Влияние факторов внешней среды на эффективность организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка системы мероприятий, обеспечивающей учет факторов внешней среды как средство повышения эффективности организации.
В соответствии с данной целью поставлены задачи:
- проанализировать понятие организация, дать характеристики эффективной организации;
- проанализировать и выявить основные элементы прямого и косвенного воздействия внешней среды организации;
- определить содержание и характеристику роли прогнозирования в деятельности организации;
- разработать систему мероприятий, обеспечивающую учет факторов внешней среды и апробировать ее при рассмотрении конкретной организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЙ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие организации…………………………………………………………..5
1.2. Понятие и основные элементы внешней среды организации……………….7
1.3. Понятие и основные элементы прямого воздействия внешней среды организации………………………………………………………………………….7
1.4. Понятие и основные элементы косвенного воздействия внешней среды организации…………………………………………………………………………11
1.5. Роль прогнозирования в деятельности организации………………………...14
1.6. Система мероприятий, обеспечивающая учет факторов внешней среды как средство повышения эффективности организации……………………………....16
2. АПРОБАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ УЧЕТ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ АГЕНТСТВА НЕДВИЖИМОСТИ «ОЧАГ»)
1.1. Краткая характеристика агентства недвижимости ООО «Очаг»…………..23
1.2. Анализ среды прямого воздействия………………………………………….23
1.3. Анализ среды косвенного воздействия………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (2 курс).doc

— 184.00 Кб (Скачать)

     5) Конкуренты (от лат. concurriens — состязающийся) - лицо, группа лиц, фирма, предприятие, соперничающие в достижении идентичных целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке. Это один из внешних факторов, влияние которого невозможно оспаривать. Иногда не потребители, а именно конкуренты (качеством своей продукции и своими затратами на их производство) определяют, какие продукты деятельности организация сможет продать и по какой цене. 
Следует понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Они ведут борьбу за влияние на все факторы внешней среды - трудовые ресурсы, материалы, капитал, за право на использование новых технологий.

     Однако  есть примеры и взаимодействия конкурентов. Так для защиты американского  рынка от Японии три конкурирующие  автомобильные американские компании - Дженерал Моторс, Форд, Крайслер - разработали  стандарт, устанавливающий единые требования к системам качества своих поставщиков - QS-9000.

       6) Материалы - в теории - материальная субстанция, используемая для производства, изготовления вещей или преобразования в другие материальные субстанции, объекты и предметы; на практике - продукция, которую расходуют с изменением формы, состава или состояния при изготовлении изделий. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов. При этом в одних регионах, например, в Японии, возможно использование методов ограничения запасов, т.е. фирмы исходят из того, что необходимые для следующего этапа производственного процесса материалы должны доставляться точно в срок. Такая система снабжения требует в высшей степени тесного взаимодействия производителя с поставщиками. В то же время в других регионах может понадобиться поиск альтернативных поставщиков или поддержание значительного объема запасов.

     7) «Капитал - представляет собой остаток хозяйственных средств организации после вычета из них кредиторской задолженности или вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации. При определении финансового положения организации величина капитала рассчитывается как разница между активами и обязательствами, т. е. должна соответствовать величине чистых активов. В составе собственного капитала организации учитываются уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы»4. В качестве потенциальных инвесторов могут выступать: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие ее облигации. Чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности получить нужный объем средств.

     8) Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. В эту часть включают как занятых, так и потенциальных работников. В преимущественно частной экономике взаимодействие между покупателями и продавцами каждого вводимого ресурса и каждого результирующего продукта подпадает под действие многочисленных правовых ограничений. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить [12, с.120-127][13, с.30-31]. 

     1.4. Понятие и основные элементы  косвенного воздействия  внешней  среды организации

     Факторы косвенного воздействия внешней среды организации обычно не влияют на деятельность организаций так же заметно, как факторы внешней среды прямого воздействия. Однако руководству организаций необходимо учитывать и их.

     Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Прогнозируя ее воздействие на организацию, руководство, как правило, не располагает достоверной информацией относительно направления и абсолютных значений факторов внешней среды (курс доллара, законодательно установленная минимальная зарплата, ставка процента кредитования и многое другое), поэтому зачастую при принятии стратегических для организации решений оно вынуждено опираться лишь на свою интуицию. При этом следует учесть, что организация не может оказывать прямого влияния на изменения факторов среды косвенного воздействия. Поскольку среди них - технологии (в широком смысле - как состояние научно-технического прогресса), состояние экономики, социально-культурные и политические факторы, отношения с местным населением, международное окружение.

     Итак, к элементам косвенного воздействия внешней среды организации относятся:

     1) «Технология в широком смысле - объем знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов; в узком смысле - способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Она включает в себя методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами»5.

     2) Состояние экономики – конкретная экономическая ситуация в стране и даже в мире, которая может оказывать положительное воздействие на одни и отрицательное воздействие на другие организации. Организации, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние экономики особо сложным и важным для себя аспектом. Так, колебания курса доллара относительно валют других стран могут стать причиной мгновенного обогащения или обнищания фирмы.

     3) Социально-культурные факторы – культурная среда, в которой функционирует организация. Это, прежде всего, жизненные ценности, традиции, установки, влияющие на организацию. Так, например, в системе ценностей американского общества дача взятки для получения выгодного контракта или политических выгод, распространение порочащих конкурента слухов считаются действиями неэтичными и аморальными, даже когда их нельзя рассматривать как противозаконные. Однако в некоторых других странах такая практика может считаться вполне нормальной.

     Социально-культурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании. Хорошим примером может служить производство одежды. Другой пример - это страсти по поводу АЭС, которые резко отрицательно сказались на многих, связанных с этим фирмах.

     4) Политические факторы – это, прежде всего, аспекты политической обстановки, представляющие для руководителей особое значение. Один из них - позиция администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Эта позиция влияет на такие действия правительства, как налогообложение доходов, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма рабочей силы, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы и т.п.

     5) Отношения с местным населением - отношение к организации местного населения, той общественной среды, в которой она функционирует. Организации должны прилагать целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с местным сообществом. Эти усилия могут выражаться в форме финансирования школ и общественных организаций, благотворительной деятельности, в поддержке молодых дарований и т.п.

     6) Международное окружение. Если ранее считалось, что международная среда является объектом внимания только тех организаций, которые работают на экспорт, то теперь изменения в мировом сообществе затрагивают практически все предприятия. В современном мире присутствует тенденция глобализации рынка. Это значит, что стираются границы между бизнесом в различных странах, развиваются транснациональные корпорации, все большее влияние имеют международные экономические и политические организации. К факторам, обусловливающим развитие международного бизнеса, относятся: более низкие издержки ведения бизнеса за границей, стремление уйти от торговых ограничений внутри страны, а также инвестиционные и производственные возможности других стран. [4, с.213-216][15].

     Для того чтобы проконтролировать все  вышеперечисленные внешние по отношению к фирме факторы используется прогнозирование, о чем я и расскажу в следующем подзаголовке. 

    1.5. Роль прогнозирования в деятельности организации

     Основные  функции менеджмента сформулированы одним из основоположников научного менеджмента французом Анри Файолем: «Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать».

     Прогнозирование - это взгляд в будущее, оценка возможных  путей развития, последствий тех  или иных решений. Для его проведения необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в семь областей:

     1. Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.

      2. Политические факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.

     3. Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.

      3. Технологические факторы. Анализ технологической среды может, по меньшей мере, учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться “шоку будущего”, разрушающего организацию.

     4. Факторы конкуренции. Любая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

     5. Факторы социального поведения.  Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей).

     7. Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.

     Таким образом, прогнозирование внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации. Именно для этого я попыталась разработать систему мероприятий, обеспечивающую учет факторов внешней среды организации. 
 
 

     1.6. Система мероприятий, обеспечивающая учет факторов внешней среды как средство повышения эффективности организации

      Для того чтобы организация была эффективной в ней необходимо рассматривать все аспекты внешней среды. Поэтому я предлагаю систему мероприятий, обеспечивающую учет факторов внешней среды как средство повышения эффективности организации в виде детального анализа основных ее факторов. В целом рассмотрение основных факторов и субъектов внешней среды организации оказывает следующее воздействие на работу организации:

    1) Поставщики

     Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого  воздействия среды на организацию и успешность деятельности организации. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.

     Принятие  окончательного решения, связанного с  выбором оптимального поставщика, зависит  от множества факторов. Значение каждого  фактора в отдельности будет  определяться особенностями вида бизнеса, но есть такие общие для разных видов бизнеса вопросы, над которыми стоит поломать голову. Во-первых, можно закупать широко распространенные, хорошо известные товары, которые клиенты охотно будут покупать. В этом случае главное - оптовая цена на них и надежность их поставки. Такой подход применим к большинству розничных товаров. Следует, однако, иметь в виду, что цена в данном случае вовсе не обязательно будет главным фактором, определяющим принятие окончательного решения. Во-вторых, покупатели могут интересоваться не только фирменными товарами. Так, к примеру, их может больше волновать приобретение недорогой, но надежной вещи. Это категория потребителей, которые ценят каждый рубль и хотят купить "вещь, которая стоит затраченных на нее денег". В-третьих, покупатели могут вообще не иметь ни малейшего представления о закупаемой продукции. Это возможно в том случае, если организация занимается производством. Цена по своей значимости будет уступать таким факторам, как качество, строгое соответствие спецификации, а также надежность поставок.

Информация о работе Влияние факторов внешней среды на эффективность организации