Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:10, курсовая работа
Цель курсовой работы адаптировать личностные качества руководителя в систему эффективного управления персоналом.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению личности руководителя.
2. Проанализировать влияние личных характеристик руководителя на деятельность предприятия.
3. Рассмотреть особенности личности руководителя.
4. Исследовать особенности профессиональной деятельности работников на примере ООО «Слуда».
5. Выявить недостатки в деятельности руководителя предприятия.
6. Предложить пути совершенствования профессионализма сотрудников коллектива ООО «Слуда»
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. Личность эффективного руководителя………………………………….5
1.2. Подходы к применению властных полномочий в управлении персона-лом………………………………………………………………………………8
1.3 Принципы формирования авторитета руководителя………………….12
2. ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА ООО «СЛУДА»
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………14
2.2. Анализ личностных и профессиональных компетенций руководите-лей………………………………………………………………………………. 15
2.3 Рекомендации по повышению профессионализма руководителей…….17
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы………………………………………………………………21
2. Власть влияния –
взаимодействие руководителя с
влиятельными лицами: с шефом,
с вышестоящими эшелонами
3. Власть компетенции
– руководитель, в силу своей
профессиональной
4. Власть информации –
люди постоянно испытывают
5. Власть должностного
положения – чем выше
6. Власть авторитета – руководитель, пользующийся у подчиненных авторитетом, осуществляет свое влияние на них без демонстрации своей властной уполномоченности. Люди без протеста повинуются авторитетному руководителю.
7. Власть награждать и
миловать – люди легко
Руководитель имеет власть над подчиненными, однако в некоторых ситуациях и подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них по таким вопросам, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях и т.п. Отсюда следует, что руководитель должен понимать и учитывать тот факт, что поскольку подчиненные тоже часто обладают властью, то использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, когда они захотят продемонстрировать свою собственную власть. Поэтому следует поддерживать разумный баланс власти: достаточный для достижения целей организации, но не вызывающий у подчиненных отрицательных реакций.
В организации система отношений между руководителем и подчиненными должна строиться на принципах взаимозависимости, а не только на принципе доминирования.
Во всех случаях, когда мы имеем дело с властью, подразумеваем степень влияния руководителя на подчиненного. Влияние – это поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого.
И наиболее важным фактором влияния на подчиненных является личный авторитет руководителя.
Авторитет – это заслуженное доверие, которым руководитель пользуется у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе, признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств руководителя объективным требованиям.
Авторитет руководителя, связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два статуса авторитета:
- официальный, определяемый занимаемой должностью, т.е. должностной статус;
- реальный авторитет – фактическое влияние, реальное доверие и уважение, т.е. субъективный статус. [12, 74c]
1.3 Принципы формирования авторитета руководителя
Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей, положительно влияет на них.
Забота об авторитете руководителя – не только его личное дело, но и высшего руководства, и руководителя одного уровня, и особенно подчиненных, которые призваны его укреплять, оберегать и повышать. Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность.
Укрепляя авторитет, руководителю необходимо следить за тем, чтобы он не подавлял им, не сковывал инициативу подчиненных.
Но очень трудно быть авторитетным лидером и одновременно оставаться частью команды, быть любимым сотрудниками. Руководители все время пытаются найти компромисс между этими двумя обличиями, и многие из них потеряли умение хорошо руководить своей командой. Причиной этого является их боязнь, увеличив свой авторитет, потерять взаимопонимание со своими сотрудниками.
В этот момент начинается использование искусственных приемов создания и поддержания авторитета. Подобные действия ведут не к повышению влияния на коллектив, а снижению лидерских качеств руководителя. Это происходит потому, что руководитель ошибочно полагает, что поднял свой авторитет среди подчиненных, так как воспринимает определенные признаки, например, проявление некоторого "страха перед начальством" или подобострастия, как знак повышенного уважения к своей должности. Но на самом деле это не так.
Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху; в результате появляется мнимый, или ложный авторитет (псевдоавторитет).
А.С. Макаренко выделял
следующие разновидности
Рассмотрим эти виды псевдоавторитета применительно к действиям руководителя в организации:
- авторитет расстояния
– руководитель считает, что
его авторитет возрастает, если
он дистанцируется от
- авторитет доброты – "Всегда быть добрым" – таково кредо данного руководителя. Доброта снижает требовательность;
- авторитет педантизма
– в этом случае руководитель
прибегает к мелочной опеке
и жестко определяет все
- авторитет чванства – руководитель высокомерен, гордится и старается всюду подчеркнуть свои бывшие или мнимые нынешние заслуги. Такому руководителю кажется, что эти "заслуги" обеспечивают ему высокий авторитет;
- авторитет подавления
– руководитель прибегает к
угрозам, сеет страх среди
Проблема состоит в том, что большинство руководителей и других представителей "начальства" никогда не обучались искусству поддерживать свой авторитет и уважение со стороны персонала.
2. формирование современных профессиональных компетенций руководителей на примере деятельности коллектива ООО «Слуда»
2.1. Общая характеристика предприятия
ООО «Слуда» функционирует с 1990 года и представляет собой малое предприятие, занимающееся розничной реализацией товаров. Основной функцией предприятия является продажа товаров потребителям, которая сопровождается превращением товарной формы стоимости в денежную. Для реализации этой функции предприятие выполняет множество сопутствующих функций: изучает спрос потребителей, организует доставку товаров из мест производства в места потребления, обеспечивает хранение товаров. Основой выживаемости предприятия является достаточная эффективность его деятельности. Предприятие имеет собственное здание, склад.
Главной целью создания
и функционирования предприятия
- нормативы по технике безопасности
- нормы, регламентирующие продолжительность и порядок работы, рабочее время, перерывы на отдых и обед.
С самого начала существования фирмы ее руководителем является Черепухина Нина Ивановна. Штат фирмы составляет 20 человек. Средний возраст сотрудников - 44 года. Коллектив ООО «Слуда» достаточно стабилен: 9 сотрудников работают с создания фирмы, остальные - пришли в коллектив в последние 5 лет.
ООО «Слуда» осуществляет следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации):
Предприятие занимается реализацией товаров сельскому населению, поэтому главной ее задачей является сохранять постоянных клиентов, для этого создаются все условия для работы персонала, хранения товара.
2.2. Анализ личностных
и профессиональных
Анализ личных качеств руководителя показал необходимость глубокого осмысления методов и методических приемов с целью повышения эффективности собственной деятельности. Данный анализ определил постановку следующих задач для исследования:
1) изучение особенностей
деятельности и
личности руководителя конкретного предприятия;
2) определение индивидуального плана развития руководителя предприятия.
Для исследования особенностей профессиональной деятельности и качеств личности руководителя использовалась методика «Оценка и анализ своих личных ограничений» М. Вудкока и Д. Фрэнсиса.
Данные, полученные на основе опросника «Анализ своих ограничений», позволяют выделить следующие области, в которых руководитель, по его мнению, почти не имеет трудностей:
1) творческий подход к
2) навык решения проблем (
3) осознание своих личных целей
(ясность в вопросе о целях
своей личной или деловой
4) умение влиять на людей (