Влияние стратегического мышления на процессы планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение сущности и особенности стратегического мышления в процессе планирования, анализ особенностей этого процесса на примере предприятия и разработать предложений по повышению эффективности деятельности организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- раскрыть сущность и понятие стратегического мышления;
- определить роль стратегического мышления в планировании;

Содержание

ВВИДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Понятие и цели стратегического мышления
1.2. Роль стратегического мышления в планировании
1.3. Сущность и этапы стратегического планирования
2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ ОАО «ГОРОДСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ»
2.1 Краткая характеристика стоматологической клиники ОАО «Городская стоматология»
2.2 Анализ процесса стратегического планирования в стоматологической клинике ОАО «Городская стоматология»
2.3 Проблемы выявленные в процессе анализа стратегического планирования
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 65.34 Кб (Скачать)

В теории идеальное стратегическое мышление не зависит от внешних обстоятельств, личности харизматического лидера, его  знанний, опыта и умений в конкретной сфере. Оно основывается на высоком духовном развитии, на ведическом знании законов природы и общества, и верой в оптимистичные перспективы [4].

Таким образом, стратегическое планирование в чем-то схоже с анализированием. Иными словами, разбивка цели на этапы, определение путей достижения каждого из отрезков и способов его осуществления, и, наконец, определение возможных последствий от его выполнения. Многие люди воспринимают стратегическое планирование, стратегическое мышление как синонимы. Наоборот, стратегическое мышление - это добавочный, хотя и очень важный компонент процесса стратегического планирования, внедрения и управления. Определение же стратегического планирования дадим в следующей главе.

 

 

1.2 Роль стратегического мышления в планировании

 

 

 Принятие cтратегичеcких решений, как отмечалось выше, оcущеcтвляетcя в cитуации, характеризующейcя риcками и неопределенноcтью. Риcк - cтатиcтичеcкий элемент, его примерное значение можно определить, иcпользуя теорию вероятноcтей. Неопределенность же не поддаетcя измерению. Большинcтво cтратегичеcких решений принимаетcя в конкретной cитуации, и они не могут быть повторены в будущем, так как cитуация повторяетcя, но люди, получая определенные знания, изменяютcя cами.  

Планирования  крупного предприятия - абcтрактное построение, описывающее динамику развития финанcовой, маркетинговой, производcтвенной деятельноcти, т.е. cвоего рода интегрированная cиcтема (линейных и нелинейных дифференциальных равновеcий и логичеcких cоотношений). При помощи стратегического мышления cубъект пытаетcя упорядочить и cтруктурировать огромные потоки обрушивающейcя на него информации.         
           Мышление - это умственный процесс, позволяющий человеку представлять себе картину мира и эффективно работать с ним в соответствии со своими целями, планами и желаниями. Стратегически мыслить - это нескучное и нужное размышление, это хорошее умение человека, позволяющее ему обезопасить себя от неизвестности будущего путем принятия определенных решений и действий.  
          Во время размышления над своей стратегией необходимо принимать во внимание следующие  точки зрения: 
-  Рассмотрите обстановку, связанную с окружающей средой; 
-       Рассмотрите рынок; 
- Спроецировать;  
-  Измерить;

С другой стороны стратегическое мышление означает умение синтезировать, использовать свою интуицию и креативность для разработки своего взгляда на будущее организации. 
        Стратегическое мышление - это попытка обдумать все результаты, которые последуют от наших действий, что направлены на достижение наших целей.

Чтобы стала  более ясна роль стратегического  мышления и его влияние на процесс  планирования, рассмотрим мышление на практическом примере.

 

 

 

1.3. Сущность и этапы стратегического планирования

 

Стратегическое планирование - это  одна из функций управления, которая  представляет собой процесс выбора целей организации и путей  их достижения. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции  организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации  в целом и отдельные люди будут  лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Стратегическое планирование дает возможность акционерам и менеджменту  компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные  изменения должны произойти в  компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты  необходимы ей для успешного развития.

Стратегическое планирование является основой взаимодействия множества  внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений.

Стратегический план задает перспективное  направление развития предприятия, определяет основные виды деятельности, позволяет увязать в единую систему  все основные направления деятельности. Он устанавливает каждому подразделению  предприятия конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей  стратегией развития предприятия. Кроме  того, стратегический подход стимулирует  менеджеров предприятия лучше оценивать  свои слабые и сильные стороны  с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды, а также определяет альтернативные действия предприятия на долгосрочный период.

В экономической литературе обычно выделяют следующие функции стратегического  планирования:

1) разработка долгосрочной стратегии,  основных целей и задач развития  предприятия;

2) создание стратегических хозяйственных  подразделений на предприятии;

3) обоснование и уточнение основных  целей проведения маркетинговых  исследований рынка;

4) выбор направления экономического  развития предприятия;

5) разработка основной стратегии  маркетинга и укрупненное планирование  производства продукции;

6) выбор тактики и уточненное  планирование способов и средств  достижения поставленных задач;

7) контроль и оценка основных  результатов, корректировка выбранной  стратегии и способов ее реализации.

В процессе стратегического планирования в организации можно условно  выделить нескольких этапов:

1. Определение миссии и целей организации.

Миссия, можно сказать, это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении, начало предприятия. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его  работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых  важных хозяйственных характеристик  предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что  будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято  указывать получение прибыли  в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли  является важнейшим фактором функционирования предприятия.

Цели - это конкретизация миссии организации в форме, доступной  для управления процессом их реализации. Основные характеристики целей: четкая ориентация на определенный интервал времени; конкретность и измеримость; непротиворечивость и согласованность  с другими миссиями и ресурсами; адресность и контролируемость.

Исходя из миссии и целей существования  организации строятся стратегии развития, определяется политика организации.

2. Анализ среды, включает в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации. Он необходим при осуществлении стратегического анализа, т.к. его результатом является получение информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения предприятия на рынке.

Анализ окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих: внешней  среды; непосредственного окружения; и внутренней среды организации.

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана  контролируют внешние по отношению  к организации факторы, чтобы  определить возможности и угрозы для фирмы и включает изучение влияния экономики, правового регулирования  и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое  развитие общества, инфраструктуры и  т.п.

С точки зрения оценки этих угроз  и возможностей роль анализа внешней  среды в процессе стратегического  планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

А) Где сейчас находится организация;

Б) Где, по мнению высшего руководства, должна находиться организация в будущем;

В) Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась  из того положения, в котором находится  сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство.

Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно  выделить семь областей: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное  положение и социальное поведение.

Анализ внутренней среды проходит по следующим направлениями: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.; организация управления; производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура предприятия.

3. Выбор стратегии и ее оценка.

Стратегия - это долгосрочное качественно  определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств  и формы ее деятельности, системы  взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации  в окружающей среде, приводящее организацию  к ее целям.

Стратегия выбирается с учетом конкурентной позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования, перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования, а также в некоторых случаях  с учетом технологии, которой располагает  фирма. При стратегическом планировании предприятиями могут использоваться такие стратегии, как разработка товара, стабилизация производства, проникновение  на рынок, сокращение издержек, изменение  цен, а также целевые стратегии: как маркетинговая, производственная, финансовая, конкурентная и т.д.

Обычно выделяют четыре основных типа стратегий:

А) Стратегии концентрированного роста - стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия  развития продукта.

Б) Стратегии интегрированного роста - стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.

В) Стратегии диверсификационного роста - стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.

Г) Стратегии сокращения - стратегия  ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия  сокращения расходов.

Оценка выбранной стратегии  заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия  к достижению фирмой своих целей? Если да, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям: соответствие выбранной стратегии состоянию  и требованиям окружения; соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы; приемлемость риска, заложенного в стратегии.

4. Выполнение стратегии.

Реализация стратегии является критическим процессом, так как  именно он в случае успешного осуществления  приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии  осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. В стратегическом менеджменте выделяют составляющие успешного выполнения стратегии:

А) цели стратегии и планы доводятся  до работников с тем, чтобы достичь  с их стороны понимания того, к  чему стремится организация, и вовлечь  в процесс реализации стратегии;

Б) руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для  реализации стратегии ресурсов, формирует  план осуществления стратегии в  виде целевых установок;

В) в процессе реализации стратегии  каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

5. Оценка и контроль выполнения.

На данном этапе стратегического  планирования руководству организации  необходимо сделать оценку окупаемости  расходов в течении жизненного цикла нового товара. До тех пор пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение проекта. Также следует обратить внимание на изучение состояния среды, целей и разработки стратегий: окончательное уяснение сущности определенных целей и более широкое доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников фирмы. При необходимости должны приниматься решения по эффективности использования имеющихся у фирмы ресурсов, в частности может быть изменена организационная структура или проведены другие мероприятия по организации. Перестройка организации может быть в таких формах, как радикальное преобразование, умеренное преобразование, обычные изменения и несущественные изменения. Задачей контроля является выяснение того, приведет ли осуществление стратегии к реализации целей.

Основным  элементом стратегического планирования является стратегический анализ. Стратегический анализ - это средство преобразования базы данных, полученных в результате анализа среды, в стратегический план организации.

Информация о работе Влияние стратегического мышления на процессы планирования