Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:01, курсовая работа
Общеизвестно, что значение информации и коммуникации во всех сферах человеческой деятельности на современном этапе постоянно возрастает, что связано с изменениями социально - экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологии, результатами научных исследований.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы коммуникаций и процессов в организации 4
1.1. Понятие и функции коммуникаций ……………………………………… 4
1.2. Виды коммуникаций ……………………………………………………… 5
1.3. Коммуникационный процесс …………………………………………… 11
1.4. Способы совершенствования коммуникационных процессов в организации …………………………………………...……………..………… 17
Глава 2. Анализ коммуникационных процессов на ООО "Сибстройкоплектация".……………………………………...……………..… 22
2.1. Исследования состояния информационного обеспечения на предприятии ………………………...……………………..……………… 22
2.2. Особенности коммуникационных процессов ООО «Сибстройкомплектация» ……………………..……………………………… 25
2.3 Мероприятия по пропаганде ООО «Сибстройкомплектация» ………… 29
Глава.3.Рекомендации по совершенствованию коммуникаций…………… 32
Заключение…………………………………………………………………… 34
Список использованной литературы………………………….……………… 36
Прежде чем обсуждать различные препятствия на пути обмена информацией, рассмотрим две важные концепции – обратной связи и помех.
Обратная связь
18
. При наличии
обратной связи отправитель и
получатель меняются
«Обратная связь – это опорная реакция на то, что услышано, прочитано или увидено; информация (в вербальном или невербальном оформлении) отсылается назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением. Эффективный обмен информацией должен быть двусторонне направленным: обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понятно».
Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией. Согласно ряду исследований двусторонний обмен информацией (при наличии возможностей для обратной связи) по сравнению с односторонним (обратная связь отсутствует), хотя и протекает медленнее, тем не менее эффективнее снимает напряжения, более точен и повышает уверенность в правильности интерпретаций сообщений.
Шум
19
. Обратная связь заметно повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам подавлять шум, т.е. все то, что искажает смысл. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, варьируют от языка (в вербальном или невербальном оформлении) до различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, и до различий в организационном статусе между руководителем и подчиненным, которые могут затруднять точную передачу информации.
Определенные шумы присутствуют всегда, поэтому на каждом этапе процесса обмена информацией происходит некоторое искажение смысла. Высокий уровень шума определенно приведет к заметной утрате смысла и может полностью блокировать попытку установления информационного обмена. С позиций руководителя, это должно обусловить снижение степени достижения целей в соответствии с передаваемой информацией.
1.4. Способы совершенствования коммуникационных процессов в организации.
Следующие принципы являются полезными для организации эффективной коммуникации, так как они концентрируют внимание на четырех решающих областях: качество сообщения, условия приема, поддержание целостности организационных усилий и использование преимуществ неформальной организации.
Хотя о коммуникации часто думают просто как о сообщении для того, чтобы она обладала какой-то ценностью, она должна пройти испытание по принципу ясности: сообщение обладает ясностью, если оно выражено таким языком и передано таким образом, что может быть понятно получателем.
Управленческие сообщения скорее являются средствами, чем конечными целями.
Принцип целостности состоит в следующем: цель управленческих сообщений – содействовать установлению понимания между людьми в процессе их сотрудничества, направленного на достижение целей предприятия.
Характер этого ключевого принципа заключается в следующем: наиболее эффективной коммуникация бывает тогда, когда руководители используют неформальную организацию в дополнение к коммуникации формальной организации.
Попробуем рассмотреть
способы улучшения
В межличностных коммуникациях главным является совершенствование науки общения
20
. Существует несколько простых принципов, соблюдение которых поможет руководителю стать более коммуникабельным.
слушать.
необходимо систематически обдумывать и анализировать вопросы, проблемы и идеи, которые вы хотите сделать объектами передачи.
позой и интонацией, чтобы не посылать противоречивых сигналов. Посылая гармоничные знаки, которые не содержат противоречивых сообщений, вы добиваетесь большей ясности и понимания ваших слов.
людей, сопереживание.
Удачное применение эмпатии может
заметно уменьшить возможность
неверного понимания при
возможность установить, действительно ли ваше сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который вы изначально ему придали. Существует ряд способов установления обратной связи. Один из них – задавать вопросы. Еще один способ установления обратной связи заключается в оценке языка поз, жестов и интонаций человек, которые как будто указывают на замешательство или непонимание.
Обратную связь можно установить также путем контроля первых результатов работы. Соответствующая информация позволит вам оценить, в какой мере воплощается то, что вы намеревались сообщить.
В организационных коммуникациях основным является совершенствование информационного потока. Вот некоторые конкретные способы совершенствования информационного обмена в организациях, которые должен знать любой менеджер.
Руководители на всех уровнях организации должны представлять потребности в информации собственные, своих начальников, коллег и подчиненных. Руководитель должен научиться оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в организации. Он должен стараться определить, что такое «слишком много» и «слишком мало» в информационных обменах.
Регулирование информационного потока – лишь один пример из числа действий руководителя по совершенствованию обмена информацией. Есть и другие. Например, руководитель может практиковать короткие встречи с одним или несколькими подчиненными для обсуждения грядущих перемен, новых приоритетов, распределения работы и т.д. Руководитель может также по своему усмотрению предпочесть вариант периодических встреч с участием всех подчиненных для рассмотрения тех же вопросов. Планирование, организация и контроль формируют дополнительные возможности управленческого действия в направлении совершенствования информационного обмена.
В той же мере, в какой обратная связь может способствовать совершенствованию межличностного обмена информацией, могут действовать и системы обратной связи, создаваемые в организации. Такие системы составляют часть системы контрольно-управленческой информационной системы в организации. Один из вариантов системы обратной связи – перемещение людей из одной части организации в другую с целью обсуждения определенных вопросов.
Опрос работников – еще один вариант системы обратной связи. Такие опросы можно проводить с целью получения информации от руководителей и рабочих буквально по сотням вопросов.
Системы сбора
предложений разработаны с
Систему сбора предложений можно организовать по-другому. Организация может развернуть частную телефонную сеть, через которую работники получают возможность анонимно звонить и задавать вопросы о назначениях и продвижениях в должности.
Другой вариант системы обратной связи предусматривает создание группы руководителей и рядовых работников, которые встречаются и обсуждают вопросы, представляющие взаимный интерес.
Еще один подход основан на кружках качества, а также группах неуправленческих работников, которые еженедельно собираются для обсуждения предложений по усовершенствованиям.
Относительно крупные организации, как правило, издают ежемесячные бюллетени, которые содержат информацию для всех работников. В подобные ежемесячные бюллетени могут входить статьи с обзором предложений по поводу управления, на темы охраны здоровья работников, нового контракта, нового вида продукции или услуг, которые намечено предложить потребителям в скором времени, ответы руководства на вопросы рядовых сотрудников.
Последние достижения в области информационной технологии могут способствовать совершенствованию обмена информацией в организациях. Персональный компьютер уже оказал огромное воздействие на информацию, которую руководители, вспомогательный персонал и рабочие рассылают и получают. Электронная почта дает работникам возможность направлять письменные сообщения любому человеку в организации. Это должно уменьшить традиционно неиссякаемый поток телефонных разговоров. Кроме того, в настоящее время огромную роль в распространении информации играет глобальная сеть Интернет.
2. Анализ коммуникационных процессов на ООО
“Сибстройкопле
к
тация”
2.1. Исследования состояния информационного обеспечения на предприятии.
Роль информации
в современном течении
Выяснили, какое место занимает информация в хозяйственном процессе, предпочтительные средства обмена информацией. В анкетировании принимали участие 30 предприятий. Было получено 28 годных для обработки ответов.
Опрос показал, что 87,5% специалистов признают информацию самостоятельным производственным фактором, в силу того, что под давлением конкуренции предприятия вынуждены сокращать сроки выполнения заказа, снижать цены, работать над сокращением издержек. Для того, чтобы сохранить и упрочнить рыночные позиции, необходимы эффективные методы управления, поддерживаемые соответствующей информационной системой.
Степень удовлетворенности информационным обеспечением
21
служб опрашиваемых предприятий было оценено по 5-бальной шкале. 50% респондентов ответили, что их службы хорошо обеспечены информацией, 46,5% респондентов удовлетворены информационным обеспечением своей службы и 3,5% респондентов недостаточно удовлетворены информационным обеспечением. (Рис.1)
Информация о работе Влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией