Великие менеджеры ХХ столетия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Великие всегда в центре внимания. Их изучают вдоль и поперёк. Все хотят разузнать их секреты, чтобы, воспользовавшись ими, стать лучше, успешнее, конкурентоспособнее, счастливее. Только вот примеров разгадывания чужих секретов мы знаем не много, если вообще знаем. Знания, способные принести богатства, славу и успех стоят не дёшево, если их вообще можно купить. Существует множество трудов на тему анализа успехов, скажем, компании Toyota. Многочисленные попытки часто сводились к изучению методов и приёмов. Например систему канбан, в принципе можно организовать где угодно. Причём известно что компании Toyota она очень помогает. Почему бы её не помочь нам?

Работа содержит 1 файл

Великие Менеджеры ХХ столетия.docx

— 348.26 Кб (Скачать)

     После того как в 1920 г. Ford Motor Company при участии  Г. Форда и других совладельцев из числа его семьи была реорганизована, полный контроль за столь огромной промышленной империей стал невозможен ни для одного из акционеров. В 1927 г. штаб-квартира компании была переведена из Хайланд Парк на завод в Ривер  Руж. Это предприятие стало воплощением  всех идей Г. Форда о независимости: исходное сырье поступало с являющихся собственностью компании месторождений  руды и каменного угля, лесных участков, каучуковых плантаций, лесопильных  и стекольных заводов, литейных и  сталепрокатных предприятий на ее пароходах  и по принадлежащим ей железным дорогам. Вся эта деятельность осуществлялась за счет прибылей от реализации «Модели  Т» без единого цента заемных  средств.

     Диверсификация Ford Motor Company произошла в 1922 г. после  приобретения ориентированной на выпуск дорогих моделей компании Lincoln,. Кроме  того, компания Г. Форда после 1926 г., и особенно во время Второй мировой  войны, успешно работала в авиационной  и военной отраслях, выпуская бомбардировщики  и танки, а также двигатели  к ним.

     Доминирующее  положение Г. Форда в его собственном  бизнесе и во всей автомобильной  индустрии, рост конкуренции со стороны  других компаний, товаров и отраслей промышленности, а также медленно ослабевающая энергия этого прежде неутомимого человека предопределили ослабление позиций Ford Motor Company. Знаменитая фраза Г. Форда о покупателях, имеющих право приобрести любую  из его моделей «до тех пор, пока она остается черной», является иллюстрацией смеси двигавших им демократических, творческих автократических и эгоистических импульсов.

     Достигший к 1920 г. большей части того, к чему он первоначально стремился. Г. Форд становился все более самодовольным  и непредсказуемым. Подчас он безжалостно  обращался со своими менеджерами, нередко  увольняя лучших из них. Его модели постепенно устаревали в техническом  отношении, так как в них применялись  тормоза, трансмиссия и четырехцилиндровые двигатели, разработанные еще в 1920-х  или 1930-х гг. Компания Ford постепенно утрачивала лидерство в автомобилестроении и в 1936 г. по объемам продаж оказалась  лишь на третьем месте после General Motors и Chrysler (хотя в 1932 г. был начат  выпуск нового двигателя V-8). Новая «Модель  А», наконец-то заменившая столь популярную, но устаревшую «Модель T», имела умеренный  успех, но выпускалась всего в  течение четырех лет. Г. Форд всячески противодействовал профсоюзам, вербуя шпионов среди рабочих, создавая собственную внутрифирменную полицию  и применяя насилие. В 1932 г. дневная  зарплата на заводах компании была установлена ниже установленной  для автомобилестроительной отрасли  нормы (до $4 в день). Впервые Г. Форд подписал соглашение с профсоюзами  в 1941 г., через несколько лет после  того, как профсоюз работников автомобильной  промышленности был признан GM и Chrysler.

     В период Второй мировой войны компания Г. Форда уделяла много внимания выпуску военной продукции. Сам  Генри Форд перенес апоплексический  удар, а его сын Эдсел, измученный инспирировавшимися его отцом интригами, тяжело заболел. После 1925 г. Г. Форд перестал вникать во все детали работы Ford Motor Company, передав большинство обязанностей по руководству ею Эдселу. Работой  завода компании вплоть до ухода на пенсию в 1944 г. руководил «Железный  Чарли» Соренсен, которому организация  во многом обязана сохранением своего единства. Внук Г. Форда, Генри II, занял  пост директора завода в 1943 г., стал вице-президентом фирмы в 1944 г. и  ее президентом — в сентябре 1945 г., за два года до смерти деда. В возрасте 27 лет Генри Форд II приступил к  переводу компании на выпуск продукции  для мирного времени.

     По  условиям завещания Генри Форда 95% акций компании перешли к Фонду  Форда. Этот филантропический доверительный  фонд был основан в 1936 г. для обеспечения  семейного контроля над компанией. В 1956 г. основная часть его акций была продана на открытом рынке и Ford Motor Company приобрела основные черты типичной американской корпорации, а Фонд Форда стал самым богатым частным фондом в мире.

     Как инженер и менеджер Г. Форд был  самоучкой, хотя нередко и с весьма оригинальными идеями. Однако прежде всего он был энтузиастом, экспериментатором  и практиком. Благодаря своим  некоторым откровенно наивным и  идеалистическим увлечениям он время  от времени оказывался в смешном  положении (как, например, когда в 1915 г. попытался зафрахтовать океанский  лайнер, так называемый «Корабль мира», чтобы отправиться на нем с  группой пацифистов в Европу с  целью убедить воюющие стороны  прекратить боевые действия). В 1918 г. он едва не стал сенатором и в тот  же период начал публиковать в  приобретенной им газете антисемитские  статьи (от которых Г. Форд в конце  концов отказался). Он основывал школы, создал сельский музей, поддерживал  возрожденные сельские поселки и  фабрики, Г. Форд публично общался с  другими изобретателями, например с  Томасом Эдисоном, и организовывал  вечера старинных танцев (чтобы противодействовать распространению джаза). Многое, из того что делал Г. Форд в последние  годы жизни, было пронизано нравоучительным  духом и преисполнено желанием указать  людям на то, что им следует, по его  мнению, сохранить из мира, который  был создан его усилиями и который  начал так быстро изменяться.  
 

    1. ОСНОВНОЙ ВКЛАД
 

     Самым сильным качеством Г. Форда как создателя автомобильной индустрии США было понимание значения «производительности. Одним из основных результатов этого понимания было желание Г, Форда обеспечить своей компании максимально возможную автономность, другим — вера в возможность «изобилия для всех» (или в соответствии с его девизом: «Высокие зарплаты для создания крупных рынков»). Он не был изобретателем массового производства (хотя и во многом его символизировал), повременного контроля над запасами, вертикальной интеграции, слегка грубоватой, но эффективной версии маркетинговой концепции, крупной автомобильной компании в качестве мультинациональной корпорации, управления человеческими ресурсами или корпоративной филантропии. Но он сумел первым практически реализовать некоторые из этих идей, значительно усовершенствовать другие и эффективно объединить большинство из них вместе. Однако его основным достижением было то, что он сделал автомобиль массовым средством передвижения американцев и при этом способствовал повышению благосостоянию населения и избавлению миллионов людей от необходимости тяжелого физического труда. Он также опередил свое время в том, что ставил интересы покупателей и рабочих выше интересов акционеров.

     В то же время Г. Форд недостаточно серьезно относился к проблемам совершенствования  техники, теорий менеджмента и организации. Он с предубеждением относился к  инженерам с высшим образованием, и его компания формировалась  и управлялась довольно бессистемным образом (который в наши дни мог  бы быть назван научно-исследовательской  деятельностью). Мало что делалось для  организации учета на конкретных линиях, явно недостаточное внимание уделялось рекламе, а подходы  к управлению персоналом варьировались  от применения передовых методов  просвещенного патернализма до откровенно параноидальных форм принуждения.

     Хотя  имя Г. Форда часто ассоциируется  с научным менеджментом, какие-либо свидетельства того, что промышленник находился под непосредственным воздействием какой-либо современной  ему передовой управленческой теории, отсутствуют. Хотя к 1920 г. он действительно  разработал в высшей степени рациональную и прекрасно организованную систему  производства, его периодические  попытки личного управления ею нередко  приводили к тяжелым последствиям, С начала 1930-х гг. и до смерти Э. Форда в 1943 г. функции менеджмента Ford Motor Company были неэффективно распределены между самим Г. Фордом, теряющим силу автократом, чьи случайные вмешательства  в дела компании обычно осуществлялись через Гарри Бенета, полукриминального  босса Отдела обслуживания, основной функцией которого было решение кадровых вопросов, и Чарли Соренсеном, руководившим выпуском продукции и пытавшимся сохранить целостность компании с помощью административной поддержки  Эдсела (президента компании с 1919 г., обладавшего  управленческими навыками и популярностью среди работников, но страдавшего от несправедливого отношения к себе со стороны отца).

     На  философию и жизненные взгляды  Г. Форда оказало влияние несоответствие простоты первых лет его жизни  и сложности делового мира США  конца XIX- начала XX в. К нему, истинному  американцу, настоящему янки, твердо верящему в идеи равноправия и принимающему полученные социальные установки, часто  применяли такие определения, как  простой, оригинальный, прагматичный, оптимистичный, нешаблонный, демократичный  и склонный к экспериментам. Он действительно  был специалистом по упрощению проблем  и задач, чья любовь к эффективности  проистекала из суровых условий  сельской жизни периода его детства. С годами эти качества его характера  укреплялись и перерастали в  упрямство и авторитаризм. Сила его  подхода к вопросам управления заключалась  в его прагматичном новаторском  внедрении возможного («can-do»), оборотной  стороной которого было отсутствие должного уважения к планированию и рациональным способам разделения труда. Г. Форд во многом сумел добиться своей цели — облегчения труда за счет использования  механизмов и создания большого числа  новых рабочих мест, разрабатывая систему занятости, производства и  маркетинга, которые обеспечили массовое изобилие, так что положительные  результаты его деятельности оказались  весомее отрицательных.

     Утилитарная убежденность в необходимости обеспечения  наибольшего блага для наибольшего  числа людей и глубокое чувство  ответственности поддерживали все  практические начинания Г. Форда. Он ценил достаток и мобильность, и  его отношение к рабочим, сочетание laissez-faire и патернализма, а также  его истинно американская цель превращения  предметов роскоши в предметы первой необходимости были непосредственно  связаны с его верой в то, что нравственное развитие с наибольшей вероятностью может последовать  за прогрессом в материальной сфере.

     Подобно большинству детей фермеров Среднего Запада, оставивших дом ради поиска работы в быстрорастущих американских городах, Г. Форд верил, что сельская провинция — сосредоточие естественности и добра, а города — олицетворение  притворства и зла. Он также чувствовал, что индустриализация губит города и создает для каждого возможность  жить в сельской местности. Подобно Ф. Тейлору, основоположнику научного менеджмента, и Торстейну Веблену, американо-норвежскому экономисту и социологу, Г. Форд надеялся, что индустриализация поможет заменить коррумпированных и паразитирующих аристократов и финансовых тузов из Восточных штатов новым классом производителей. В этом отношении взгляды всех троих были типичными для прогрессивных мыслителей США конца XIX-начала XX в. Прогрессивное движение видело свой идеал в сообществе, которое является мобильным и постоянно расширяющимся, хотя в то же самое время для описания конца американской мечты о бесконечных территориях и постоянно раздвигающихся границах, в результате чего люди стали больше, чем прежде, стремиться к оседлой жизни, стал использоваться термин backwash (обратный поток).

Подобно многим успешно  реализовавшим себя выдающимся личностям, Г. Форд может быть лучше всего  понят при рассмотрении нескольких важных моментов из его биографии. Первый из них касается его простого происхождения  и отсутствия формального образования; второй связан с условиями экстраординарных перемен и новых возможностей, в которых он жил с момента  первых самостоятельных шагов и  до средних лет, когда он достиг заметных успехов; третий же касается его значительного  возраста и снижения физических и  умственных возможностей в последние  пятнадцать горьких и странных лет  его жизни. Как в Ford Motor Company, так  и вне ее жизнь Г. Форда была чрезвычайно сложной и противоречивой. К примеру, как предприниматель  в одних ситуациях он проявлял себя просвещенным и прогрессивным  руководителем, а в других — грубым и капризным автократом. Однако имеются  основания считать его жизнь  примером длительной борьбы за достижение цели, приведшей к впечатляющему  успеху, за которым наступил длительный и лишь частично замаскированный  период упадка, причем все стороны  его деятельности были тесно переплетены  между собой и постоянно оказывали  глубокое взаимное влияние.

     Распространение мнения об антисемитизме Г. Форда  было неблагоприятным результатом  его прочной склонности к саморекламе  и отдельных проявлений ограниченности и невежества. Являвшийся скорее следствием необразованности, чем злобы, антисемитизм, пытавшийся представить евреев международными капиталистами и торгашами, был  обычным явлением среди представителей его поколения до начала Второй мировой  войны. Г. Форд верил также не в разграничение и противопоставление промышленного и сельскохозяйственного труда, а в их сближение на основе развития сельскохозяйственного производства. Многие его внутренние противоречия выразились в зрелом возрасте в убеждении в том, что люди были бы более счастливыми, если бы не имели выбора.  
 
 

    1. ОБЩАЯ ОЦЕНКА
 

     Суть  проницательности и практической деятельности Г, Форда заключались в создании массового производства и доведении  процесса индустриализации до определенного  уровня зрелости. Механизация, перемещающиеся запасы и вертикальная интеграция —  вот основные факторы, обеспечившие отрасли достижение целей, к которым  стремился Г. Форд. Кроме того, он использовал свою материальную и  духовную власть для воодушевления  работников. Г. Форд определял этику  как «закон правильного действия», а не просто руководство в стремлении быть добродетельным, как использование  воли для ускорения неизбежного  и позитивного. Он выступал в защиту предпринимательства, рассматривая его  как форму предоставления услуг  другим людям, а не как попытку  эксплуатации наемного труда. Желание  «найти или создать способ» освобождения людей от тяжелого физического труда  было еще одним примером его идеальных  устремлений.

     Один  из основных упреков в адрес Форда  касался неадекватности созданной  им организации ее целям. Такая критика  была, безусловно, справедливой. Как  писал сам Г. Форд в 1926 г.:

     «Предприятие, в моем понимании, не является машиной. Оно представляет собой коллектив  людей, объединенных для выполнения работы, а не для того, чтобы писать письма друг другу. Для любого отдела нет никакой  необходимости знать, чем занимаются другие департаменты. Нет  нужды проводить  встречи для установления теплых отношений  между отдельным работниками или цехами. Совместный труд отнюдь не предполагает взаимной любви между участниками процесса».

     В этом кратком отрывке из написанной совместно  с Сэмюэлем Краутером книги под  названием «My Life and Work» («Моя жизнь  и работа») много нравоучительного и высказанного с целью произвести впечатление на читателя. Однако он безусловно отражает многое из методов  работы Г. Форда. Нет сомнений в том, что он гораздо успешнее мог подобрать  команду в 1910 г., чем в 1925 г., что  он стал автократом, неспособным поступиться  властью, всемогущим эгоистичным диктатором, заявляющим о своих гуманистических  целях. Общие трудности 1930-х гг, лишь подчеркнули слабость его методов. Таким образом, когда спрос и  выпуск продукции сократились, а  себестоимость единицы продукции  стала расти быстрее, чем у  других компаний, хорошо интегрированное  в экономику США производство Ford Motor Corporation оказалось чрезмерно  дорогостоящим.

Информация о работе Великие менеджеры ХХ столетия