Влияние стратегического мышления на процессы планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение сущности и особенности стратегического мышления в процессе планирования, анализ особенностей этого процесса на примере предприятия и разработать предложений по повышению эффективности деятельности организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- раскрыть сущность и понятие стратегического мышления;
- определить роль стратегического мышления в планировании;

Содержание

ВВИДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Понятие и цели стратегического мышления
1.2. Роль стратегического мышления в планировании
1.3. Сущность и этапы стратегического планирования
2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ ОАО «ГОРОДСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ»
2.1 Краткая характеристика стоматологической клиники ОАО «Городская стоматология»
2.2 Анализ процесса стратегического планирования в стоматологической клинике ОАО «Городская стоматология»
2.3 Проблемы выявленные в процессе анализа стратегического планирования
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 65.34 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Казанский национальный исследовательский технологический  университет»

 

 

 

Кафедра  менеджмента и предпринимательской  деятельности

Специальность менеджмент организации

Группа 3291-11

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Стратегический менеджмент»

 

Тема: Влияние  стратегического мышления на процессы планирования

 

 

 

 

 

                                                                                    Выполнила: Гиниятуллина Р.Р.

 

                                                                                  Проверила: Поникарова А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2012 г.

Содержание 

 

ВВИДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОЦЕССА  ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1. Понятие   и цели стратегического мышления

1.2. Роль  стратегического мышления в планировании

1.3. Сущность  и этапы стратегического планирования

          2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ ОАО «ГОРОДСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ»

          2.1 Краткая характеристика стоматологической клиники ОАО «Городская стоматология»

2.2 Анализ процесса стратегического планирования в стоматологической клинике ОАО «Городская стоматология»

2.3 Проблемы выявленные в процессе анализа стратегического планирования

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  ПЛАНИРОВАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На сегодняшний  день очень сложно создать успешное и процветающее предприятие, что  обусловлено жесткой конкурентной средой и созданием переоснащенности рынков. Поэтому необходимо предложить потребителю новые креативные решения проблем, необходимо определить какие потенциалы успеха и какие конкурентные преимущества должны быть созданы. Все это определяется в процессе стратегического планирования. Необходимой предпосылкой для успеха любого вида предприятия является стратегическое мышление. Cтратегичеcкое мышление топ-менеджмента в наcтоящее время являетcя необходимой предпоcылкой для уcпеха любого вида предприятия. Улучшение качеcтва и cпоcобноcти как руководcтва, так и перcонала разрабатывать и реализовывать адекватные изменениям рынка cтратегии являетcя требованием cегодняшнего дня.

Стратегическое  мышление - это способность думать системно, то есть принимать во внимание все возможные перспективы и  вероятности, которые довольно часто  представляются нам на данный момент времени не достижимыми для компании, предполагающего постоянную оценку текущей ситуации и определение  следующего шага. Это требует полного  понимания организации и окружающей среды, в которой она функционирует. В этом и заключается актуальность выбранной темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является определение сущности и особенности стратегического мышления в процессе планирования, анализ особенностей этого процесса на примере предприятия и разработать предложений по повышению эффективности деятельности организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

- раскрыть  сущность и понятие стратегического  мышления;

- определить  роль стратегического мышления  в планировании;

- изучить анализ процесса стратегического планирования на предприятии;

- дать  характеристику стоматологической клинике ОАО «Городская стоматология»;

- анализировать  процесс планирования в стоматологической клинике ОАО «Городская стоматология»;

- разработать предложения по совершенствованию стратегического планирования в стоматологической клинике ОАО «Городская стоматология»;

           - оценить эффективность предложенных мероприятий.

Объектом  исследования выступает стоматологическая клиника ОАО «Городская стоматология», для успешного функционирования которой необходимо применение стратегического планирования на предприятии.

Предметом исследования является система стратегического  планирования.

Структура работа состоит из введения, теоретической, основной – практической части, рекомендаций, заключения, списка использованной литературы.

При написании  курсовой работы основными источниками  информации послужили труды по стратегическому  менеджменту таких как, Гурков Н.Б. «Стратегический менеджмент организации», Маркова В.Д. Кузнецова С.А. «Стратегический менеджмент. Курс лекций», Попов С.А. «Актуальность стратегического менеджмента», интернет ресурсы т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОЦЕССА  ПЛАНИРОВАНИЯ

 

1.1. Понятие   и цели стратегического мышления

 

Стратегическое мышление представляет собой способ мышления о бизнесе  и его организации. Стратегическое мышление представляет собой процесс, когда мы учимся, как образовывать своё  видение реальности, развивая свои способности командной работы, поиска решения проблем, и самое  главное – критического мышления. Стратегическое мышление представляет собой процесс, когда мы учимся проверять  те догадки, которым мы следовали, когда  принимали то или иное решение, а  также учит анализировать возможности  выбора, которые нам предоставляются, перед тем, как  принять решение. 

Стратегическое мышление представляет собой особенный тип системного мышления, который объединяет рациональный и творческий компоненты, объективный  и субъективный аспекты, основывается на определенных принципах, интегрирует  разнообразные концепции и методы в сложном процессе стратегической деятельности.

Существуют две противоречивые позиции по поводу природы стратегического  мышления.

Первая основывается на том, что  стратегическое мышление - одно из продвинутых  форм аналитического обоснования, которая  требует последовательного и  точного использования логики и  формальных методов.

Вторая позиция основывается на том, что суть стратегического мышления - способность сломать традиционные представления, что требует использования  творческих методов и неформального  подхода (креативный аспект стратегического мышления). Сторонники этого подхода убеждены: стратегия в бизнесе без творческого подхода - не стратегия, а план, программа действий, сформированная на основе соответствующего анализа.

На самом деле, необходимым является компромисс - конструктивное объединение  обоих аспектов мышления на ситуативной  основе.

Логика и формализованные подходы  необходимы для выявления набора элементов системы взаимосвязей решаемой проблемы, для обеспечения  системного перехода от целей до вариантов  решения, обоснованных с учетом выбранных  критериев.

Творчество и свобода мысли  должны обеспечивать инновационность и прорыв к новым возможностям, интеграцию ценностей и интересов, синтез всех аспектов проблемы и предусматривание последствий ее решения в будущем.

Что должно преобладать в стратегическом мышлении - рациональное или креативное, зависит от целей организации, ее позиций на рынке, и конкурентной среды. Но без творческого подхода  в бизнесе сегодня добиться успеха практически невозможно. Поэтому  основой стратегического мышления в бизнесе является творческий подход и креативное мышление, особенно если речь идет о начинающих или небольших  предприятий, стремящихся к развитию.

Стратегическое мышление является от части наукой и от части искусством. Чтобы научится эффективному стратегическому мышлению необходимо использовать как левое, так и правое полушарие мозга; навык, который требует практики и уверенности.

Так Анисимов О.С. в своей книге «Мышление стратега: Стратегическое управление в схемах» приводит навыки, которыми владеют и ежедневно пользуются самые лучшие стратеги:

1. Прежде всего, люди, обладающие  стратегическим мышлением, имеют  видение. Они отлично умеют,  как мыслить стратегическими  целями, так и формировать видение  будущего. В их инструментарии  имеются оба этих инструмента,  где один дополняет другой. Эта  форма мышления и представления  будущего создает такой образ  мышления и развитие стратегии,  которые одновременно являются  целенаправленными, и в тоже  время широкими [1, с. 303].

2. Не спешат. Ключ к пониманию  стратегического мышления заключается  в его описании. Стратегическое  мышление не имеет отношение  к сегодня, завтра или следующей  неделе. В тесном сочетании с  наличием ясного видения своего  будущего, эти два элемента определяют  все будущие «завтра». Не только  одно «завтра»! Это процесс формирования  и наладки качественных результатов  деятельности на многие годы  вперед. Большие мастера-стратеги  выделяют время на то, чтобы  отлаживать, пересматривать и разрабатывать  качественное будущее!

3. Понимают и принимают во  внимание. В любом жизненной ситуации  есть нити, часто очень тонкие, внутренние и внешние, помогающие  руководить будущим и обнаруживать  новые возможности. Эффективные  стратеги хватаются за все  эти нити, так чтобы когда они  приступят к обдумыванию стратегии,  у них был полный набор необходимой  информации. Иногда, в определенный  момент времени наступает прозрение,  что-то вроде момента «эврика», когда они замечают что-то, что  захватывает их; произойти такое  может во время утренней прогулки, или в тот момент, когда кто-либо  им что-либо скажет, например, в  кафе.

4. Часто проверяют. Успешные  стратегические мыслители проверяют,  оправдалось ли их стратегическое  мышление. Сработает ли оно в  условиях мира регулярных, постоянных  и иногда непостоянных изменений?  Эта деятельность является перемещающейся  целью, поэтому, чтобы построить  более совершенное понимание,  очень полезными инструментами  оценки состоятельности стратегического  мышления являются краткие обзоры  ситуации, эталоны и регулярный  критический анализ.

5. Учатся на опыте. Со временем, эти стратеги при обдумывании  стратегических вопросов пользуются  своим опытом, будь он большим  или небольшим. Это позволяет  им наиболее рационально и  эффективно использовать выделенное  на стратегическое планирование  время. Опыт служит своего рода  кратчайшим путем к более формализованному  процессу стратегического планирования.

6. Определяют промежуточные этапы.  Проводя проверки состоятельности  своего стратегического мышления, у них имеется возможность  внести в него коррективы. У  них есть врожденная способность  улавливать необходимые тонкости. Так например, 8 000-километровый полет реактивным самолетом достигает места назначения только при условии регулярных и последовательных проверок и корректировок направления полета [1, с. 318]. 
        Стратегическое мышление необходимо и полезно в совершенно различных ситуациях, включая стратегии развития для компании, принятие бизнес или персональных решений, или просто правильное понимание ситуации. Стратегическое мышление начинается с концентрации внимания на видении и целях на будущее, и затем только начинает работать с настоящей ситуацией. Без объёмного стратегического мышления организация рискует, принимая поспешные решения, в которых отсутствует креативность, и в процессе стратегического планирования рассматривает проблемы опосредованно [2].

Стратегическое мышление состоит  из следующих основных элементов:

— Видение (способность предвидеть, как будет развиваться та или иная ситуация, способность ответить на вопрос, к какому результату могут привести различные действия)

— Миссия (четкое понимание и принятие своего места в общей системе, в окружении, в т.ч. места компании или команды, причем не формальное, принятое сегодня в бизнесе, а глубинное, на уровне понимания взаимосвязей)

— Ценности (осознание базовых  приоритетов и принципов, в соответствии с которыми должны приниматься стратегические и тактические решения, способность отличить истинные ценности от лозунгов, смелость следовать ценностям)

— Возможности (способность в каждой, даже самой негативной ситуации, находить для себя выгоды и возможности приближения к поставленным целям).

Есть, конечно, и другие элементы, но фокуса внимания только на этих четырех составляющих может быть вполне достаточно, чтобы обеспечить заметный существенный результат в развитии стратегического мышления.

Стратегическое мышление предполагает:

- осознание управленческой иерархии и последовательности установления приоритетов при ответе на вопрос: «Чего мы хотим достичь и каким образом?»;

-   ориентацию на распознавание и адекватное реагирование на изменения в среде - новые возможности и потенциальные угрозы;

-  логическое обоснование форм и методов привлечения и направлений использования инвестиций, а также персонала соответствующей квалификации для обеспечения решения проблемы долгосрочного развития фирмы;

- координацию стратегических и текущих, функциональных и производственных, аналитично-плановых и исполнительных направлений деятельности в организации;

-  осознание возможностей и масштабов влияния на формирование среды, а не только реагировать на изменения;

- ориентацию на руководство процессами развития предприятия в долгосрочном периоде формированием соответствующей системы стратегического управления, проявляющаяся в установке на инициирование и возглавление, а не на защиту и подражания.

Стратегическое мышление управленческого  персонала любого предприятия отражены в понятии «стратегический уровень  предприятия».

Стратегический уровень - это система  знаний о возможностях и ограничениях в развитии предприятия, который  реализуется в соответствующих  стратегических решениях и действиях.

Цель стратегического мышления - сформировать образ мыслей направленный на повышение конкурентоспособности предприятия. Менеджер в соответствии с намеченной стратегией разрабатывает шкалу ценностей и приоритетов, продумывает их, и затем использует в достижении поставленных целей и задач развивая при этом и корпоративную культуру.

Информация о работе Влияние стратегического мышления на процессы планирования