Ведение деловых переговоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 21:38, контрольная работа

Описание работы

Каждому человеку приходится сталкиваться с тем, что принято называть деловым общением. Как правильно составить официальное письмо или приглашение, принять партнера и провести переговоры с ним, разрешить спорный вопрос и наладить взаимовыгодное сотрудничество? Всем этим вопросам во многих странах уделяется очень большое внимание. Особое значение деловое общение имеет для людей, занятых бизнесом. Во многом от того, насколько они владеют наукой и искусством общения, зависит успех их деятельности.

Работа содержит 1 файл

Основная часть.docx

— 59.61 Кб (Скачать)

Введение

     Каждому человеку приходится сталкиваться с тем, что принято называть деловым общением. Как правильно  составить официальное  письмо или приглашение, принять партнера и провести переговоры с ним, разрешить  спорный вопрос и  наладить взаимовыгодное сотрудничество? Всем этим вопросам во многих странах уделяется  очень большое  внимание. Особое значение деловое общение  имеет для людей, занятых бизнесом. Во многом от того, насколько  они владеют наукой и искусством общения, зависит успех  их деятельности.

     К сожалению, в нашей  стране в течение  долгого времени  той стороне делового общения, которая  связана с психологией  и технологией  ведения деловых  бесед и переговоров  вообще не уделяли  внимания, полагая, что  здесь и учить-то нечему.

     Сейчас  времена изменились. Во-первых, значительно  расширился круг лиц, связанных по роду своей деятельности с зарубежными  партнерами. Чтобы  успешно вести  дела, им необходимо знать общепринятые правила и нормы  делового общения, уметь  вести переговоры и беседы. Во-вторых, становясь частью единого делового мира, мы все в  большей мере переносим  существующие общие  закономерности на нашу действительность, требуя и от отечественных  партнеров цивилизованного  общения.

     Очень важны и психологические  аспекты делового общения. Вопрос, с  которым постоянно  сталкиваются деловые  люди, как построить  беседу, переговоры. Важно понимать общие  закономерности делового общения, что позволит анализировать ситуацию, учитывать интересы партнера, говорить на общем языке. Мастерство в любом деле приходит с практикой, и  деловое общение  не является исключением 
 
 
 
 
 

  1. Технология  переговоров
    1. Общая характеристика переговоров, их основные стадии

     Для того чтобы вести переговоры, необходимо понять, что они из себя представляют. Переговоры – это вид совместной с партнером деятельности, как  правило, направленной на решение проблемы. Они всегда предполагают, по крайней  мере, двух участников, интересы которых  частично совпадают, а частично - расходятся. В иных случаях мы имеем дело совсем с другими видами взаимодействия. При полном совпадении интересов сторон обсуждение не требуется, участники просто переходят к сотрудничеству. При полном их расхождении мы наблюдаем в наиболее явном виде конкуренцию, состязание, противоборство, конфронтацию.

     В наше время все чаще приходится прибегать  к переговорам: ведь конфликт является, образно говоря, развивающейся индустрией. Каждый человек хочет участвовать  в принятии решений, которые его  затрагивают; все меньше и меньше людей соглашаются с навязанными  кем-то решениями. Хотя переговоры происходят каждый день, вести их как следует  нелегко. Люди оказываются перед  дилеммой. Они видят лишь две возможности  ведения переговоров - быть податливым или жестким. Вторая стандартная стратегия в переговорах предусматривает средний подход - между мягким и жестким, но включает в себя попытку сделки между стремлением достичь желаемого и ладить с людьми.

     Есть  третий путь ведения переговоров, предусматривающий  позицию, основанную не на слабости или  твердости, а скорее объединяющий и  то и другое. Метод принципиальных переговоров, разработанный в рамках Гарвардского проекта по переговорам, состоит в том, чтобы решать проблемы на основе их качественных свойств, то есть, исходя из сути дела, а не торговаться по поводу того, на что может пойти или нет каждая из сторон. Метод означает жесткий подход к рассмотрению существа дела, но предусматривает мягкий подход к отношениям между участниками переговоров. Он не прибегает к трюкам и не использует фактор положения. Принципиальные переговоры показывают, как достичь того, что вам полагается по праву, и остаться при этом в рамках приличий. Этот метод дает вам возможность быть справедливым, одновременно предохраняя от тех, кто мог бы воспользоваться вашей честностью. Метод принципиальных переговоров входит постепенно и в нашу жизнь, соседствуя с остальными методами и постепенно вытесняя их.

     Близкой к информационной является функция, связанная с налаживанием новых  связей и отношений - коммуникативная. Здесь основная задача также заключается в обмене точками зрения и информацией. Поэтому можно говорить о единой информационно-коммуникативной функции. Независимо от характера, типа и т.д. конкретных переговоров эта функция обязательно в той или иной степени присутствует на любых переговорах.

     К числу других существенных функций  переговоров относятся регулирование, контроль, координация действий. Эти  функции, в отличие от информационно-коммуникативной, реализуются, как правило, при наличии  хорошо налаженных отношений партнеров, обычно в тех случаях, когда уже  имеются договоренности и переговоры ведутся по поводу выполнения достигнутых  ранее совместных решений.

     Часто на практике тот факт, что переговоры предполагают совместную деятельность участников со смешанными интересами, просто игнорируется, особенно если стороны  не обладают достаточным опытом их ведения и ведут себя так, как, будто партнера не существует, ориентируясь только на свои интересы и пытаясь  только их реализовать на переговорах.

     Следствием  того, что переговоры представляют собой совместную деятельность, является необходимость учитывать не только интересы партнера, но и его видение  проблемы, его отношение к переговорам  и многое другое. Иными словами, встает задача правильно составить представление  о противоположной стороне. Это  представление формируется еще  до начала непосредственно переговорного  процесса и уточняется в ходе ведения  переговоров. Но даже когда стороны  пришли к решению и переговоры формально закончились, взаимодействие продолжается. Оно связано с выполнением  достигнутых договоренностей. На этом этапе формируется представление  о надежности партнера, о том, насколько  строго он следует подписанным им документам.

     Исходя  из вышесказанного, в процессе переговоров  можно выделить три основные стадии:

  • подготовка к переговорам;
  • процесс их ведения;
  • анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей.
 
    1. Основные  этапы переговоров, способы подачи позиции

     Переговоры - это менеджмент в действии. Исходный пункт любых управленческих действий - это определение цели. Если речь идет об управлении организациями, мы не можем ограничиться вопросом: «Чего мы хотим достичь?», но должны поставить и такой вопрос: «В чем состоит проблема, которая должна быть решена для того, чтобы цели нашей организации могли быть достигнуты наилучшим образом?» При этом нельзя ограничиваться поверхностным размышлением и надеждой на память. Здесь не обойтись без записей. Если над подготовкой к переговорам работает группа, то ключевую проблему можно написать на доске, чтобы каждый сотрудник постоянно имел запись ее перед глазами. Ошибается тот, кто в качестве цели переговоров ставит безоговорочное принятие своей точки зрения. Он должен помнить, что его решение - это лишь один из вариантов достижения цели, но не сама цель. Сегодня это может быть единственно возможным и разумным путем к цели, все остальные могут быть неприемлемыми. Тем не менее, это только путь, сама же цель остается где-то впереди.

     Вторая  ступень практического менеджмента - это планирование. Упрощая, можно было бы сказать: идет поиск лучшего пути и его обстоятельное изучение. Планы зависят от цели и средств. При этом средства - это не только финансовые фонды или материальные вспомогательные ресурсы, но и - как бы это, ни резало слух - люди, которые реализуют принятые решения, опираясь на свой творческий потенциал и возможности. Предметом изучения должны быть и обстоятельства, сопутствующие выбранному варианту решения. Нет ли правовых противопоказаний? Есть ли прецеденты? Какие возможные последствия? Не выходим ли мы за рамки уже имеющихся решений? Использовалась ли информация, имеющая вероятностный характер?

     Хорошо  подготовлен тот, кто задумался  над следующими вопросами:

  • насколько цель партнера по переговорам отличается от вашей собственной;
  • насколько пути, которые может выбрать партнер, отличаются от вашего варианта;
  • из каких параметров собственного плана (сроки, средства, люди) может исходить партнер;
  • насколько широк его временной горизонт, располагает ли партнер информацией, которой нет у вас, или наоборот;
  • какими могут быть его представления об организационном обеспечении своего варианта решения.

     Итак, только тогда, когда потенциальный  клиент видит преимущества, которые  могут быть ему предоставлены  и отвечают его «эгоистическим»  устремлениям, можно сказать, что  и вы достигли успеха, приобретя  нового партнера.

     Готовясь  к переговорам, надо иметь ввиду, что уже на этой стадии происходит установление рабочих отношений  с партнером. Стороны, как правило, вступают в переговоры, обсуждая, например, повестку дня и процедурные вопросы. Первые чисто технические сбои здесь  могут негативно сказаться на дальнейшем ходе переговоров. Поэтому  не стоит с пренебрежением относится  к подобным мелочам. Характер отношений  с партнером по переговорам также  оказывает значительное влияние  на результат.

     Рассматривая  непосредственно процесс ведения  переговоров, многие исследователи  отмечали, что он - в зависимости от задач, которые решают его участники, - может быть подразбит на несколько этапов. Даже в тех случаях, когда партнеры совершенно искренне стремятся найти совместное решение обсуждаемой проблемы, на пути к конечному результату им надо пройти эти этапы. В противном случае существует опасность либо завершить переговоры неудачным решением, либо вообще упустить возможность выйти на договоренность.

     В самом общем виде можно говорить о трех основных этапах ведения переговоров:

  • взаимное уточнение интересов, точек зрения, концепций и позиций участников;
  • их обсуждение (выдвижение аргументов в поддержку своих взглядов, предложений, их обоснование);
  • согласование позиций и выработка договоренностей.

     Разумеется, выделенные этапы следуют не строго друг за другом. Уточняя позиции, стороны  могут и согласовывать сразу  ряд вопросов или отстаивать свою точку зрения (возможно, организовав  для этого специальные рабочие  органы - экспертные группы), а в конце переговоров участники могут вновь перейти к уточнению отдельных элементов своих позиций. Однако в целом последовательность в решении указанных задач должна сохраняться. Ее несоблюдение может вести к значительному затягиванию переговоров, а то и их срыву.

     И, наконец, несколько слов о последней  стадии переговоров, значение которой  ни чуть не меньше первых двух.

     Выше  отмечалась важность такого фактора  на переговорах как репутация. Добавим, что репутация - это та сфера явлений, которая может сохраняться достаточно долго несмотря даже на то, что факты могут противоречить ей. Поэтому нарушение выполнения договоренностей может негативно сказаться не только на дальнейшем взаимодействии с этим партнером, но и с другими, поскольку информация о степени надежности партнеров быстро распространяется.

     Часто на анализ переговоров просто не остается времени. В лучшем случае подводятся итоги содержательной части, - что было сделано. Вопросы же о том, как были достигнуты договоренности, участники переговоров зачастую не рассматривают вообще. Такое игнорирование анализа процессуальной стороны может впоследствии обернуться неудачами и содержательного плана. Поэтому каждый раз по завершении переговоров их участникам целесообразно обсудить следующие вопросы:

  • что, какие действия способствовали успеху переговоров;
  • какие возникали трудности, как эти трудности преодолевались;
  • что не было учтено при подготовке к переговорам и почему;
  • какие неожиданности возникли в ходе ведения переговоров;
  • каково было поведение партнера на переговорах;
  • какие принципы ведения переговоров возможно и нужно использовать на других переговорах.

Информация о работе Ведение деловых переговоров