Условия применения и риски стратегии лидерства по издержкам

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования является выявление особенностей конкурентной стратегии лидерства по издержкам и путей его совершенствования на примере сотовой компании ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС).
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические исследования зарубежных и российских ученых по вопросам конкурентных стратегий услуг сотовой связи;
раскрыть понятие «конкуренция»;
рассмотреть модель пяти сил М.Портера;
проанализировать основные конкурентные стратегии;
охарактеризовать рынок сотовых услуг с точки зрения модели пяти сил М.Портера;
проанализировать особенности применения конкурентной стратегии лидерства по издержкам на примере компании МТС.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты разработки и реализации конкурентной стратегии организации……………………………………………………………………….6
Сущность и содержание понятия «конкуренция»………………………….6
Модель пяти сил Майкла Портера…………………………………………..9
Основные конкурентные стратегии………………………………………..15
Выгоды и ограничения использования стратегии лидерства по издержкам…………………………………………………………………...18
Условия применения и риски конкурентной стратегии на рынке сотовых компаний (на примере сотового лидера ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС))…………………………………………………………………………...22
Организационно-экономическая характеристика организации ОАО «Мобильные ТелеСистемы»…………………………………...………….22
Анализ пяти сил М.Портера на рынке сотовых услуг……………………28
Выявление особенностей реализации конкурентной стратегии лидерства по издержкам на рынке услуг связи на примере компании ОАО «Мобильные ТелеСистемы»………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………….36
Библиографический список………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая по стратегическому.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

                                         рынка

      

     Рисунок 3 - Матрица трех стратегий 

     Предпосылки: большая доля рынка, наличие конкурентных преимуществ (доступ к дешевому сырью, низкие расходы на доставку и продажу товаров и др.), строгий контроль расходов, возможность экономии расходов на исследования, рекламу, сервис.

     Преимущества  стратегии: предприятия рентабельны даже в условиях сильной конкурентной борьбы, когда другие конкуренты терпят убытки; низкие затраты создают высокие входные барьеры; при появлении продуктов-заменителей лидер по экономии на издержках имеет большую свободу действий, чем конкуренты; низкие затраты снижают влияние поставщиков.

     Риски стратегии: конкуренты могут перенять методы снижения затрат;  серьезные технологические новшества могут устранить имеющиеся конкурентные преимущества и сделать малопригодным накопленный опыт; концентрация на затратах затруднит своевременное обнаружение изменении требований рынка; непредвиденное действие факторов, увеличивающих затраты, могут привести к уменьшению разрыва в ценах в сравнении с конкурентами.

     2. Стратегия дифференцирования.

     Предприятия, решившие использовать эту стратегию, все свои действия направляют на создание продукта, который обладает большей пользой для потребителей по сравнению с продуктом конкурентов. При этом затраты не относятся к числу первоочередных проблем. Примером стратегии дифференцирования могут служить стратегии фирм “Мерседес”, “Сони”, “Браун” и др.

     Предпосылки: особый престиж предприятия; высокий потенциал для проведения НИОКР; совершенный дизайн; изготовлении и использование материалов самого высокого качества; возможно полный учет требований потребителей.

     Преимущества стратегии: потребители предпочитают продукт данного предприятия; предпочтение потребителей и неповторимость продукта создают высокие входные барьеры; особенности продукта снижают влияние потребителей; высокая прибыль облегчает отношения с поставщиками.

      Риски стратегии: цена продукта может быть настолько значительной что потребители, несмотря на верность данной марки,  предпочтут продукт других фирм; возможны подражания других фирм, что приведет к снижению преимуществ, связанных с дифференцированием; изменение системы ценностей потребителей может привести к снижению или потере значения особенностей дифференцированного продукта.

     3. Стратегия концентрации на сегменте.

     Предприятия, решившие использовать эту стратегию, все свои действия направляют на определенный сегмент рынка. При этом предприятие может стремиться к лидерству за счет экономии на издержках, либо к дифференцированию продукта, либо к совмещению того или иного.

     Предпосылки: предприятие должно удовлетворять требования потребителей эффективнее, чем конкуренты.

     Риски стратегии: различия в ценах на продукты специализированных предприятии и предприятий, обслуживающих весь рынок, могут в глазах потребителей не соответствовать преимуществам специфических для данного сегмента товарам; конкуренты могут специализировать свой товар еще сильнее, выделив внутри сегмента под сегменты.

     Изучив  основные конкурентные стратегии Майкла Портера, мы предлагаем остановить свое внимание на одной из конкурентной стратегии – стратегии лидерства по издержкам.  
 

1.4 Выгоды и ограничения использования стратегии лидерства по издержкам 

     Стратегия лидерства по издержкам (cost leadership strategy) – стратегия лидерства за счет экономии на издержках. В стратегическом управлении одна из общих стратегий фирмы, направленных на создание конкурентных преимуществ. Используя стратегию лидерства по издержкам, фирма ориентируется на широкий рынок и производит товары в большем количестве, минимизируя затраты и предлагая низкие цены. Эта стратегия опирается на производительность и обычно связана с существованием эффекта кривой опыта. Она подразумевает тщательный контроль за постоянными расходами, инвестиции в производство, направленные на реализацию эффекта кривой опыта, тщательную проработку конструкций новых товаров, пониженные сбытовые и рекламные издержки. В центре внимания – низкие затраты по сравнению с конкурентами. Производство с низкими издержками – это нечто большее, чем простое движение вниз по кривой опыта. Производитель должен использовать каждую возможность получения преимуществ в издержках, не игнорируя при этом принципы дифференциации, так как с точки зрения потребителей его продукция должна быть приемлемой или сравнимой с продукцией конкурентов.

     В некоторых компаниях менеджеры  уделяют огромное внимание управлению издержками. Хотя они не пренебрегают проблемами качества, обслуживания и прочими необходимыми вещами, главным в стратегии этих компаний является снижение затрат по сравнению с затратами конкурентов по отрасли. Низкие издержки обеспечивают этим компаниям защиту от действия пяти конкурентных сил несколькими способами. Портер объясняет: "Положение, которое занимает такая фирма по своим издержкам, обеспечивает ей защиту от соперничества конкурентов, поскольку более низкие затраты означают, что фирма может получать доходы и после того, как ее конкуренты уже истощили свои прибыли в ходе соперничества. Низкие издержки защищают эту фирму от могущественных покупателей, так как покупатели могут использовать свои возможности только для того, чтобы сбивать ее цены до уровня цен, предлагаемых конкурентом, который по эффективности следует за этой фирмой. Низкие издержки защищают фирму от поставщиков, обеспечивая большую гибкость противодействия им по мере роста затрат на вводимые ресурсы. Факторы, ведущие к низким издержкам, обычно создают и высокие барьеры на пути к вступлению конкурентов в отрасль - это экономия на масштабе или преимущества по затратам. Наконец, низкие издержки обычно ставят фирму в выгодное положение по отношению к продуктам-заменителям. Таким образом, позиция низких издержек защищает фирму от всех пяти конкурентных сил, потому что борьба за выгодные условия сделки может уменьшать ее прибыли лишь до тех пор, пока не будут уничтожены прибыли следующего за ней по эффективности конкурента. Менее эффективные фирмы в условиях обострившейся конкуренции пострадают первыми".

     Разумеется, стратегия минимальных издержек подходит не каждой компании. Портер утверждал, что компании, желающие проводить  такую стратегию, должны контролировать большие доли рынка по сравнению  с конкурентами или обладать иными преимуществами, к примеру, самым благоприятным доступом к сырью. Продукты нужно спроектировать так, чтобы их легко было производить, кроме того, разумно выпускать широкий ассортимент взаимосвязанной продукции, чтобы равномерно распределить издержки и снизить их на каждый отдельный продукт. Далее, компании с низкими издержками необходимо завоевать широкую потребительскую базу. Такая компания не может довольствоваться маленькими рыночными нишами. Как только компания становится лидером в минимизации издержек, она обретает способность поддерживать высокий уровень доходности, и если она будет умно реинвестировать свои прибыли в модернизацию оборудования и предприятий, то сможет удерживать лидерство в течение какого-то времени. В качестве примеров компаний, которые поступили именно таким образом, Портер упоминает Briggs & Stratton, Lincoln Electric, Texas Instruments, Black & Decker, Du Font.

     Как можно ожидать, предупреждает Портер, лидерство в минимизации издержек сопряжено с некоторыми убытками, неудобствами и опасностями. Хотя увеличение объемов производства нередко ведет к снижению издержек, экономия на масштабе не происходит автоматически, и руководители компаний с низкими издержками должны быть постоянно настороже, чтобы обеспечить действительное получение потенциально сэкономленных средств. Управляющим надлежит незамедлительно реагировать на необходимость демонтировать устаревшие активы, инвестировать в технологии - словом, не упускать из поля зрения издержки. Наконец, существует опасность того, что какой-нибудь новый или старый конкурент воспользуется применяемыми лидером технологиями или методами управления издержками и одержит победу. Лидерство в минимизации издержек может быть эффективным ответом на действия конкурентных сил, но никакой гарантии от поражения оно не дает.

     Проанализировав теоретическую базу конкурентных позиций  и стратегий, выдвинутых специалистами  данной области, можно сделать вывод, что конкуренция сегодня служит толчком для развития предприятия и развития продукта в той или иной области, и порой выбор конкурентной стратегии может либо продвинуть предприятие вперед, либо совсем ухудшить ситуацию. Каждая компания выбирает по своему положению на  рынке ту или иную конкурентную стратегию, причем, анализируя внешние факторы влияния конкурентных сил на данное предприятие и свои возможности.

     Поэтому будет целесообразно рассмотреть  конкурентную стратегию на конкретном предприятии, проанализировать данный рынок сотовых услуг на конкурентные позиции и силы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Условия применения  и риски конкурентной  стратегии на рынке  сотовых компаний (на  примере сотового лидера ОАО   «Мобильные   ТелеСистемы»   (МТС))

2.1 Организационно-экономическая характеристика организации ОАО «Мобильные   ТелеСистемы» 

     Компания  «Мобильные ТелеСистемы» была образована Московской Городской Телефонной Сетью (МГТС), Deutсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами в виде закрытого акционерного общества в октябре 1993 года.

     Четыре  российских компании владели 53% акций, две немецкие компании — 47%. В начале 1995 года АФК «Система» приобрела пакет у российских держателей акций, а DeTeMobil выкупил акции компании Siemens. В 1998 году МТС купила «Русскую телефонную компанию» и вместе с ней приобрела лицензии на строительство сети в Смоленской, Псковской, Калужской, Тульской, Владимирской и Рязанской областях. Заключенное соглашение с компанией «Росико» позволило МТС развить стандарт GSM-1800 еще в 17 регионах Центральной России и 11 регионах на Урале. В апреле 2002 года МТС приобрела крупнейшего оператора Юга России — компанию «Кубань GSM», что позволило включить в сеть «Мобильных ТелеСистем» главные курорты страны. В октябре МТС объявила о покупке еще одного оператора в Южном федеральном округе — «Донтелеком», усилив, таким образом, свое присутствие в этом стратегически важном регионе. В июне 2002 года МТС запустила сеть в Республике Беларусь. В августе 2003 года МТС завершила приобретение 100% акций UMC, лидера рынка мобильной связи на Украине. В соответствии со стратегией консолидации, компания увеличила свое участие до 100% в компании «Кубань GSM», до 88,5% в компании «Сибирские Сотовые Системы-900» (Новосибирская область, Республика Алтай), до 99,85% в «Уралтел» (Свердловская область). Наряду с приобретением региональных операторов сотовой связи, МТС продолжила строительство собственных сетей и в 2003 году осуществила коммерческий запуск в Оренбургской и Саратовской областях, Алтайском крае. На сегодняшний день ОАО «Мобильные ТелеСистемы» является крупнейшим оператором сотовой связи в Восточной и Центральной Европе.

     На  сегодняшний день ОАО «Мобильные  ТелеСистемы»  является  крупнейшим российским  оператором  цифровой  сотовой  связи  стандарта  GSM   900/1800. Компания имеет лицензии на предоставление услуг  мобильной  связи стандарта GSM 900/1800 в  34  регионах  России,  в  которых  проживают  45%  населения страны, и активно работает в 21-м регионе, где проживают более  41  миллиона человек. Квартальный прирост абонентской базы компании МТС составил 2,86 млн. пользователей; 1,84 млн. новых абонентов присоединились к сети в апреле-мае, и таким образом консолидированная абонентская база на октябрь 2009 года составила:

1. МТС - 68 911 104.

И других лидеров:

2. Билайн - 50 969 225.

3. Мегафон - 48 833 318.

     МТС занимает лидирующие позиции в Российской Федерации, Узбекистане, Туркменистане  и в Республике Беларусь.  Со дня основания МТС является не только пионером сотовой связи в России, но и флагманом развития телекоммуникационной отрасли, воплощающей в жизнь все самые смелые и интересные технологические решения. За 13 лет успешной работы на российском рынке компания приобрела огромный опыт в области обеспечения населения сотовой связью, построения сети, разработки удобных и функциональных тарифных планов, дополнительных услуг. Видение компании: «быть лидером везде, где мы работаем, всегда предоставляя нашим клиентам телекоммуникационные услуги мирового уровня - наиболее удобные и эффективные решения для сложных телекоммуникационных задач». Миссия: «дать нашим клиентам возможность получать от жизни больше».

     В настоящий момент МТС - лидер сотового рынка СНГ, представленный в 87 регионах России, на Украине, в Беларуси, Туркменистане  и Узбекистане. Компания обслуживает 67,59 миллионов абонентов, и по этому показателю входит в десятку крупнейших мировых телекоммуникационных компаний.

     Основная  услуга компании – предоставление доступа в сеть и обеспечение высококачественной связи. Но поскольку на рынке сотовой связи огромное значение имеет весь спектр услуг, который может получить абонент, МТС стремится их предоставить своим клиентам в максимальном объеме, используя новейшие технологии. Сегодня абоненты МТС могут воспользоваться разнообразными сетевыми, сервисными и дополнительными услугами. Однако спектр услуг не ограничен только этим.

     Стандарт GSM необычайно перспективен с точки зрения развития обслуживания абонента, в особенности с использованием интеллектуальных сетей. В планах компании - добиваться максимального комфорта для клиента, сделать так, чтобы мобильный телефон стал для него практичным, полезным и привычным спутником жизни.

     К основным характеристикам новой системы тарифных планов МТС можно отнести:

  • общенациональный характер;
  • четкое сегментирование абонентской базы;
  • снижение стоимости минуты по мере роста трафика;
  • возможность значительного сокращения расходов за счет использования дополнительных опций;
  • звонки в область по стоимости местного вызова.

Информация о работе Условия применения и риски стратегии лидерства по издержкам