Влияние факторов внешней среды на эффективность организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка системы мероприятий, обеспечивающей учет факторов внешней среды как средство повышения эффективности организации.
В соответствии с данной целью поставлены задачи:
- проанализировать понятие организация, дать характеристики эффективной организации;
- проанализировать и выявить основные элементы прямого и косвенного воздействия внешней среды организации;
- определить содержание и характеристику роли прогнозирования в деятельности организации;
- разработать систему мероприятий, обеспечивающую учет факторов внешней среды и апробировать ее при рассмотрении конкретной организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЙ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие организации…………………………………………………………..5
1.2. Понятие и основные элементы внешней среды организации……………….7
1.3. Понятие и основные элементы прямого воздействия внешней среды организации………………………………………………………………………….7
1.4. Понятие и основные элементы косвенного воздействия внешней среды организации…………………………………………………………………………11
1.5. Роль прогнозирования в деятельности организации………………………...14
1.6. Система мероприятий, обеспечивающая учет факторов внешней среды как средство повышения эффективности организации……………………………....16
2. АПРОБАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ УЧЕТ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ АГЕНТСТВА НЕДВИЖИМОСТИ «ОЧАГ»)
1.1. Краткая характеристика агентства недвижимости ООО «Очаг»…………..23
1.2. Анализ среды прямого воздействия………………………………………….23
1.3. Анализ среды косвенного воздействия………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (2 курс).doc

— 184.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Влияние факторов внешней среды на эффективность  организации

по дисциплине «Основы менеджмента» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самара 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЙ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие организации…………………………………………………………..5

1.2. Понятие и основные элементы внешней среды организации……………….7

1.3. Понятие и основные элементы прямого воздействия внешней среды организации………………………………………………………………………….7

1.4. Понятие и основные элементы косвенного воздействия внешней среды организации…………………………………………………………………………11

1.5. Роль прогнозирования в деятельности организации………………………...14

1.6. Система мероприятий, обеспечивающая учет факторов внешней среды как средство повышения эффективности организации……………………………....16

2. АПРОБАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ УЧЕТ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ АГЕНТСТВА НЕДВИЖИМОСТИ «ОЧАГ»)

1.1. Краткая характеристика агентства недвижимости ООО «Очаг»…………..23

1.2. Анализ среды прямого воздействия………………………………………….23

1.3. Анализ  среды косвенного воздействия………………………………………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...30

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…32

 

ВВЕДЕНИЕ

     Исследователи первых школ управления уделяли мало внимания факторам, находящимся вне организации. Они акцентировали внимание в первую очередь на тех аспектах, которые должны были обеспечить успешное функционирование организации. Так, школа научного управления сосредоточилась, в основном, на задачах и технологии управления, школа административного управления - на создании структуры, обеспечивающей достижение целей организации, школа человеческих отношений - на людях в организации. В определенном смысле каждая школа поступала правильно, концентрируясь на внутренних вопросах, поскольку они были относительно важнее для эффективности и выживания организации. Однако современным организациям приходится приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении и соответствующим образом осуществлять изменения внутри себя.

     Любая организация находится и функционирует  в среде. Каждое действие всех без  исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает  его осуществление. Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде - основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев - это условие выживания и развития. Организации должны постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. Поэтому руководители остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Несмотря на то, что значение факторов внешней среды для эффективной деятельности организации очевидна, в реальной практике большинство российских предприятий не уделяет им должного внимания.

     Выявленное противоречие позволяет сформулировать проблему недостаточного учета факторов внешней среды, ведущего к неэффективности организации.

     Целью данной работы является разработка системы мероприятий, обеспечивающей учет факторов внешней среды как средство повышения эффективности организации.

     В соответствии с данной целью поставлены задачи:

     - проанализировать понятие организация, дать характеристики эффективной организации;

     - проанализировать и выявить основные элементы прямого и косвенного воздействия внешней среды организации;

     - определить содержание и характеристику роли прогнозирования в деятельности организации;

     - разработать систему мероприятий, обеспечивающую учет факторов внешней среды и апробировать ее при рассмотрении конкретной организации.

     Объектом  исследования данной работы являются факторы внешней среды организации, а предметом исследования – разработка системы мероприятий, обеспечивающей учет факторов внешней среды как средство повышения эффективности организации.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЙ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ 

     1.1 Понятие организации

     Организация представляет собой общественный механизм, создание которого преследует коллективные цели, деятельность которого каким-то образом управляется, и который каким-то образом отделён от окружения. «Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей»1.

     В области социальных наук организации  изучаются учеными из нескольких дисциплин, наиболее распространенными  из которых являются социология, экономика, политология, психология, управление и  организационные коммуникации. В более широком значении организациями занимаются такие науки, как организационные исследования, организационное поведение и организационный анализ.

     Само  слово происходит от греческого слова  органон, означающего «инструмент». Этот термин используется в повседневной речи и научной терминологии в нескольких значениях.

     Организацией  могут называть:

  1. Процесс, связанный с организацией в настоящее время чего-либо.
  2. Организация, как субъект (юридическое лицо), предприятие и государственный орган (организация в качестве постоянной структуры).
  3. Организация как институт (организация, как фактически существующая в обществе, но официально не зарегистрированная структура) [2, с.5].

     В моей работе организация понимается как институт, то есть как приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

     Какую же организацию можно назвать  эффективной? В самом общем случае эффективность - это нормированный к затратам ресурсов результат действия или деятельности системы на определенном интервале времени (отношение эффекта к затраченному ресурсу, разность между ними, эффект при ограниченном ресурсе, функционал, учитывающий эффект и затраченный ресурс). Сразу необходимо обратить внимание на то, что эффективность может быть определена только в отношении какой-то конкретной цели. Иначе говоря, не существует абстрактной "эффективности системы", имеет место исключительно эффективность целедостижения.

     Функционирование любой организации связано с достижением множества противоречивых целей. Сама по себе организация, рассматриваемая как безличный механизм, не имеет целей, а выступает инструментом реализации запросов основных заинтересованных групп (владельцев предприятия, топ-менеджеров, работников, кредиторов, потребителей и т.д.). Отсюда оценивать эффективность функционирования организации можно в двух взаимосвязанных контекстах:

  • эффективность организации как механизма преобразования ресурсов (критерии эффективности - рентабельность, производительность, трудоемкость, объем рынка, стоимость бизнеса и т.д.);
  • эффективность организации как механизма реализации целей индивидов и групп (критерии эффективности - величина персонального дохода, уровень мотивации, уровень самореализации и т.д.).

      А если на эффективность организации влияют ресурсы и реализация целей индивидов и групп, то целесообразно учитывать факторы внешней и внутренней среды организации для того, чтобы определить стратегию организации и привести эту стратегию в жизнь. И если внутренняя среда учитывается руководителем, то внешняя часто остается без внимания. 
 

  1.2. Понятия и основные элементы  внешней среды организации

     Внешняя среда – окружение, охватывающее большое количество различных факторов, которые могут, так или иначе, воздействовать на функционирование, как в текущем периоде, так и в перспективном. По А.А. Радугину «Внешняя среда – это в основном неконтролируемые, которые воздействуют на решения менеджеров и их действия и, в конечном счете, на внутреннюю структуру и процессы в организации»2.

     Внешняя среда организации включает такие элементы как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, значимые по отношению к операциям организации.

     Многие  факторы внешней среды могут влиять на организацию. Раньше руководители концентрировали внимание преимущественно на экономических и технических обстоятельствах, однако изменение установок людей, социальных ценностей, политических сил и сферы юридической ответственности заставили расширить спектр требующих учета внешних воздействий, поэтому в следующих главах я буду рассматривать все эти факторы более конкретно. 

     1.3. Понятие и основные элементы  прямого воздействия  внешней  среды организации

     Среда прямого воздействия внешней  среды – это непосредственное окружение организации, оно формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации.

     При рассмотрении влияния на организацию  внешнего окружения важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности внешней среды описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов.

     Итак, к элементам прямого воздействия внешней среды организации относятся:

     1) Поставщики - предприятие, осуществляющее поставку машин, оборудования, комплектующих изделий при сооружении промышленных, инфраструктурных и других объектов. Обычно при реализации крупных проектов ответственность за поставку всего комплекта технологического оборудования несет одна организация (генеральный поставщик), которая на договорных условиях может привлекать другие предприятия (субпоставщиков) для поставки отдельных машин, комплектующих изделий и т.п.

     В ряде случаев все организации  определенного региона ведут  дела с одним или практически  с одним поставщиком. Например, обеспечение энергией, когда все организации получают энергию по ценам, установленным государством. При этом такие изменения, как повышение цен, подействует на организацию в той мере, в какой она расходует энергию.

     2) Государственные органы - одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других правовых актов, издаваемых органами государства.

     Этот  контроль осуществляется различными органами: парламентами, счетными палатами, конституционными судами, избирательными комиссиями, контрольно-инспекционными органами правительств и министерств и др. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую имеющие силу закона.

     3) Законотворчество местных органов  управления - регулирующие постановления местных органов власти. Местные органы власти требуют от предприятий приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают предприятия налогами, а если речь идет, например, об энергетике, системах телефонной связи и страхования, то и устанавливают цены.

     4) «Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»3.

     Фирма существует и тем более процветает до тех пор, пока есть потребитель, пока она удовлетворяет его потребности. Это утверждение справедливо не только для бизнеса. Основная цель государства - оказывать услуги своим гражданам по обеспечению территориальной целостности, по обеспечению их прав и свобод и многое другое. То, что граждане являются потребителями и заслуживают к себе соответствующего отношения, к сожалению, иногда не очевидно в повседневных соприкосновениях с государственной бюрократией. Тем не менее, в период выборов использование рекламы и личных встреч с избирателями служит ясным указанием на то, что кандидаты в будущие хозяева кабинетов рассматривают граждан как потребителей услуг государственных организаций.

Информация о работе Влияние факторов внешней среды на эффективность организации