В чем заключается современная концепция менеджмента с точки зрения количественного, процессного, системного и ситуационного подходов?

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 10:49, контрольная работа

Описание работы

Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: социальной, экономической, оборонительной. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. В развитии теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении управления, вехой в накоплении людьми определенных знаний в этой области.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по менеджменту ИльенкоА.В,.docx

— 53.49 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Инженерно-экономический  факультет

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

МЕНЕДЖМЕНТ

 

            

 

 

Контрольная работа №1.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент гр._Д-3292 Ильенко А.В.____

(группа. Ф.И.О.)

Руководитель __Чистякова Н. О.______________

( Ф.И.О)

 

 

 

Томск 2012

 

 

1. В чем заключается современная концепция менеджмента с точки зрения количественного, процессного, системного и ситуационного подходов?

   Управление в той или  иной форме существовало всегда  там, где люди работали группами  и, как правило, в трех сферах  человеческого общества: социальной, экономической, оборонительной. Прежде  чем выделиться в самостоятельную  область знаний, человечество тысячелетиями  по крупицам накапливало опыт  управления. В развитии теории  и практики управления, выделяют  несколько исторических периодов. Первые, самые простые, зачаточные  формы упорядочения и организации  совместного труда существовали  на стадии первобытнообщинного  строя. Переход к производящей  экономике и стал точкой отсчета  в зарождении управления, вехой  в накоплении людьми определенных  знаний в этой области.

           Вопрос  о принципах справедливого и  эффективного управления составлял  предмет размышлений многих великих  мыслителей античности. В частности,  Платон рассматривал управление  как науку об общем питании  людей и доказывал, что деятельность  по управлению является важным  элементом системы жизнеобеспечения  общества. В свою очередь Аристотель  указывал на необходимость разработки  “господской науки”, обучающей  рабовладельцев навыкам обращения  с рабами, искусству управления  ими. 

            История научной мысли показывает, что теоретическое осмысление  управленческих процессов протекало  неравномерно. Причем успехи в  теории управления всегда завысили  от развития промышленности, успехов  в других, связанных с управлением  областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология, антропология. При этом следует помнить замечание Ф. Тейлора о том, что искусство научного управления – это эволюция, а не изобретение;

           К  настоящему времени известны  четыре важнейших подхода к  выделению научных направлений,  которые внесли существенный  вклад в развитие теории и  практики управления:

1. Количественный подход.

2. Процессный подход.

3. Системный подход.

4. Ситуационный подход.

          Приверженцы  каждого из этих направлений  полагали в свое время, что  им удалось найти ключ к  наиболее эффективному достижению  целей организации. Однако практика  управления показала, что приемы, которые оказались успешными  в одних ситуациях и в конкретное  время, не всегда успешны в  других.                         

                                     Количественный подход

- Основные положения                                

(1950 — по настоящее время)

    Количественный подход  начал развиваться в 1950 г. Впервые  о нём упомянул Тейлор.

 Количественный  подход к  менеджменту - подход, заключающийся  в переходе от качественных  оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др. Управляют цифрами, а не словами.

 

         Суть количественного  подхода заключается в использовании  в процессе принятия управленческих  решений метода математического  и статистического анализа. 

  Количественный подход базируется  на исследовании операций - применение  методов научного исследования  к проблемам организации. Моделирование.  Модель - упрощённая абстрактная  форма представления реальности, показывающая математическую зависимость  между различными параметрами  работы организации.

     Иначе  количественный  подход  называется  исследованием   операций–это применение  методов   научного  исследования к операционным   процессам организации применение  экономико- математических методов к решению проблем управления.

- Достоинства количественного подхода

-Позволяет представить проблему  формально.

-Точность.

-Позволяет прогнозировать.

Позволяет  выбрать  наилучший  вариант  из  возможных  в   решении   проблем управления.

-Скорость обработки информации  и принятие управленческих решений.

Количественный  подход  дал  толчок  развитию  теории  управления  запасами, теории массового обслуживания, теории принятия управленческого решения.

 

     В 60-е годы XX века началась разработка концепции управления, основанной на использовании математического инструментария.

Школа научного управления Ф. Тейлора

Появились новые элементы внутрифирменного планирования: имитационное моделирование  решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение  оптимизации управленческих решений.

Вклад в управление представителей количественного подхода заключается  в следующем:

•        углубление понимания сложности управленческих проблем благодаря применению различных  математических моделей;

•  развитие и использование  количественных методов для оказания помощи менеджерам, принимающим решения  в сложных кризисных ситуациях.

                                             Процессный подход        

- Основные положения

(1920 г. особенно 1950 – н.в.)

          Процессный  подход - один из методов управления, суть которого заключается в  построении системы процессов  организации и управлении этими  процессами для достижения максимальной  эффективности работы.

Этот подход  широко применяется  и в настоящее время в управленческом процессе.

 Внедрение процессного подхода  к управлению дает организации  следующие возможности: 

 

1. Оптимизировать и максимально  автоматизировать систему общего  корпоративного управления, сделать  ее прозрачной для руководства  и способной гибко реагировать  на изменения внешней среды. 

2. Распределить полномочия и  ответственность за результаты  работ, входящих в состав процессов 

3. Определить порядок взаимодействия  процессов между собой и с  внешними поставщиками и потребителями 

4. Определить порядок и формы  отчетности - перечень документации, необходимой для функционирования  процессов (стандарты, положения,  методики, инструкции и т.д.)

5. Установить показатели деятельности  процессов, характеризующие результативность  и эффективность деятельности  организации в целом и ее  подразделений 

6. Постоянно повышать эффективность  системы управления и максимально  учитывать потребности всех заинтересованных  сторон – акционеров, потребителей  на рынке, персонала организации,  поставщиков и общества 

7. Эффективно использовать информационную  систему (ИС) предприятия, принимая  взвешенные, основанные на фактах  решения. Если в организации  нет информационной системы, то  внедренное процессное управление  позволит выбрать оптимальную  ИС, избежав лишних затрат на  покупку избыточной или неполноценной  ИС.

Курс ориентирован на руководителей  компаний и менеджеров, занимающихся совершенствованием и развитием  деятельности организации.

- Внешние и внутренние процессы

       В зависимости  от того, где находится потребитель,  процессы делятся на внутренние и внешние. Примером внутреннего процесса может служить разработка и внедрение на предприятии системы качества. Внешние процессы порождаются, как правило, клиентами. Во всех случаях процессы идут внутри организации и содержат цепочки операций. Для систем качества крайне важно рассматривать каждый элемент любого процесса как процесс, имеющий своих потребителей и поставщиков, свои входы и выходы. Допустим, что мы обрабатываем на станке некоторую деталь, дабы придать ей форму, желанную для клиента. Очевидно, эта операция вносит для него добавленную ценность. Следующая операция связана с просверливанием в этой детали отверстия, что тоже желанно для клиента. Но для осуществления этой второй операции мы кладём деталь на автопогрузчик и отвозим в соседний цех, где установлен сверлильный станок. Там мы складываем деталь в бункер, где она ждёт своей очереди. Все эти операции не нужны клиенту. Но для их устранения требуется значительная переделка нашего процесса. Такая переделка, помимо прочего, требует ещё экономического обоснования.

- Функции менеджмента при рассмотрении  процессного подхода

     Управление  рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других  — это не  какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий.  Эти действия, каждое из которых само по себе  является  процессом,  очень важны для успеха  организации.  Их  называют  управленческими функциями. 

    Каждая управленческая  функция тоже представляет собой   процесс,  потому  что  также  состоит из  серии  взаимосвязанных   действий. Процесс  управления  является общей суммой всех  функций.

 

       Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой  концепции, считал, что существует пять исходных  функций.  По  его словам,  «управлять означает  предсказывать и   планировать,   организовывать,   распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы  разработали иные  перечни функций, которые в конечном итоге группируются  планирование,  организацию, мотивацию, контроль. Эти четыре  первичных функции управления  объединены связующими  процессами  коммуникации   и   принятия   решения.  

    Для  проведения  анализа   процессного   подхода,   рассмотрим  управление  как  процесс   планирования,   организации, мотивации  и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать  и  достичь  целей организации.

     Функции   управления   в   процессном   подходе   имеют   две   общие характеристики: все они требуют принятия  решений,  и  для  всех необходима  коммуникация. Принятие  решений  и коммуникация  играют   роль                 связующих процессов  при   осуществлении   планирования,  организации,  мотивации   и  контроля.

1.Функция планирования.     

   При планировании  руководитель  вначале  должен сформулировать  цели организации. Затем, поставив  общие  задачи,  он  должен  определить,  какие конкретные  работы (задания) необходимо выполнить  сотрудникам  организации   в определенный отрезок времени.  Для того чтобы  планы   были  реальными,  а  не иллюзорными,  руководителю  следует  учесть  наличие   всех   ресурсов   как организации в целом, так и каждого подразделения в отдельности.

 

        При планировании  руководитель обязан всякий раз  четко ответить на три основных  вопроса:

1. Где мы находимся в настоящее  время?

2. Куда мы хотим двигаться?

3. Как мы собираемся это делать?

       Другими словами,  планирование  -  это  способ,  с помощью которого руководитель пытается задать единое направление вектору усилий  всех  членов организации на достижение ее общих целей  в  определенный отрезок  времени. При этом необходимо  учитывать  две  существенные  характеристики,  присущие организационным  структурам,  а  именно:  горизонтальное   и   вертикальное разделение труда.

  По окончании процесса планирования  руководитель,  должен  организовать  выполнение запланированных   работ,  поскольку  без осуществления  организационных мероприятий сами  по  себе  планы,  разумеется,  в  жизнь  не воплотятся.

      Руководитель должен  распределить между  структурными  подразделениями работы, а также  в соответствии с планом  довести   до исполнителей порядок   их   выполнения    и    порядок    взаимодействия    подразделений  (горизонтальное разделение труда).

2.Функция организации.    

       Важным  средством,  с  помощью  которого  руководитель   осуществляет функцию  организации   в  процессе  управления,   является  выдача   заданий  подчиненным  ему  линейным  руководителям  и  делегирование   им  необходимых полномочий (вертикальное  разделение труда).

 

       Линейные руководители  организуют  выполнение  поставленных  задач  в подразделениях. Рядовые  исполнители получают инструкции  и необходимые  орудия  труда  для  выполнения  конкретной  работы  (задания)  в  соответствии  с  принятым руководителем  планом.

3.Функция контроля     

     Контроль - это каждодневный  текущий  процесс,  призванный  обеспечить

выполнение планов организации.

    Существуют три аспекта  управленческого контроля:

   1.  Установление   стандартов   -   точное   определение   конкретных

промежуточных целей, которые  должны  быть  достигнуты  в  обозначенный  при планировании отрезок времени.

Информация о работе В чем заключается современная концепция менеджмента с точки зрения количественного, процессного, системного и ситуационного подходов?