Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 10:49, контрольная работа
Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: социальной, экономической, оборонительной. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. В развитии теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении управления, вехой в накоплении людьми определенных знаний в этой области.
2. Измерение того, что было в действительности достигнуто, и
сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами.
3. Определение отклонении от первоначального плана и выявление причин отклонений, в целях его корректировки.
4.Функция мотивации.
Задача
функции мотивации заключается
в том, чтобы члены
Исследования
в области поведенческих
наук продемонстрировали
В настоящее
время мы понимаем, что
для того, чтобы мотивировать
своих работников эффективно, руководителю
следует определить, каковы же
на самом деле эти потребности,
и обеспечить способ для
Каждая из названных функций управления должна осуществляться либосамим руководителем предприятия или подразделения либо при помощи плановой службы, но под тщательным и постоянным контролем со стороны руководителя. Фактически детальное планирование и постоянный контроль неотъемлемые составляющие полноценного труда любого руководителя.
Если, возглавляя организационную
структуру, руководитель не утруждает
себя планированием текущей
оперативной деятельности
Сами по себе такие важные управленческие процедуры, как планирование, организация и контроль, не представляют особой трудности. Тем не менее, процесс управления в целом остается по-прежнему сложным и, как следствие, крайне неэффективен. Концепция процессного подхода по-прежнему остается нереализованной в полной мере. Она не дает руководителю четкого и ясного алгоритма эффективного управления. Число основных функций, входящих в процесс управления, строго не определено. Отсюда нет единого мнения о том, какие из них следует считать существенными в процессе управления, а какие нет. Очевидно, причиной этому является все та же непредсказуемость человеческого поведения.
Системный подход
- Понятие системы
(1950 г. – по настоящее время)
Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.
Машины, компьютеры, телевизоры — все это примеры систем. Они состоят из множества частей, каждая из которых работает во взаимодействии с другими для создания целого, имеющего свои конкретные свойства. Эти части взаимозависимы.
- Два типа систем
Существуют два типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы - вот знакомый пример закрытой системы.
Открытая система характеризуется постоянным взаимодействием с внешней средой. Общепризнанно, что все организации являются открытыми системами.
- Модель организации как
Выживание любой организации
зависит от внешнего мира.
Поэтому организации должны
приспосабливаться к его
Более того, поскольку люди как компоненты организации (социальные компоненты) используются для выполнения работы наряду с техникой, организационные системы являются социотехническими. Не имеет никакого значения, насколько упорно работает управляющий службой сбыта «компании», стараясь привлечь новых покупателей видеомагнитофонов, если конструкции, разрабатываемые техническим отделом, несовершенны, люди на конвейерах «компании» отказываются собирать выпускаемое оборудование, или же компания не может оплатить поставку комплектующих деталей.
Осознав этот факт, исследователи менеджмента в поисках путей эффективного управления пришли к идее перенести положения теории систем на практику управления. Так появилась концепция системного подхода.
Системный подход представляет собой исключительно способ мышления по отношению к организации и управлению, но ни в коей мере не является набором каких бы то ни было руководств или принципов для управляющих. Он позволяет лишь умозрительно представить организацию в единстве составляющих ее элементов.
С точки зрения системного подхода при воздействии на любой элемент
системы организация всегда изменяется во всех взаимосвязях и становится некой иной целостностью, находящейся в другой позиции на пути к достижению своих целей, чем это было бы, если бы изменения не произошли.
- Понятие подсистем
Крупные составляющие сложных,
Подсистема - важное понятие в системном подходе. Подразделения,
отделы, цеха являются подсистемами, каждая из которых играет важную роль в организации в целом. Подсистемы могут состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они системно взаимосвязаны, неправильное функционирование самой маленькой подсистемы может негативно повлиять на функционирование системы в целом.
Так, работа каждого отдела, каждого работника в организации очень
важна для успеха организации в целом.
Несмотря на то что системный подход постулирует необходимость рассматривать организацию как единое целое, сам по себе он не указывает руководителю, какие элементы организации как системы особенно важны, поскольку рассматривает людей только как равный среди прочих элемент. Системный подход является, таким образом, очередной попыткой приблизиться к эффективному управлению организацией без учета основного фактора, влияющего на ее эффективность, - человеческого. Отсюда — изначально заложенная в самом подходе его неспособность конструктивно повлиять на эффективность управления.
Вместе с тем в системном подходе как таковом, к сожалению, не было выявлено одно; существенное рациональное зерно. Суть его в том, что эффективное управление организациями как системами возможно только при наличии эффективных систем управления. Если система управления не позволяет эффективно координировать движение всех составных частей, организационной системы, то такая система управления является неэффективной, в ней кроется какой-то дефект. Хороший пример тому - бюрократическая система управления организациями, обоснованная Максом Вебером. В ее "классическом" виде она оказалась неэффективной в силу того, что в рамках данной системы не оказалось места для человека как первоочередному объекту управления.
Таким образом, можно прийти к заключению: от системы управления в
значительной степени зависит эффективность процесса управления.
Ситуационный подход
- Основные положения
(1960- по настоящее время)
Ситуационный
подход - предполагает, что в эффективности
руководства решающую роль
Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени
определяется тем, насколько руководитель сумел правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одного или нескольких из них. Ситуационный подход представляет собой наиболее широкую и удовлетворительную систему, разработанную к настоящему времени, для того, чтобы сделать управление эффективным.
- Две среды организации
Ситуационный
подход также фокусирует
Внешняя среда состоит из социальных, политических и экономических факторов, которые могут влиять на организацию.
Внутренняя среда
является средой внутри
Три основных ограничения в ситуационном подходе
Менеджеры, которые используют ситуационный подход, должны знать об ограничивающих или сдерживающих факторов, которые существуют внутри их собственных организаций. Ситуационный подход признает три основных ограничения: технологическое, человеческое и ограничение в постановке задачи.
Технологические
ограничения определяются
Технология
во многом определяет и
Ограничение
в постановке задачи возникает
из фактического характера
Человеческие
ограничения отражают уровни
компетенции людей, работающих
в организации. Один из
Системный
подход придает особое