Как бы красиво и оптимистично
ни выглядело это всё на бумаге,
однако в реальной жизни дело обстоит
гораздо сложнее. Если говорить обобщённо,
то сравнительно низкий уровень жизни
в нашей стране сочетается с очень
высокой грамотностью и уровнем
образования населения. Население
любой страны является её человеческим
и социальным капиталом, особенностью
которого является тот факт, что
в процессе его использования
он только приумножается. Однако если
не находить ему применение, социальный
капитал будет уменьшаться как
количественно, так и качественно.
Одним из таких последствий
и одновременно барьером к дальнейшему
развитию является «привыкание к
бедности». Около 30% населения живет
за чертой бедности. Длительное нахождение
в такой экономической ситуации
в сочетании с национальным менталитетом,
приводит к тому, что люди теряют
стимулы к труду (давать их должна
заработная плата, но она не только
низкая, но и выплачивается зачастую
несвоевременно) и стереотипы нормально
обеспеченной жизни. В результате это
порождает ещё большее обеднение
и невозможность выйти из неё.
[1, с.23]
Во-вторых, не смотря на то, что
уровень образования в Беларуси
очень высок, престиж и заработная
плата работников науки находится
на низком уровне. Это в свою очередь
порождает трудовую и научную
миграцию за границу в поисках
большей оплаты труда, возможностей
самореализации и лучшего уровня
жизни. Как обычный человек найдя
стабильность за границей, старается
перевезти туда свою семью, так и
учёные «вывозят» следом за собой
аспирантов и младших научных
сотрудников, которыми они руководят.
А между тем, подготовка одного доктора
наук обходится нашей стране в 600
тысяч долларов США. Это весьма отрицательно
сказывается как на экономике
в настоящее время, так и на
её перспективном развитии. Из мирового
опыта известно, что опережающее
развитее образования прямо влияет
формирование инвестиционной привлекательности
страны и обеспечивает технологический
прорыв. Если так и дальше будет
продолжаться, то наша страна будет
терпеть убытки в трёхкратном
размере: тратить средства на подготовку
кадров, не получать от них прибыли
из-за их эмиграции и не даже не надеяться
ни на какие иностранные инвестиции.
Третей причиной является
юридическая неосведомлённость
населения. Начиная с того, что
люди очень часто не знают о
полагающихся им льготам, выплатам и
преимуществам; также не имеют практического
опыта защиты своих нарушенных прав
(вследствие не соблюдение их реализатором
либо нарушение им законов); и заканчивая
тем, что, имея какие-либо проекты, люди
не знают как их реализовать и в результате
проекты либо остаются нереализованными,
или прибыль за них получает другой человек.
Порой бывает и так, что человек знает
все свои права, но намеренно не берётся
решать проблему, так как это приведёт
к возникновению бесчисленного множества
мелких проблем и огромным затратам времени.
Таким образом можно сделать
выводы, что уровень жизни в Республике
Беларусь никак нельзя назвать очень низким,
но и от уровня показателей в таких стран
как США, Норвегия, Канада, Швеция, ЕС,
он на данном этапе сильно отстаёт. С тех
пор как Беларусь стала суверенным и независимым
государством, очень много сделано для
повышения уровня жизни, во многих показателях
мы лидируем среди бывших советских республик.
Многое делается и сейчас. Это можно видеть
по тому, что глава государства не сидит
в своём кабинете, а постоянно взаимодействует
с народом; по наличию множества программ
социально-экономического развития, которые
задают темп и прогнозируют рост уровня
и качества жизни на ближайшие пяти- и
десятилетия. Однако у всех этих программ
есть минус: реально работают они только
первые 2-3 года. Другими словами, только
с началом реализации какой-либо программы
проявляется наибольший «энтузиазм»,
реальные показатели превышают заданные.
Затем темпы мероприятий сокращаются,
показатель зачастую даже не доходят до
заданных. А при подведении итогов, даже
если и оказывается, что все планы выполнены,
то стоит помнить, что это среднереспубликанские
показатели и скорее всего качественная
реализация мероприятий в городах компенсировала
«невнимательность» к сельским населённым
пунктам. Так же много предстоит ещё сделать.
Тут нужно делать ставку на молодое поколение,
так как оно более мобильно к быстро меняющимся
условиям рыночной экономики и её принципы
более соответствуют их интересам, в то
время как старшему поколению более присущ
консерватизм и они жили и воспитывались
в других идеологических условиях. На
мой взгляд, наше государство в состоянии
воспитать не одно поколение высокообразованных,
инициативных белорусов, которые будут
иметь не только высокие, но также и актуальные
моральные ценности. И возможно благодаря
им мы достигнем таких же показателей
уровня жизни, как, например, в ЕвроСоюзе,
быстрее, чем планировалось.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В резутате глубокого анализа
данной темы, в работе можно сделать следующие
выводы:
- Уровень жизни и качество жизни являются важными неотъемлимыми категориями экономической науки, но это не синонимичные понятия. Первое означает степень удовлетворения основных человеческих потребностей и условия его жизнидеятельности, а второе – полноту удовлетворения как основных потребностей, так и всех существующих в различных её аспектах.
- На современном этапе экономическая наука накопила множество различных эффективных подходов и концепций к изучению уровня жизни; разработано множество систем статистических показателей, позволяющих отследить динамику данного явления. Многие из этих медодов и систем являются общепринятами и используются во всех странах для систематизации международного сравнения. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются разработанные ООН 12 групп показателей, коэффициент Джинни и структура потребительских расходов домохозяйств.
- Действия, предпринимаемые государством для повышения уровня жизни населения, называются социальной политикой. Её цель – обеспечение дальнейшего экономического роста и установление социальной справедливость. Основные её направления – политика доходов и трудовой занятости, социальная защита молообеспеченных слоёв населения, развитие сети и отраслей социальных услуг. Уровень жизни и социальная политика в различных странах значительно дифиринцированы. В мире существуют как страны, в которых всё население существует за чертой нищеты и ежедневно борется за выживание, однако правительство этих государств строго следит за соблюдением всех прав своих граждан, так и страны, где социально незащищённые слои брошены на произвол судьбы, а приближенные к ресурсным источникам и власти присваивают себе богатство народа.
- Наиболее распространённый в мире метод повышения уровня жизни – повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и следовательно увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.
Так же действенным методом
является разработка государственных
программ развития на десятилетия и
специальных целевых программ. Такие
программы разрабатываются как
на государственном уровне, так и
на международном. Ответственными за выполнения
этих программ являются отдельные министерства
и межнациональные специально учреждённые
фонды.
- Уровень жизни в Республике Беларусь можно отнести к среднему, и по оценкам специалистов, наблюдается тенденция его стабильного роста. В результате правильно реализуемой социальной политики процесс перехода к рыночным экономическим отношениям в нашем государстве проходит не так остро, как в соседних. Мы во многом опередили бывшие страны советского союза: у нас выше зарплаты и пенсии, у нас ниже цены, у нас доступнее медицина и образование, у нас практически не возникает социальных конфликтов. Но тот факт, что мы долгое время были закрыты от внешнего мира, не прошёл без последствий – мы во многом отстали от ведущих стран, хотя когда-то давно сами были ведущей державой. Сейчас мы активно догоняем прогресс и экономическое развитие, но сокращая этот огромный разрыв, правительство помнит, что население нашей страны имеет гораздо большее значение, чем, например, тот факт, что Беларусь будет считаться космической державой.
- В настоящее время весь мир переживает финансовый кризис, который не обошол стороной и нашу страну. В различных странах наблюдаются массовые увольнения, возрастание инфляции и снижении темпов роста ВВП, вплоть до уменьшения по сравнению с предыдущим периодом. В нашей стране также возрасла инфляция, но зато мы сумели избежать падения объёмов ВВП. По прогнозам на конец года его прирост составит 0,5%. Для поддержания стабильного уровня жизни был своевременно пересмотрен государственный бюджет и расходы в социальной сфере. Так, госбюджет на этот гот планировался с дефицитом, а фактически он выполняется с профицитом. Также расходы в социальной сфере и выплаты трансфертов не были снижены, не смотря на то, что доходы государства всё таки снизились. Вместо этого были приостановлены другие непервостепенной важности программы и проекты. Так же законодательством жёстко регулируется трудовая сфера и в особенности проблема безработицы. В результате, по предварительным прогнозам естественный уровень безработицы в этом году не должен превысить 1-1,5%. Можно сделать предположение, что модель социально ориентированной рыночной экономики, созданная в нашей стране, действует достаточно эфиктивно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Основная лтература:
- Человеческий Потенциал Беларуси: экономические вызовы и социальные ответы. Национальный ответ о человеческом развитии. Под ред. Макейчик Л., Шумейко Т. – Минск: Юнипак, 2004.
- Человеческий Потенциал Беларуси: экономические вызовы и социальные ответы. Национальный ответ о человеческом развитии. Резюме. Под ред. Шумейко Т. – Минск: Юнипак, 2003.
- Лемешевский, И. М. Макроэкономика (экономическая теория. Часть 3): учебное пособие для студентов эконом специальностей ВУЗов/ И.М. Лемешевский. – Минск: ООО «ФУ Аинформ», 2004. – 576с.
- Экономическая теория (Общие основы): курс лекций. / Головачев А.С., Головачева И.В., Лутохина Э.А. – 2-е издание –Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 240 с.
- Национальная экономика Беларуси: учебник/В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751с.
- Экономическая теория. Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, «Питер», 2004.
- Черников Г.П. Мировая экономика: Учебник для вузов/Г.П. Черников, Д.А. Черникова. – Москва: «Дрофа», 2003. – 432с.
- Социально-экономические модели в современном мире и путь России. В 2 книгах: Книга 2./Международная ассоциация академии наук РАН; Под общ. ред. К.И. Микульского – Москва: ЗАО «Издательство “Экономика”», 2004. – 576с.
- Доклад о развитии человека за 2003 год – Минск: Юнипак, 2003. – 700с.
- Национальная экономика. Под общ. ред. Шульги В.А. – Москва: Издательство Российской Экономической Академии, 2002. – 689с.
- Макконнелл К.Р., Брю Ч.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Том второй. Перевод с англ. – Баку: «Азербайджан», 1992. – 542с.
- Политика доходов и качество жизни населения. Под ред. Горелова Н.А. - Санкт-Петербург: «Питер», 2003. – 413с.
- Макроэкономика: учебн.-метод. Комплекс/ А. В. Бондарь и [и др.]; под общ. ред. В. А. Воробьев. – пособие 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415с.
- Глобальные подходы к определению бедности – БИКИ (Бюллютень иностранной коммерческой информации) – 2005, №18
- Горький вкус нищеты. Кондратьева О. – Природа и человек (Свет) – 2005, №11
- Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Статистический ежегодник Республики Беларусь. Под ред. Зиновского В.И. – Минск: Минск, 2008. – 600с.
- Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Уровень жизни населения Республики Беларусь – Минск: Минск, 1996. – 272с.
- Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Регионы Республики Беларусь. Статистический сборник. Под ред. Зиновского В.И. – Минск: Минск, 2009. – 846с.
- Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Беларусь в цифрах. Статистический справочник. Под ред. Зиновского В.И. – Минск: Минск, 2008. – 90с.
- Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Институт социально-политических исследований при администрации Президента Республики Беларусь. Устремлённость в будущее: Беларусь 1995 – 2005. Цифры и факты. Статистический сборник. Под ред. Зиновского В.И. – Минск: Минск, 2006. – 114с.
- Словарь гендерных терминов [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.owl.ru/gender/087.html. Дата доступа: 06.10.2009.
- Свободная интернет-энциклопедия [электронный ресурс] – режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 06.10.2009.
- Сайт tut.by. Новости. [электронный ресурс] – режим доступа: http://naviny.by/rubrics/society/2009/10/06/ic_news_116_318926/. Дата доступа: 06.10.2009.
- Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Новости. [электронный ресурс] – режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/househ.php. Дата доступа: 14.10.2009.
- Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Беларусь в цифрах. [электронный ресурс] – режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/menu_navigation/belarus_in_figures.php. Дата доступа: 27.09.2009.
- Конституция Республики Беларусь. [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.belarus.net/conendru.htm. Дата доступа: 18.09.2008.
- Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.
- Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.
- Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы.
- Важнейшие государственные документы [электронный ресурс] – режим доступа: http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf. Дата доступа: 11.10.2009.