Внешняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 17:03, реферат

Описание работы

Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами.
Внешняя среда - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами организации (предприятия) и оказывающих влияние на успех в его деятельности.

Работа содержит 1 файл

Значение и структура внешней среды организации.docx

— 77.18 Кб (Скачать)

               ВВЕДЕНИЕ

 

     Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами.

    Внешняя среда - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами организации (предприятия) и оказывающих влияние на успех в его деятельности.

    Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера. Поэтому основной задачей данной курсовой работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии. А также оценка и анализ этих факторов с помощью различных методов.

     На организацию влияют многочисленные факторы внешней среды. В курсовой работе будут раскрыты основные факторы среды прямого и косвенного воздействия и международного окружения. Элементы внешней среды тесно взаимосвязаны и обладают рядом характеристик.

Анализ среды  нужен для определения стратегии  поведения предприятия и проведения этой стратегии в жизнь.

    Таким образом, целью данной работы является изучение внешнего окружения организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании.

Объектом  исследования являются факторы внешней  среды организации.

       Факторам внешней окружающей  среды в системе управления  как на более раннем периоде, так и в настоящее время не уделялось достаточно внимания. Следовательно, проблема остается малоисследованной и особенно такие ее факторы, как:

  • значение внешней среды для управления;
  • определение внешней среды;
  • взаимосвязь факторов внешней среды;
  • сложность внешней среды;
  • подвижность внешней среды;
  • неопределенность внешней среды;
  • среда прямого воздействия;
  • среда косвенного воздействия;
  • международное окружение.

      В новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.ЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ.

 

1.1 Значение и основные характеристики внешней среды организации.

    

      В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х годов.

     Внешняя среда - это совокупность активных субъектов и сил , действующих за пределами организации (предприятия) и оказывающих влияние на успех в его деятельности. Это составляющие социально-экономической и политической системы государства, НТП и международное окружение, оказывающие непосредственное влияние на деятельность организации и испытывающие, в свою очередь, ее  влияние.

    Общими характеристиками внешней среды являются:

- взаимосвязанность  факторов - это уровень силы, с  которой изменение одного фактора  воздействует на другие факторы.  (Изменение цены на нефть приводит к изменению цен на бензин и, следовательно, на транспортные расходы всех организаций. Это в свою очередь приводит к повышению цен на продукты питания, а значит - к снижению уровня жизни населения и его покупательной способности).

- сложность  внешней среды - это число факторов, на которые организация обязана  реагировать (для целей своего  выживания), а также уровень вариативности  каждого из этих факторов.

- подвижность  среды - это скорость, с которой  происходят изменения в окружающей  среде. 

- неопределенность  внешней среды - обозначает относительно  ограниченный объем информации, которой располагает организация  о среде и увереннности в ее точности. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Одним из способов определения окружения  и облегчения учета его влияния  на организацию является разделение внешних факторов на две основные группы: cреду прямого воздействия и среду косвенного воздействия.

Среду прямого  воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это  окружение формируют такие субъекты среды, которые непосредственно  влияют на деятельность определенной организации.

Факторы среды косвенного воздействия или  общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию так же заметно, как факторы среды прямого  воздействия. Однако менеджеру необходимо постоянно вести их учет, так как  среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия.

Способность организации реагировать и справляться  с изменениями внешней среды  является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные составляющие среды прямого действия.

 

    К основным факторам среды прямого действия относят: поставщиков, законы и государственные органы, потребителей, конкурентов.

Поставщики 

    Поставщики - это организации и отдельные лица, обеспечивающие предприятие необходимыми ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми, информационными, консультативными).

   С точки зрения системного подхода организация есть механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями входов являются материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опасным усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.

     Всех поставщиков можно разделить на несколько групп – поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов.

     Материалы. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов, то есть здесь проявляется зависимость от цен, сроков, ритмичности, качества и т.д. Причем зависимость эта в последнее время возрастает с углублением разделения труда и развитием кооперации. Фирмы все более ориентируются на преимущественное приобретение комплектующих элементов у партнеров, а на самих фирмах выполняются лишь определенные операции, причем это характерно как для производственных, так и для фирм, работающих в сфере услуг. Поэтому можно говорить о возрастании усиления их зависимости от поставщиков и в дальнейшем. Вместе с тем, в отношениях между фирмами-покупателями и фирмами-поставщиками происходят изменения, базирующиеся на японской системе субподряда, организации эффективной системы поставок. При этом поставщикам передаются дополнительные полномочия и ответственность, как в области проектирования, так и области производства продукции, что позволяет говорить уже об управлении поставщиками.

      Капитал. Для роста и процветания фирме нужны не только поставщики материалов, но и капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица. Как правило, чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности договориться с поставщиками на благоприятных условиях и получить нужный объем средств. Небольшие, в особенности венчурные, предприятия сегодня испытывают большие трудности с получением необходимых средств.

     Трудовые ресурсы. Адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, т. е. для эффективности организации как таковой. Без людей, способных эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, все перечисленное имеет мало проку. Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов. Примером служит практически каждый сектор компьютерной промышленности, и особенно это относится к фирмам, нуждающимся в высококвалифицированных техниках, опытных программистах и разработчиках систем.

    Основной заботой современной организации стали отбор и поддержка талантливых менеджеров. Джордж Стейнер в своем исследовании попросил руководителей ряда фирм проранжировать по степени важности для них 71 фактор применительно к последним пяти годам. В число факторов вошли: общее руководство, финансы, маркетинг, материалы, производство и готовая продукция. По трудовым ресурсам выше других котировались два фактора: привлечение высококвалифицированных менеджеров высшего звена управления и обучение способных руководителей внутри фирмы. То, что повышение квалификации менеджеров оказалось по значению выше, чем прибыль, обслуживание потребителей и выплата приемлемых дивидендов акционерам, явный признак важности притока этой категории трудовых ресурсов в организацию. Поддержка талантливых управляющих — это зачастую проблема переговоров с глазу на глаз с кандидатами на должность, которым предлагаются достаточно высокая заработная плата и льготы. По большей части организации стараются также решать проблемы обеспечения нужными трудовыми ресурсами путем обучения и поддержки собственных сотрудников.

      Подписывая договор с профсоюзом, фирма по сути дела, договаривается с поставщиком рабочей силы. Распространение профсоюзов — еще одно подтверждение необходимости принимать в расчет внешние факторы при решении внутренних вопросов. Причем в различных странах взаимоотношения фирмы и профсоюза проявляются по-разному. Так, в США руководство фирм традиционно конфликтовало с профсоюзами, а в Японии они, как правило, успешно сотрудничают.

Законы  и государственные органы

     Многие законы и государственные учреждения влияют на организации. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организаций может вести свои дела и какие налоги должна платить. Как бы ни относилось руководство к этим законам, ему приходится придерживаться их или отказаться от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекращении бизнеса.

     Основными законами, регулирующими деятельность организаций в Республике Беларусь, являются Гражданский Кодекс, Кодекс законов о труде. Задачи государственных органов состоят в выполнении законодательства в сфере своей компетенции (налоговое законодательство, трудовое и пр.) Иногда они вводят свои собственные требования, имеющие для предприятий обязательный характер (например, пожарная инспекция, санэпидемстанция и др.). Кроме того, есть еще местные органы управления, которые могут модифицировать общегосударственные нормы, вводить свои собственные регулирующие нормы.

    Среди направлений государственного влияния можно выделить:

- меры общего  характера, направленные на укрепление национальной экономики: повышение темпов экономического развития, уровня промышленного производства, положение национальной валюты, развитие финансовой системы и пр.;

- формирование  правовой базы, определяющей «правила»  создания, функционирования, реорганизации,  банкротства и ликвидации субъектов  хозяйствования;

- протекционизм  и прямое содействие предприятиям-изготовителям,  включая осуществление ими экспортной  деятельности. Сегодня еще сохранились особые «правила игры» для некоторых предприятий, что ставит их в заведомо неравные условия. Международная практика многократно доказывала, что протекционистские меры в отношении отечественных производителей никогда не приводят к росту их конкурентоспособности в долгосрочном периоде;

- меры ограничительного  характера: для нерезидентов (с целью защиты отечественного производителя и уменьшения экспансии зарубежного капитала) и для субъектов внутреннего рынка (цель - обеспечить социальную защиту населения, не допустить сокрытие, неоправданное занижение и неравенство в объемах получаемых доходов, обеспечить экологическую безопасность производства);

- меры стимулирующего  характера, направленные на рост  инвестиционной и инновационной  активности предприятий, повышение  конкурентоспособности продукции,  снижение ее себестоимости и  пр. Следует отметить, что эффективность этих мер иногда не достаточно высока, а порой имеет противоположный вектор влияния;

- меры, оказывающие  влияние на формирование спроса  на продукцию отечественных производителей: регулирование цен на продукцию,  квотирование (установление правительством минимальных объемов поставок того или иного товара на внутренний рынок) и т.д.

     Законодательная и нормативно правовая среда определяет правовые границы функционирования субъектов хозяйствования, обязанности и ответственность предприятий за соблюдение установленных нормативов.             Она включает:

Информация о работе Внешняя среда организации