Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:01, курсовая работа
Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может в свою очередь оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры. По этому Цель работы: изучение организационной культуры для своевременного влияния на ее формирование и изменения в желательном направлении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать сущность и содержание организационной культуры;
Ведение…………………………………………………………………...3
Глава 1 Понятия и функции организационной культуры
1.1 Понятие и сущность организационной культуры………………4
1.2 Функции и структура организационной культуры……………...8
Глава 2 Виды организационных культур и управление ими
2.1 Типологии организационных культур……………………………..16
2.2 Управление организационной культурой………………………….23
Заключение ……………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………….29
Содержание
Ведение……………………………………………
Глава 1 Понятия и функции организационной культуры
Глава 2 Виды организационных культур и управление ими
2.1
Типологии организационных
2.2
Управление организационной
Заключение ……………………………………………………………..27
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Для эффективной системы управления нужен ²эффективный менеджер². Это человек, обладающий стратегическим мышлением, способностью определить будущее организации и каждодневно в настоящем принимать решения, которые обеспечат это будущее. Кроме этого эффективный менеджер обладает искусством выполнять роли: межличностные, информационные и управленческие. В такой постановке для менеджера ложно представление, что ²люди в организации имеют одинаковые потребности². Владея искусством и опытом, эффективный менеджер управляет, делая работу, необходимую для достижения цели организации, другими руками: руками своих подчиненных.
Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
Как часто можно услышать жалобы на ²сухих², ²бездушных², ²не понимающих сегодняшней ситуации² начальников. Действительно, есть плохие руководители, в чьих руках ²не звучит даже прекрасный инструмент² (хороший коллектив), но есть и хорошие, талантливые, мудрые, под чьим руководством даже ²безнадежные² коллективы (с расшатанной дисциплиной, с полным отсутствием инициативы и творческого начала, со сложным микроклиматом) добиваются успехов и достигают определенных высот в своей профессиональной деятельности.
Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может в свою очередь оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры. По этому Цель работы: изучение организационной культуры для своевременного влияния на ее формирование и изменения в желательном направлении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Глава 1 Понятия и функции организационной культуры
Понятие
«организационная культура» является
одним из базовых понятий в
науке управления. Концепция организационной
культуры была разработана в начале
1980-х годов под влиянием исследований
в области стратегического
Для получения более полного и детального представления об организационной культуре необходимо начать с определения содержания данного понятия. В современной научной и учебной литературе предлагается множество определений организационной культуры, объясняется это её структурой, многообразием функций и проявлений. Известный американский ученый Эдгар Шейн определяет ее следующим образом:
Организационная культура – это «паттерн (т.е. устойчивый комплекс) базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем» [2, c. 31].
С данным определением согласуются дефиниции отечественных специалистов.
Например, В.Р.Веснин полагает, что «под организационной культурой понимается исторически сложившаяся система общих традиций, ценностей, символов, убеждений, формальных и неформальных правил поведения членов организации, выдержавших испытание временем» [3, c. 184.].
А. Н. Занковский: «Организационная культура – это философские и идеологические представления, ценности, убеждения, верования, ожидания, нормы, которые связывают организацию в единое целое и разделяются ее членами» [4, c. 648].
Вышеприведенные определения, несмотря на многообразие формулировок, содержат некоторые общие структурные компоненты. К ним относятся:
1) базовые представления и убеждения, разделяемые членами организации. Они часто связаны с утвердившимися в организации представлениями индивида об окружающей среде (группе, организации, обществе, мире), а также ее компонентах (природе, пространстве, времени, работе, отношениях и т.д.).
Яркий
тому пример, Пять Принципов корпорации
«Марс», с которыми знакомится каждый
новый сотрудник и из которых
уясняет следующее
2) ценности (ценностные ориентации), которых может придерживаться индивид в принятии решений и последующих действиях. Они являются ядром организационной культуры, которые позволяют определить, что хорошо, а что плохо для организации.
Именно ценности, разделяемые и декларируемые основателями и наиболее авторитетными членами организации, становятся ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, а, следовательно, обеспечивается достижение целей организации. Так для корпорации «Марс» провозглашенные, Пять Принципов – Качество, Ответственность, Взаимовыгодность, Эффективность и Свобода – выступают наиболее важными ценностями. Они нацеливают на прочные взаимоотношения с потребителями, сотрудниками, партнёрами, поставщиками, агентами по сбыту продукции, а также с обществом, в котором фирма функционирует и развивается. Принятые ценности помогают индивиду ориентироваться в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым.
3) нормы и правила поведения, которые вырабатываются на основе ценностей (ценностных ориентации). Они управляют поведением сотрудников и определяют вклад каждого в совместную деятельность, в зависимости от занимаемой им формальной и неформальной позиции в организации, а также взаимные ожидания и взаимный контроль сотрудников.
В корпорации «Марс» нормы и правила поведения характеризуются как партнерские. Важная роль партнерства объясняется следующим образом: «Каждый из партнеров может делать важный вклад в достижение успеха, и каждый партнер заслуживает уважения и поддержки. В этом и лежит смысл слова «партнер», и на этом зиждется эгалитарный дух фирмы «Марс», что составляет основу нашей политики и практической деятельности независимо от возраста, пола, расовой или религиозной принадлежности». Не менее важную роль в компании «Марс» отводят ответственности, которая «соблюдается на каждом уровне структуры Объединения «МАРС», начиная с обязательств партнера по наилучшему вхождению в систему деловых взаимоотношений и до этической ответственности предприятий перед населением и обязательств по охране окружающей среды» [5, c. 9]. Вместе с тем система стимулирования предусматривает справедливую оценку трудового вклада и не допускает каких-либо привилегий, которые могут посеять рознь и вызвать конфликты. Не одобряются также любые проявления дерзкого и неуважительного поведения [6, c. 27].
Выделив наиболее общие и существенные характеристики организационной культуры, можно определить ее как более или менее согласованную систему целей, базовых представлений и ценностей организации, принципов деятельности, норм и правил поведения.
Значение организационной культуры.
Во-первых,
она придаёт сотрудникам
Во-вторых, знание основ организационной культуры своей организации помогает новым сотрудникам правильно интерпретировать происходящие в ней события, определяя в них все наиболее важное и существенное.
В-третьих, организационная культура, более чем что-либо другое, стимулирует самосознание и высокую ответственность работника, выполняющего поставленные перед ним цели.
Вследствие этого культура организации сегодня считается главным фактором конкурентоспособности, особенно если она согласована со стратегией организации.
Специфическая
ситуация сложилась в России, где,
как отмечают исследователи, зависимость
между успехами предприятия и культурой
не стала еще столь очевидной, как на Западе.
В нашей стране, к сожалению, были заимствованы
в основном внешние формы: реклама (как
правило, невысокого уровня), оформление
офисов, новые названия должностей (различного
рода менеджеры вместо руководителей
структурных подразделений и кадровиков;
специалисты в области маркетинга вместо
снабженцев и т.д.). Однако в российской
практике есть и положительные примеры.
Так, Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова представляет собой
организацию, имеющую чрезвычайно развитую
и уникальную организационную культуру
с многовековой историей. В рамках культуры-этой
организации можно найти всевозможные
проявления ценностей организации. Организационная
культура МГУ поддерживается членами
этой организации на протяжении двух с
половиной столетий и успешно адаптируется
к современным условиям.
Являясь
цементирующим элементом
Эдгар Шейн в качестве основных функции организационной культуры называет адаптивную и интегративную, которые реализуются на базе представлений в действиях и взаимосвязях членов организации.
Функции организационной культуры:
Адаптивная –помогает решить проблемы внешней и внутренней адаптации. Внешняя адаптация связана с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. В ходе этого решаются вопросы, связанные с выполняемыми задачами, методами их решения, реакцией на успехи и неудачи. Внутренняя облегчает взаимное приспособление людей и организации друг к другу, то есть позволяет новым сотрудникам понять, как следует работать и вести себя в данной организации. Она реализуется через общие для всех нормы поведения, ритуалы, обряды. Другими словами организационная культура обеспечивает процесс адаптации.
Информация о работе Влияние организационной культуры на деятельность организации