Уровень жизни в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы определить конкретно, что же такое уровень жизни, и, что необходимо сделать чтобы он был высоким. Поэтому можно выделить следующие задачи:
Определить различия между уровнем и качеством жизни
Выявить факторы, определяющие и имеющие влияние на уровень жизни
Определить компоненты, по которым изучается уровень жизни и изучить основные показатели, используемые в современном анализе уровня жизни
Изучить мировые проблемы уровня жизни

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Уровень жизни и его характеристика 6
1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6
1.2 Показатели уровня жизни 8
1.3 Уровень и качество жизни 11
2. Глобальные проблемы повышения уровня жизни 13
3. Уровень жизни в Республике Беларусь 16
3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16
3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 251.70 Кб (Скачать)

Как бы красиво и оптимистично ни выглядело это всё на бумаге, однако в реальной жизни дело обстоит  гораздо сложнее. Если говорить обобщённо, то сравнительно низкий уровень жизни  в нашей стране сочетается с очень  высокой грамотностью и уровнем  образования населения. Население  любой страны является её человеческим и социальным капиталом, особенностью которого является тот факт, что  в процессе его использования  он только приумножается. Однако если не находить ему применение, социальный капитал будет уменьшаться как  количественно, так и качественно.

Одним из таких последствий  и одновременно барьером к дальнейшему  развитию является «привыкание к  бедности». Около 30% населения живет  за чертой бедности. Длительное нахождение в такой экономической ситуации в сочетании с национальным менталитетом, приводит к тому, что люди теряют стимулы к труду (давать их должна заработная плата, но она не только низкая, но и выплачивается зачастую несвоевременно) и стереотипы нормально  обеспеченной жизни. В результате это  порождает ещё большее обеднение  и невозможность выйти из неё. [1, с.23]

Во-вторых, не смотря на то, что  уровень образования в Беларуси очень высок, престиж и заработная плата работников науки находится  на низком уровне. Это в свою очередь  порождает трудовую и научную  миграцию за границу в поисках  большей оплаты труда, возможностей самореализации и лучшего уровня жизни. Как обычный человек найдя  стабильность за границей, старается  перевезти туда свою семью, так и  учёные «вывозят» следом за собой  аспирантов и младших научных  сотрудников, которыми они руководят. А между тем, подготовка одного доктора  наук обходится нашей стране в 600 тысяч долларов США. Это весьма отрицательно сказывается как на экономике  в настоящее время, так и на её перспективном развитии. Из мирового опыта известно, что опережающее  развитее образования прямо влияет формирование инвестиционной привлекательности  страны и обеспечивает технологический  прорыв. Если так и дальше будет  продолжаться, то наша страна будет  терпеть убытки в трёхкратном  размере: тратить средства на подготовку кадров, не получать от них прибыли  из-за их эмиграции и не даже не надеяться  ни на какие иностранные инвестиции.

Третей причиной является юридическая неосведомлённость  населения. Начиная с того, что  люди очень часто не знают о  полагающихся им льготам, выплатам и  преимуществам; также не имеют практического  опыта защиты своих нарушенных прав (вследствие не соблюдение их реализатором либо нарушение им законов); и заканчивая тем, что, имея какие-либо проекты, люди не знают как их реализовать и в результате проекты либо остаются нереализованными, или прибыль за них получает другой человек. Порой бывает и так, что человек знает все свои права, но намеренно не берётся решать проблему, так как это приведёт к возникновению бесчисленного множества мелких проблем и огромным затратам времени.

Таким образом можно сделать  выводы, что уровень жизни в Республике Беларусь никак нельзя назвать очень низким, но и от уровня показателей в таких стран как США,  Норвегия, Канада, Швеция, ЕС, он на данном этапе сильно отстаёт. С тех пор как Беларусь стала суверенным и независимым государством, очень много сделано для повышения уровня жизни, во многих показателях мы лидируем среди бывших советских республик. Многое делается и сейчас. Это можно видеть по тому, что глава государства не сидит в своём кабинете, а постоянно взаимодействует с народом; по наличию множества программ социально-экономического развития, которые задают темп и прогнозируют рост уровня и качества жизни на ближайшие пяти- и десятилетия. Однако у всех этих программ есть минус: реально работают они только первые 2-3 года. Другими словами, только с началом реализации какой-либо программы проявляется наибольший «энтузиазм», реальные показатели превышают заданные. Затем темпы мероприятий сокращаются, показатель зачастую даже не доходят до заданных. А при подведении итогов, даже если и оказывается, что все планы выполнены, то стоит помнить, что это среднереспубликанские показатели и скорее всего качественная реализация мероприятий в городах компенсировала «невнимательность» к сельским населённым пунктам. Так же много предстоит ещё сделать. Тут нужно делать ставку на молодое поколение, так как оно более мобильно к быстро меняющимся условиям рыночной экономики и её принципы более соответствуют их интересам, в то время как старшему поколению более присущ консерватизм и они жили и воспитывались в других идеологических условиях. На мой взгляд, наше государство в состоянии воспитать не одно поколение высокообразованных, инициативных белорусов, которые будут иметь не только высокие, но также и актуальные моральные ценности. И возможно благодаря им мы достигнем таких же показателей уровня жизни, как, например, в ЕвроСоюзе, быстрее, чем планировалось.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В резутате глубокого анализа  данной темы, в работе можно сделать следующие выводы:

  1. Уровень жизни и качество жизни являются важными неотъемлимыми категориями экономической науки, но это не синонимичные понятия. Первое означает степень удовлетворения основных человеческих потребностей и условия его жизнидеятельности, а второе – полноту удовлетворения как основных потребностей, так и всех существующих в различных её аспектах.
  2. На современном этапе экономическая наука накопила множество различных эффективных подходов и концепций к изучению уровня жизни; разработано множество систем статистических показателей, позволяющих отследить динамику данного явления. Многие из этих медодов и систем являются общепринятами и используются во всех странах для систематизации международного сравнения. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются разработанные ООН 12 групп показателей, коэффициент Джинни и структура потребительских расходов домохозяйств.
  3. Действия, предпринимаемые государством для повышения уровня жизни населения, называются социальной политикой. Её цель – обеспечение дальнейшего экономического роста и установление социальной справедливость. Основные её направления – политика доходов и трудовой занятости, социальная защита молообеспеченных слоёв населения, развитие сети и отраслей социальных услуг. Уровень жизни и социальная политика в различных странах значительно дифиринцированы. В мире существуют как страны, в которых всё население существует за чертой нищеты и ежедневно борется за выживание, однако правительство этих государств строго следит за соблюдением всех прав своих граждан, так и страны, где социально незащищённые слои брошены на произвол судьбы, а приближенные к ресурсным источникам и власти присваивают себе богатство народа.
  4. Наиболее распространённый в мире метод повышения уровня жизни – повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и следовательно увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.

Так же действенным методом  является разработка государственных  программ развития на десятилетия и  специальных целевых программ. Такие  программы разрабатываются как  на государственном уровне, так и  на международном. Ответственными за выполнения этих программ являются отдельные министерства и межнациональные специально учреждённые  фонды.

  1. Уровень жизни в Республике Беларусь можно отнести к среднему, и по оценкам специалистов, наблюдается тенденция его стабильного роста. В результате правильно реализуемой социальной политики процесс перехода к рыночным экономическим отношениям в нашем государстве проходит не так остро, как в соседних. Мы во многом опередили бывшие страны советского союза: у нас выше зарплаты и пенсии, у нас ниже цены, у нас доступнее медицина и образование, у нас практически не возникает социальных конфликтов. Но тот факт, что мы долгое время были закрыты от внешнего мира, не прошёл без последствий – мы во многом отстали от ведущих стран, хотя когда-то давно сами были ведущей державой. Сейчас мы активно догоняем прогресс и экономическое развитие, но сокращая этот огромный разрыв, правительство помнит, что население нашей страны имеет гораздо большее значение, чем, например, тот факт, что Беларусь будет считаться космической державой.
  2. В настоящее время весь мир переживает финансовый кризис, который не обошол стороной и нашу страну. В различных странах наблюдаются массовые увольнения, возрастание инфляции и снижении темпов роста ВВП, вплоть до уменьшения по сравнению с предыдущим периодом. В нашей стране также возрасла инфляция, но зато мы сумели избежать падения объёмов ВВП. По прогнозам на конец года его прирост составит 0,5%. Для поддержания стабильного уровня жизни был своевременно пересмотрен государственный бюджет и расходы в социальной сфере. Так, госбюджет на этот гот планировался с дефицитом, а фактически он выполняется с профицитом. Также расходы в социальной сфере и выплаты трансфертов не были снижены, не смотря на то, что доходы государства всё таки снизились. Вместо этого были приостановлены другие непервостепенной важности программы и проекты. Так же законодательством жёстко регулируется трудовая сфера и в особенности проблема безработицы. В результате, по предварительным прогнозам естественный уровень безработицы в этом году не должен превысить 1-1,5%. Можно сделать предположение, что модель социально ориентированной рыночной экономики, созданная в нашей стране, действует достаточно эфиктивно.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основная лтература:

  1. Человеческий Потенциал Беларуси: экономические вызовы и социальные ответы. Национальный ответ о человеческом развитии. Под ред. Макейчик Л., Шумейко Т. – Минск: Юнипак, 2004.
  2. Человеческий Потенциал Беларуси: экономические вызовы и социальные ответы. Национальный ответ о человеческом развитии.  Резюме. Под ред. Шумейко Т. – Минск: Юнипак, 2003.
  3. Лемешевский, И. М. Макроэкономика (экономическая теория. Часть 3): учебное пособие для студентов эконом специальностей ВУЗов/ И.М.  Лемешевский. – Минск: ООО «ФУ Аинформ», 2004. – 576с.
  4. Экономическая теория (Общие основы): курс лекций. / Головачев А.С., Головачева И.В., Лутохина Э.А. – 2-е издание –Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 240 с.
  5. Национальная экономика Беларуси: учебник/В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751с.
  6. Экономическая теория. Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, «Питер», 2004.
  7. Черников Г.П. Мировая экономика: Учебник для вузов/Г.П. Черников, Д.А. Черникова. – Москва: «Дрофа», 2003. – 432с.
  8. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. В 2 книгах: Книга 2./Международная ассоциация академии наук РАН; Под общ. ред. К.И. Микульского – Москва: ЗАО «Издательство “Экономика”», 2004. – 576с.
  9. Доклад о развитии человека за 2003 год – Минск: Юнипак, 2003. – 700с.
  10. Национальная экономика. Под общ. ред. Шульги В.А. – Москва: Издательство Российской Экономической Академии, 2002. – 689с.
  11. Макконнелл К.Р., Брю Ч.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Том второй. Перевод с англ. – Баку: «Азербайджан», 1992. – 542с.
  12. Политика доходов и качество жизни населения. Под ред. Горелова Н.А. - Санкт-Петербург: «Питер», 2003. – 413с.
  13. Макроэкономика: учебн.-метод. Комплекс/ А. В. Бондарь и [и др.]; под общ. ред. В. А. Воробьев. – пособие 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415с.
  14. Глобальные подходы к определению бедности – БИКИ (Бюллютень иностранной коммерческой информации) – 2005, №18
  15. Горький вкус нищеты. Кондратьева О. – Природа и человек (Свет) – 2005, №11
  16. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Статистический ежегодник Республики Беларусь. Под ред. Зиновского В.И. – Минск: Минск, 2008. – 600с.
  17. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Уровень жизни населения Республики Беларусь – Минск: Минск, 1996. – 272с.
  18. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Регионы Республики Беларусь. Статистический сборник. Под ред. Зиновского В.И. – Минск: Минск, 2009. – 846с.
  19. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Беларусь в цифрах. Статистический справочник. Под ред. Зиновского В.И. – Минск: Минск, 2008. – 90с.
  20. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Институт социально-политических исследований при администрации Президента Республики Беларусь. Устремлённость в будущее: Беларусь 1995 – 2005. Цифры и факты. Статистический сборник. Под ред. Зиновского В.И. – Минск: Минск, 2006. – 114с.
  21. Словарь гендерных терминов [электронный ресурс] – режим доступа:   http://www.owl.ru/gender/087.html. Дата доступа: 06.10.2009.
  22. Свободная интернет-энциклопедия [электронный ресурс] – режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 06.10.2009.
  23. Сайт tut.by.   Новости. [электронный ресурс] – режим доступа:   http://naviny.by/rubrics/society/2009/10/06/ic_news_116_318926/. Дата доступа: 06.10.2009.
  24. Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Новости. [электронный ресурс] – режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/househ.php. Дата доступа: 14.10.2009.
  25. Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Беларусь в цифрах. [электронный ресурс] – режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/menu_navigation/belarus_in_figures.php. Дата доступа: 27.09.2009.
  26. Конституция Республики Беларусь. [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.belarus.net/conendru.htm. Дата доступа: 18.09.2008.
  27. Основные положения Программы социально-экономического развития  Республики Беларусь на 2006-2010 годы.
  28. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.
  29. Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы.
  30. Важнейшие государственные документы [электронный ресурс] – режим доступа: http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf. Дата доступа: 11.10.2009.

 


Информация о работе Уровень жизни в Республике Беларусь