Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 16:02, курсовая работа
Каждому руководителю время от времени приходится задумываться о повышении эффективности работы своих сотрудников, однако вопрос «Как Вы мотивируете своих сотрудников?» способен поставить в тупик многих руководителей. Как ни странно, многие руководители считают, что мотивация подчиненных от них не зависит – главное, чтобы зарплата их устраивала.
Но способности и профессионализм сотрудников не принесут результата, если у них не будет главного – желания работать. И прежде всего от руководителя зависит, будут ли его подчиненные работать с полной отдачей или «из-под палки». Поэтому успешный руководитель в первую очередь стремится повысить мотивацию подчиненных – их энтузиазм принесет больше пользы, чем принуждение и ежеминутный контроль.
1.Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.Мотивация и стимулирования персонала…………………………..4
1.1 Основные понятия мотивации……………………………………………..
1.2 Стимулирование персонала………………………………………………….
1.3 Теории мотивации……………………………………………………………..
Глава 2. Мотивационные тренинги в организации………………………………
2.1 Программа тренинга мотивации достижения………………………………
2.2. Особенности форм и методов проведения тренинга мотивации…………………………………………………………..
2.3. Программа занятий…………………………………………………………..
2.4. Влияние тренингов на работу персонала………………………………..
Выводы…………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Приложение…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………….
В 60-е годы в западных странах получили широкое распростране- ние мотивационные тренинговые программы для бизнесменов. Практически все они были направлены на развитие мотивации достижения у представителей деловой среды. Инициатор этих курсов Д.Макклел-ланд считал, что мотивация достижения предпринимателей является необходимой промежуточной переменной, стимулирующей общее экономическое развитие любой страны. Другими словами, он считал, что, для того чтобы интенсифицировать экономический рост той или иной отрасли промышленности, той или иной страны недостаточно создать совокупность благоприятных экономических условий: крайне важную роль играет "человеческий фактор". При прочих равных условиях более высоких экономических успехов достигают те предприятия (отрасли, страны), во главе которых оказываются люди с высокой мотивацией достижения. Многие из этих идей были апробированы в курсах мотивационного тренинга в ряде развивающихся стран и были по- лучены весьма неплохие результаты.
По мере того, как совершенствовались технологии развивающих курсов, направленных на повышение мотивации достижения, расширялся круг адресатов, изучались и результаты, к которым приводило прохождение тренинга мотивации достижения. Так, оказалось, что тренинг мотивации достижения существенно изменяет (особенно у учащихся-подростков и мальчиков) отношение школьников к использованию своего свободного времени, к выработке и перспективному планированию профессиональных намерений и глобальных жизненных целей. Если, к примеру, стойкого повышения IQ и успеваемости в школе практически не наблюдалось, то в вышеуказанной области результаты различных курсов тренинга совершенно однозначны: 100% прошедших тренинг против всего 27% непрошедших отмечали связь между хорошей учебой и будущей своей профессиональной карьерой, 77% первых и 11% вторых имели высокий суммарный показатель выраженности мотивации достижения во внеучебных занятиях (оценивалось по результатам телефонного опроса: учащимся неожиданно звонили и спрашивали о том, что они делали в момент перед звонком). Примерно такие же результаты были получены по отношению к другим слоям населения. Что касается причин возникновения мотивационных особенностей у людей, то исчерпывающих ответов на этот вопрос нет. Безусловным однако, является влияние семьи и социума. Так, к примеру, в целом ряде экспериментов было показано, что высокая мотивация достижения формируется у детей только в таких семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно умели оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отли- чались мягкостью и теплотой в общении со своими детьми. И напро- тив в семьях, где родители либо игнорировали своих детей, были безразличны к ним, либо осуществляли очень жесткий надзор, дирек- тивную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующим стано- вилось стремление избегать неуспеха и, следовательно, формировался низкий уровень мотивации достижения в целом.
Что же отличает мотивацию достижения от мотивации избегания? По данным различных авторов главными отличительными особенностями являются следующие категории мотивации достижения:
1)
Самостоятельная постановка
2)
Стремление достичь
3)
Отсутствие стремления
4) Предпочтение средних или чуть выше средних по сложности задач.
Эти четыре категории и являются базовыми в проведении любого тренинга мотивации достижения и особенно в диагностике уровня мо- тивации достижения. На современном этапе нет каких-либо значимых отличий в использовании конкретных методов развития мотивации достижения в зависимости от уровня развития участников тренинга.
Цель тренинга: Достижение стойкого повышения уровня мотива- ции достижения удачи и снижения уровня мотивации избегания неуда- чи у участников тренинга.
Задачи тренинга:
1. Достижение того, чтобы у участников тренинга по окончании его появились развились стойкие желания и умения в самостоятельной постановке целей деятельности.
2. Развитие стойкого стремления к достижению самостоятельно поставленной цели.
3.
Нивелирование стремления
4.
Обучение умению и желанию выбирать средние
или чуть выше среднего по сложности выполнения
задачи. Объект тренинга: каждый, кому
одиннадцать и более лет, и кто желает
стать несколько более целеустремленным
и счастливым.
1. Содержательные аспекты работы в тренинге мотивации достижения. Как было уже указано основными категориями мотивации достижения являются: самостоятельная постановка цели, стремление достичь самостоятельно поставленной цели, отсутствие стремления понравиться и предпочтение средних по трудности задач. В связи с этим необходимо отметить то, что эти категории находятся в глубокой взаимосвязи между собой и, отражая отдельные стороны мотивации достижения, они не могут рассматриваться как самостоятельные факторы, независимо от других помогающих/в случае отрицательной заряженности мешающих развитию мотивации достижения. Для изменения уровня мотивации особенно важным представляется не парциальное использование этих категорий в методах: упражнениях, играх и т.д., а синтетическое использование, по крайней мере, двух категорий в каждом методе.
Поэтому, как правило, на практике речь идет уже не об этих ка- тегориях или показателях, а о формирующих влияниях. Так Д.Мак - клелланд, анализируя условия формирования мотивации достижения, объединил основные формирующие влияния в четыре группы:
1) формирование
синдрома достижения, т.е. преобладания
у человека стремления к
2) самоанализ;
3) выработка оптимальной тактики целеобразования в конкретных видах поведения и в жизни в целом;
4) межличностная поддержка. Каждая из этих групп складывается в свою очередь из совокупности более конкретных влияний.
Так, например, формирование синдрома достижения предполагает:
а) обучение способам создания проективных рассказов с ярко выраженной темой достижения;
б) обучение способам
в) изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из жизни людей, обладающих высокоразвитой мотивацией достижения; анализ этих примеров при помощи системы категорий, используемых при диагностике мотивации достижения;
В
программе данного тренинга заложено
использование всех формирующих влияний.
2.2.Особенности
форм и методов проведения
тренинга мотивации достижения.
В процессе тренинга участникам выдается стимульный материал:
категории содержания проективных рассказов, отражающие мотивированность на достижение и избегание, рисунки с темой достижения. Также выдается материал, репрезентирующий ситуацию тренинга: перечни категорий и характеристик, свойственных мотивации достижения успеха, а также упражнения для самостоятельного исполнения. По окончании тренинга каждому желающему выдается справка о прохождении тренинга мотивации достижения.
Структурные компоненты занятий. Продолжительность тренинга составляет два дня, в два этапа. Продолжительность одного этапа - пять часов, включая один перерыв.
В
соответствии с традиционными
1)
привлечение внимания
2)
получение участниками в ходе
различных игр и при
3) усвоение участниками специальных терминов, обозначающих различные компоненты формируемого мотива;
4)
соотнесение данного мотива
5)
практическое использование
6)
самостоятельное поведение
Каждый
шаг в среднем занимает около
полутора часов, но в зави- симости
от потребности, категории участников
ведущий вправе варьировать временные
затраты.
2.3.
Программа занятий
Первый день:
1) Знакомство, вступительная речь.
2) Первый шаг: привлечение внимания участников к содержанию тренинга:
а) Проведение небольшого теста (по Шмальту): всем участникам раздается картинка с темой достижения и перечень восемнадцати ут- верждений ("Он считает, что справится с этим" и т.д.); затем каждый по очереди выбирает то утверждение, которое, на его взгляд, соответствует изображению на картинке; после этого ведущий каждо- му участнику ставит небольшой "диагноз" в полушутливой форме.
б) Краткий рассказ о двух категориях людей: с высокой и низкой мотивацией достижения, о тех, кто бывает, счастлив и о тех, кто не бывает счастлив никогда.
в) Проведение эксперимента: вызывается доброволец и ему в руки дается небольшой текст; затем сообщается, что доброволец с этим текстом в течении трех минут должен выполнить какие-то действия; ему дается 30 секунд на размышление: сам он будет задавать себе цель или же ведущий; после того как доброволец решил - его садят.
г) Второй эксперимент: то же самое, только добровольцу однозначно самому следует поставить перед собой цель, и после того, как доброволец определился его не садят, а предлагают выполнить задание (если доброволец решил, что цель задает ведущий, то ему предлагается задание: сосчитать все запятые в тексте); если цель достигнута - то доброволец награждается аплодисментами;
д) Третий эксперимент: вызывается очередной доброволец и ему предлагается на выбор: либо же надо вслух прочесть довольно длинный прозаический текст (примерно на 3 мин.), либо же из готового набора слов (около 20-ти) составить фразу из 6-8 слов и дважды ее музыкально пропеть.
е) Четвертый эксперимент: вызывается доброволец и ему сообщается, что у экспериментатора имеется девять заданий по возрастаю- щей степени трудности: первое самое легкое, а девятое самое тяжелое; добровольцу предлагается выбрать номер задания и его выполнить (арифметическое действие).
ж) Происходит обсуждение, в процессе которого участникам объясняется соответствие экспериментов категориям мотивации достижения.
3) Второй шаг: получение участниками опыта мышления, поведения и эмоционального реагирования, отвечающего мотиву достижения.
а)
Составление проективных
б) Предпочтение средних по трудностей целей: так же как и выше ведущий оглашает, что у него имеется набор заданий по девяти сте- пеням сложности; каждый по очереди выбирает сложность задания и решает соответственную задачу; причем, задачи 1-4 уровня очень легкие, 5-6 нормальные, а 7-9 фактически нерешаемые.
Информация о работе Влияние мотивационных тренингов на эффективность работы персонала