Внешняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 17:03, реферат

Описание работы

Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами.
Внешняя среда - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами организации (предприятия) и оказывающих влияние на успех в его деятельности.

Работа содержит 1 файл

Значение и структура внешней среды организации.docx

— 77.18 Кб (Скачать)

- законы, регулирующие  правовое положение и деятельность  фирм, в  том числе иностранных;

- законы  об охране промышленной собственности,  о патентовании изобретений, регистрации  товарных знаков;

- законы, определяющие  порядок проведения процедуры  банкротства, санации и ликвидации  субъектов хозяйствования;

-социальные  нормы и нормативы, соблюдение  которых обязательно для предприятий;

- законы, регулирующие  вопросы сертификации продукции,  получения лицензий и т.п.

    Немаловажную роль играют местные органы власти в вопросах создания и функционирования свободных экономических зон, введение налоговых льгот, создания благоприятных условий функционирования бизнеса в регионе.

  Потребители

    Существование организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы. По мнению многих специалистов в области менеджмента, единственно подлинная цель бизнеса - создавать потребителя. Фирма существует и тем более процветает до тех пор, пока есть потребитель, пока она удовлетворяет его потребности. Это утверждение справедливо не только для бизнеса. Основная цель государства - оказывать услуги своим гражданам по обеспечению территориальной целостности, по обеспечению их прав и свобод и многое другое. То, что граждане являются потребителями и заслуживают к себе соответствующего отношения, к сожалению, иногда не очевидно в повседневных соприкосновениях с государственной бюрократией. Тем не менее, в период выборов использование рекламы и личных встреч с избирателями служит ясным указанием на то, что кандидаты рассматривают граждан как потребителей услуг государственных организаций.

     Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к результатам ее деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Воздействие потребителей на внутренние переменные структуры зачастую значительно. Многие организации ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они в наибольшей мере зависят.

     Важное значение приобретают в современных условиях и различные ассоциации и объединения потребителей, оказывающих влияние не только на спрос, но и на имидж фирм. Необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, на их спрос.

Конкуренты 

    Конкуренты – это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого  предприятия четко понимает, что, если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

Недооценка  конкурентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к  значительным потерям и к кризисам. Важно понимать, что потребители  — не единственный объект соперничества  организаций. Последние могут также  вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право  использовать определенные технические  нововведения. От реакции на конкуренцию  зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

    Вместе с тем, нужно отметить, что конкуренция иногда толкает фирмы и на создание между ними соглашений различных типов от раздела рынка до кооперации между конкурентами.

    Одной из важнейших задач в условиях становления рыночной экономики является развитие конкурентной среды, предпосылками которой являются реформирование отношений собственности, приватизация, создание равных прав и возможностей ведения хозяйственной деятельности для всех субъектов хозяйствования, снижение административного вмешательства государства в экономические процессы, антимонопольная политика, развитие института банкротства и антикризисного управления.

    Под конкурентной средой фирмы  понимают совокупностью субъектов и факторов рынка, влияющих на отношение между производителем (продавцом) и потребителем продукции.

    Конкурентная среда рынка определяется типом конкуренции и структурой рынка, а также другими факторами развития различных организационно-правовых форм собственности субъектов рынка, характером государственного регулирования. Структура рынка  характеризуется:

- степенью  монополизации;

- уровнем  дифференциации конкурирующих продуктов;

- наличием  барьеров для входа на рынок;

- уровнем  интеграции фирм;

- степенью  диверсификации производства товаров;

- уровнем  и структурой затрат на производство и  сбыт продукции.

    Влияние на организацию такого фактора как конкуренция проявляется во многих аспектах управления. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить. Недооценка конкурентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам. Важно понимать, что потребители — не единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными. Вместе с тем, нужно отметить, что конкуренция иногда толкает фирмы и на создание между ними соглашений различных типов от раздела рынка до кооперации между конкурентами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Среда косвенного действия и ее элементы.

    

    К  важнейшим составляющим среды косвенного действия относят:      

-состояние  экономики. Менеджер должен также  уметь оценивать то, как скажутся  на операциях организации общие  изменения состоянии экономики,  так как оно может сильно  влиять на возможности получения  организацией капитала для своих  нужд.

    Состояние мировой экономики влияет, как правило, на стоимость сырьевых ресурсов. Состояние национальной экономики определяет платежеспособность населения, цену кредитов и многое другое. 
То или иное конкретное состояние экономики может оказать положительное влияние на одни, и отрицательное влияние на другие организации. Организации, ведущие дела во многих странах, считают состояние экономики особенно сложным и важным для себя фактором внешней среды.

-социокультурные факторы. Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.

-технология (как состояние научно-технического  прогресса) в качестве внешнего  фактора отражает уровень научно  – технического развития, который  воздействует на организацию.  Технология, как внутренний переменный  и внешний фактор, имеющий большое  значение для организации.

        Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукцию или услугу можно производить и продавать, на скорость морального устаревания продукции, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода новые продукты и услуги ожидают потребители от данной организации.

       Скорость изменения технологий постоянно увеличивается. Принципиальное влияние на деятельность многих организаций оказывают компьютерная, лазерная, микроволновая технологии, а также робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, генная инженерия и многое другое.

Очевидно, что  этот фактор внешней среды жизненно важен для организаций, имеющих  дело непосредственно с высокими технологиями.

-международные  изменения. Под международными  изменениями внешней среды понимают  происходящие за пределами страны  происхождения компании события  и возможности развития бизнеса  компании в других странах.  Из международной среды появляются  новые конкуренты, покупатели и  поставщики, она же формирует  новые технологические и социальные  тенденции. Процесс глобализации  охватывает сейчас все больше  стран. Поэтому даже фирмы,  ориентирующиеся только на внутренний  рынок, вынуждены мыслить в  международном масштабе, оценивая  потенциал и угрозы внешней  международной среды.

-политические  факторы. Некоторые аспекты политической  обстановки представляют для  руководителей особое значение. Один из них – настроения  администрации, законодательных  органов и судов в отношении  бизнеса. Тесно увязанные с  социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов организаций, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, стандарты на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды.

     В то время как факторы внешней среды, описанные выше, в той или иной мере влияют на все организации, среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Последняя обусловлена уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития разнятся от страны к стране. При осуществлении функций планирования, организации, стимулирования и контроля руководители должны принимать такие различия в расчет.

      Когда организация начинает вести свои дела за пределами внутреннего рынка, соответствующие процедуры подлежат модификации под те или иные конкретные факторы окружения. Как указывает группа исследователей: “фирма должна определить, в каком отношении новая среда отличается от более привычной внутри страны, и решить, как следует изменить теорию и практику управления в новых условиях”. Однако анализ факторов международной среды представляет собой трудную задачу.

     Чтобы приспособить свои услуги и продукцию к характеристикам или иного международного окружения, руководители организации должны научиться понимать факторы каждой международной среды. Если они считают, что среда другой страны аналогична внутренней, велика опасность ошибочных посылок и решений.

Рассмотрение  факторов среды, в которой функционирует  международный бизнес, сосредоточено  на четырех факторах — культуре, экономике, законодательстве, государственном регулировании и политической обстановке.

Культура. Под культурой понимается господствующая в обществе система разделяемых всеми ценностей, верований, обычаев и преобладающих установок. Каждое общество имеет свою культуру, влияние которой сказывается на стиле повседневно жизни.

Язык  — важный аспект культуры, всегда создающий  трудности для организации ведущей  свои дела за границей. В силу расхождения  значений, придаваемых сходит словам, а также проблем, связанных с  переводом, могут возникать барьеры  на пути обмена информацией. Увеличить их непроницаемость может несовпадение языковых жестов во взаимодействующих культурах.

Различия  между культурами выражаются и в  несовпадении установок по поводу власти, значения работы, роли женщины в  обществе, готовности рисковать. Исследователи  установили, что именно проблемы человека, обусловленные работой в иной культуре, обычно становятся причиной неудач. Поэтому чтобы преуспеть, организациям и руководителям следует выявлять культурные различия и соответствующим образом менять поведение в межличностных контактах, не говоря уже об изменении стиля и методов деловой практики и руководства

Экономика. Фирмы, работающие в международной среде, должны анализировать экономические условия и тенденции и наблюдая за экономикой тех стран, в которых они ведут или намереваются вести дела. Анализ среды может способствовать повышению эффективности процесса принятия решений и планирования.

К числу некоторых экономических  факторов, которые могут влиять на ведение дела за границей, относятся: уровень заработной платы, транспортные расходы, обменный курс, инфляция и  ставки банковского процента, внп, налогообложение и общий уровень экономического развития. Есть и другие, относящиеся к международной экономической среде, хотя и не имеющие чисто экономической природы факторы: численность населения, уровни грамотности и профессиональной подготовленности, качество и количество природных ресурсов, уровень развития технологии, особенности конкурентной борьбы.

Законы  и госрегулирование. Подобно тому, как организации, занимающиеся бизнесом внутри страны, зависят от внутренних законов, так и фирмы, выступающие на международных рынках, вынуждены считаться с множеством законов и регулирующих актов. Последние относятся к таким вопросам, как налогообложение, патенты, трудовые отношения, стандарты на готовую продукцию, ценообразование и представление сведений государственным учреждениям.

Политическая  обстановка. Внутренний рынок находится под влиянием политических событий и решений, аналогично этому политические факторы могут сказываться на операциях в сфере международного бизнеса. Социальная напряженность может нарушать процесс производства или ограничивать сбыт, если волнения направлены против находящегося в иностранном владении завода или вида продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ.

 

    1. SWOT-анализ.

 

    Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.

Информация о работе Внешняя среда организации