Руководители больше не могут рассматривать внешние факторы изолированно, они должны исходить из того, что все они взаимосвязаны и подвержены изменениям.

    Под сложностью внешней  среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого из них. Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, в условиях, когда на нее влияют государственные постановления, несколько заинтересованных групп, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, то можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов и проводящая постепенное изменение технологии.

    Подвижность среды — это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.

    Неопределенность  внешней среды  является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной.

    В то время как факторы внешней  среды, описанные выше, в той или  иной мере влияют на все организации, среда организаций, действующих  на международном уровне, отличается повышенной сложностью, что обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну.

    Внешняя среда организации  прямого воздействия. При рассмотрении влияния внешнего окружения на организацию важно понимать, что характеристики среды отличны, но неразрывны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов, трудовых ресурсов.

    Поставщики, С точки зрения системного подхода, организация - это механизм преобразования входов в выходы. Основные разновидности  входов - это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставками ресурсов, требуемых организации  для ведения бизнеса и занимаются поставщики. Многие организации зависят  от непрерывного притока материалов. Однако для роста и процветания  им нужны не только поставщики материалов, но и капитала. Таких потенциальных  инвесторов несколько: банки, программы  федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя организации  или покупатели ее облигаций.

    Государственные органы. Организации обязаны соблюдать не только федеральные законы, но и требования органов государственного регулирования, т.е. принудительного выполнения законов в сферах компетентности этих органов, а также требования, зачастую также имеющие силу закона.

    Потребители. Многие разделяют точку зрения известного специалиста по управлению Питера Ф. Друкера, согласно которой единственная подлинная цель организации — создать потребителя, поскольку оправдание существования и ее выживание зависят от способности находить потребителя результатов своей деятельности и удовлетворять его запросы.

    Конкуренты. Конкуренты есть внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Этот термин используется для обозначения лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке.

    Непосредственное  влияние на организацию оказывают  трудовые ресурсы.

    Трудовые  ресурсы — часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, необходимых для участия в процессе труда. Они представляют собой численность трудоспособного населения и являются важным элементом экономического потенциала страны. По методологии, принятой в России, к трудовым ресурсам относятся мужчины в возрасте 16—59 лет и женщины в возрасте 16-54 года. В трудовые ресурсы страны включаются население в указанных границах трудоспособного возраста, а также лица старше и моложе трудоспособного возраста, фактически занятые в народном хозяйстве (работающие школьники, пенсионеры). Трудовые ресурсы делятся на активные, включающие лиц, непосредственно занятых в общественном производстве, и потенциальные, включающие учащихся с отрывом от производства и занятых в домашнем хозяйстве. Численность трудовых ресурсов определяется на конкретную дату, но ее можно рассчитывать и как среднюю за какой-либо промежуток времени. Трудовые ресурсы России составляют около 50% от общей численности населения страны.

    В западной экономической науке нет  единого подхода к определению  трудовых ресурсов, поэтому в национальных статистических изданиях стран с  рыночной экономикой, а также в  международной статистике встречаются  различные понятия, имеющие отношение  к характеристике данной категории.

    Наличие трудовых ресурсов в регионе влияет на организацию, уровень оплаты труда, бюджет.

    Внешняя среда организации  косвенного воздействия. Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия, тем не менее, руководству необходимо учитывать их. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. К факторам среды косвенного воздействия относятся технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами.

    Технология  — совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие; она охватывает машины, механизмы и инструменты, навыки и знания. Являясь внутренней переменной, она одновременно выступает внешним фактором большого значения.

    Состояние экономики. Руководство должно уметь предвидеть, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех ввозимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги.

    Социокультурные факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социально-культурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.

    Политические  факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителя особое значение. Другой элемент политической обстановки - группы особых интересов и лоббисты.

    Внешние переменные есть факторы среды, находящиеся вне организации, которые оказывают серьезное влияние на ее успех. К внешним переменным относятся крупные конкуренты, источники получения техники и технологии, социокультурные факторы, государственное регулирование и т.д. Эти факторы находятся вне контроля руководства, но организации должны реагировать на них и на их изменения в конкретной внешней среде, если они намереваются достичь успеха. Для того, чтобы организации реагировали на эти факторы адекватно, руководителю необходимо знать, что внешняя среда по-разному воздействует на организацию. Эти различия заключаются как в глубине воздействия различных изменений на организацию, так и в скорости, с которой меняется внешняя среда организации, ее внешнее окружение.

    Так, аграрный кризис 90-х годов сильно повлиял на деятельность предприятий  АПК. При общем взгляде на аграрный кризис 90-х г. XX столетия в России можно сказать, что в его зарождении и развитии могут найти свое место все теории. Но пожалуй, более оправданно здесь говорить о глобальных явлениях, породивших этот кризис, т.е. о теории крушения политических систем и его влиянии на развитие кризисных явлений в аграрной сфере.

    Начиная с 1990 г. основные факторы сельскохозяйственного  производства имеют крайне негативное направление изменений. В отрасли  сокращаются основные и оборотные  средства производства и особенно их активная часть — машины, техника, оборудование, удобрения, горючее, корма; происходит вывод земель из сельскохозяйственного  оборота, снижается использование  трудовых ресурсов. Основные факторы  производства не только не возобновляются, но ежегодно происходит сокращение их абсолютных значений недопустимо высокими темпами.

    Общая себестоимость валовой продукции  резко возросла. Расчеты показывают, что в 1,8 раза себестоимость повысилась за счет снижения объемов производства продукции, а остальное ее увеличение достигнуто за счет повышения уровня оплаты труда, роста амортизационных  отчислений, прочих затрат и, самое  главное, - за счет роста цен на материальные ресурсы, поставляемые сельскому хозяйству.

    Рост  цен на промышленные ресурсы особенно негативно повлиял на уровень  себестоимости продукции наиболее интенсивных отраслей сельского  хозяйства: сахарной свеклы, картофеля, овощей, производства мяса свиней и  продукции птицеводства, требующих  сравнительно больших затрат промышленных ресурсов, чем, например, выращивание  кормов. Столь резкое увеличение себестоимости  товарных видов продукции, не компенсированное соответствующим повышением закупочных цен, весьма отрицательно сказалось  на размерах доходов, прибыли и уровне рентабельности сельского хозяйства.

    Увеличение  курса доллара США по отношению  к российскому рублю в августе 1998 г. привело к росту цен, так  как в России большие объемы валюты находятся на руках у населения. К тому же в нашу страну импортируется  много продуктов питания. Однако из-за того, что цены на импортное  продовольствие возросли, а спрос  на продукты питания не столь эластичен  от цены, как на другие товары, сложилась  относительно благоприятная обстановка для отечественного сельскохозяйственного  производителя. Увеличение цен в  условиях пониженной покупательной  способности населения, конечно, не способствует развитию какой-либо отрасли, однако отечественным производителям продуктов питания необходимо воспользоваться сложившейся относительно благоприятной для них обстановкой для укрепления своих конкурентных преимуществ, увеличения доли рынка, развития системы агромаркетинга.

    Простого  указания на то, какие переменные сильнее  всего влияют на успех, явно недостаточно для того, чтобы определить, какое  решение будет лучшим для достижения целей организации. Настоящая трудность  заключается в том, что все  многочисленные ситуационные переменные и все функции управленческого  процесса взаимосвязаны. Компоненты ситуации и управления в организации связаны  между собой настолько, что их нельзя рассматривать независимо друг от друга. Изменение любого важного  фактора вызывает реакции во всех сферах деятельности организации. Любая  перемена обусловливает дальнейшие перемены, а те, в свою очередь, вызывают к жизни новые, и так далее  в бесконечном цикле.

 

       

    ВНЕШНЯЯ СРЕДА В БИЗНЕСЕ 

    Введение 

    До  сих пор мы рассматривали основные переменные, от которых зависит успех  организации, акцентировав внимание на факторах, действующих внутри организации. Представляется очевидным и логичным сосредоточить заботы руководства  в первую очередь на своей организации. Однако ее успех решающим образом  зависит также от сил, внешних  по отношению к организации и  действующих в глобальном внешнем  окружении. В сегодняшнем сложном  мире для эффективного выполнения управленческих функций необходимо понимать действие этих внешних переменных. В данной главе рассматриваются характеристики внешней среды; описаны также  факторы, имеющие важнейшее значение для руководства организации.

Информация о работе Внешняя среда организации