Уровень жизни в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы определить конкретно, что же такое уровень жизни, и, что необходимо сделать чтобы он был высоким. Поэтому можно выделить следующие задачи:
Определить различия между уровнем и качеством жизни
Выявить факторы, определяющие и имеющие влияние на уровень жизни
Определить компоненты, по которым изучается уровень жизни и изучить основные показатели, используемые в современном анализе уровня жизни
Изучить мировые проблемы уровня жизни

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Уровень жизни и его характеристика 6
1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6
1.2 Показатели уровня жизни 8
1.3 Уровень и качество жизни 11
2. Глобальные проблемы повышения уровня жизни 13
3. Уровень жизни в Республике Беларусь 16
3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16
3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 251.70 Кб (Скачать)

Пожалуй, самыми важными  показателями уровня жизни являются доходы и расходы. Они же и самые сложносоставные показатели. В зависимости от принадлежности к определенному слою общества, люди могут получать различные виды доходов: заработную плату, социальные трансферты, доходы от собственности (проценты по вкладам, земельную ренту) и предпринимательской деятельности, доходы от подсобных хозяйств и услуг, оказываемых на основе устной договоренности. Расходы населения представляют собой потребительские расходы (продукты питания; одежда и обувь; здравоохранение; жилищно-коммунальные услуги; транспорт и связь; образование, культура и отдых), обязательные платежи, расходы на сбережения и кредиты. И при оценке уровня жизни важны не только уровни реальных доходов и их стабильное увеличение, но и их источники и их количество, а так же структура всего дохода по источникам. В расходах также оценивается, куда уходит их основная часть и как распределяется оставшаяся.

Немаловажную роль играют трудовые показатели. Высокий уровень безработицы может свидетельствовать об постоянном отсутствии доходов у значительной части населения, а как следствие и об неудовлетворении многих первостепенных потребностей. Невозможность работоспособного населения найти работу отражается и на социально незащищённых членах общества, чьи основные доходы составляют социальные выплаты. Последние в свою очередь снижаются из-за уменьшения налоговых поступлений в государственную казну. Отдельно можно выделить такой показатель, как уровень скрытой безработицы. Зачастую он превосходит официальную безработицу в два раза, так как люди не спешат регистрироваться в органах занятости в надежде, что найдут новое место работы в короткий срок.

Следующие показатели –  это демографические. Самые важные среди них это – естественный прирост и миграция. Оценивая их изменения, можно судить о стабильности экономического развития и уровне реальных доходов. В стране, где постоянно растут доходы населения и широко развита система социальных трансфертов, люди, желающие иметь несколько детей, не будут задумываться над невозможностью прокормить, воспитать и дать образование ещё одному ребёнку. В такой стране иммиграция будет преобладать над эмиграцией, так как люди стремятся жить в условиях определённости их будущего и не бояться завтра оказаться на улице. В этой группе также можно выделить показатель продолжительности жизни. По нему можно судить о состоянии здоровья нации, об уровне развития и доступности медицины и об экологическом состоянии в стране.

Ещё одна группа – показатели уровня образования. Общая грамотность и образованность населения свидетельствуют о развитии и доступности образования, об уровне культуры и её потреблении. Широкая сеть высших учебных заведений и возможность получить высокую профессиональную квалификацию дают дополнительную гарантию иметь в будущем более высокие доходы.

И последние показатели –  это жилищные условия. Обеспеченность населения жильём показывает среднее количество квадратных метров жилых помещений на одного жителя, но не учитывает состояния этого жилья и его распределения в обществе. О более конкретной удовлетворённости жилищными условиями можно судить лишь сравнив количество состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий и количество получивших жильё. Качество жилья отображает благоустройство жилищного фонда, то есть обеспечение жилых помещений отдельными видами благоустройства (водоснабжением, канализацией, отоплением, электричеством, коммуникациями и т.п.).

Отдельно стоит выделить такой показатель как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Это интегральный показатель, введённый ПРООН в 1990 году. Он основан не на стремлении человека удовлетворить свои потребности и увеличить доход, а на возможностях его развития и самореализации, на расширении его возможностей выбора. Другими словами ИРЧП отражает состояние социальной сферы и общих условий жизни в данной стране.

Для его измерения используются следующие характеристики:

  1. Средняя ожидаемая продолжительность жизни
  2. Базовые показатели образованности населения
  3. Реальный ВВП на душу населения.

Вне зависимости от уровня экономического развития страны делятся  на следующие группы по уровню ИРЧП:

  • ИРЧП более 0,8 – страны с высоким уровнем человеческого развития
  • ИРЧП от 0,5 до 0,8 – страны со средним уровнем человеческого развития
  • ИРЧП менее 0,5 – страны с низким уровнем человеческого развития.

Стоит добавить, что индекс развития человеческого потенциала является упрощённым показателем уровня жизни и главная его задача – ранжировать страны и сопоставить их в рейтинг для суждения об ориентированности экономики страны на цели человеческого развития.

 

1.3 Уровень и  качество жизни

Подводя итог под всем вышесказанным, следует заметить, что все эти  классификации и показатели имеют  свои рамки и стремятся к каким-либо определённым идеалам. Другими словами, они обезличены и усреднены, потому что описывают те потребности людей, которые в основном имеют материальный либо первостепенный характер. Но, так как каждый человек живёт в обществе других людей, то его потребности не ограничиваются одними лишь биологическими и материальными, а имеют гораздо более сложную структуру.

Дело в том, что уровень  жизни является составляющей частью такого ещё более широкого понятия, как качество жизни. Оно не так часто встречается в повседневной жизни, и на первый взгляд может показаться, что оно равнозначно уровню жизни. На самом же деле, качество жизни – это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении. Иначе говоря, качество жизни охватывает абсолютно все стороны и аспекты человеческой жизни, но при этом делает акцент на достижение личностных и социальных целей. Если уровень жизни характеризовал любое явление с количественной стороны, то качество жизни даёт подробное описание явления, его распространённости, разнообразности и особенностей.

Особенностью качества жизни  является то, что оно имеет две  формы оценки: объективную и субъективную. Объективную оценку можно дать ориентируясь на какие-либо научно обоснованные меры, на сравнение с другими странами (особенно с теми, которые считаются  в мире лидерами в каком-либо определённом вопросе, развитии отдельной сферы), на свой исторический и практический опыт. Но, так как жизнь принадлежит  всё-таки человеку, то и оценить её качество каждый в состоянии сам, т. е. субъективная оценка качества жизни  даётся каждым человеком, исходя из его  собственных интересов и потребностей, и фактически существует лишь в сознании людей и их мнениях.

Традиционно жизнь разделяется  на сферы, а сферы на элементы. Это  разделение так же способствует более  лучшей оценке качества жизни. Имеет  смысл назвать эти сферы и  более подробно остановиться на некоторых  из них:

  • Работа. Это не только возможность получать доходы. Треть своей жизни люди проводят на рабочем месте. Это так же взаимодействие с другими людьми. И тут следует оценивать, соответствует ли интересам человека данная работа, взаимоотношения внутри коллектива, престижность профессии, характер и интенсивность труда, его легальность.
  • Развитие личности. Оценка этой сферы отчасти перекликается с оценкой трудовой сферы, так как человеку важно заниматься тем делом, которое ему нравится, важно иметь возможность профессионального роста. Так же к развитию личности относится как и общий уровень культуры в стране, так и наличие возможностей для самореализации творчески одарённых людей, заинтересованность общества в их деятельности.
  • Социальная безопасность. Пожалуй самая сложная и не поддающаяся никакому исчислению сфера. Здесь можно выделить такие характеристики как физическая и имущественная безопасность (преступность), политическая безопасность (наличие развитого государственного аппарата, уверенность в соблюдении прав и свобод, отсутствие коррупции и бюрократии, степень свободы СМИ). Эта сфера имеет большую субъективную оценку, так как полностью создаётся индивидами и состоит из взаимоотношений между ними.
  • Семейная жизнь и быт. Ощущение личного счастья и удовлетворённости жизнью вообще. Полностью субъективно оцениваемая сфера, так как только сам человек может сказать, достиг ли он того, чего хотел, или его жизнь вообще бессмысленна.
  • Досуг. Чем-то эта сфера соприкасается со сферой личностного развития и зависит от быта. Так же следует оценивать разнообразность проведения досуга, его качественный характер, продолжительность отдыха и его эффективность.
  • Окружающая среда. В основном это неприродные условия жизни. Это мнение человека о тех местах, где он живёт и бывает, оценка того, насколько ему там комфортно, присутствует ли там всё необходимое.
  • Комфортность экономических условий. Оценка экономического развития страны и прогнозы дальнейшего развития для определения возможностей деятельности.

Из всего сказанного здесь  можно сделать вывод, что экономическое  развитие влияет как на уровень жизни  так и на её качество. Эти две  категории являются результатами действий людей, которые они совершают  для достижения поставленных перед  собой целей. Естественно, что люди должны быть довольны результатами и  в обществе не должно быть каких-либо социальных конфликтов. Поэтому, наряду с экономическим ростом и развитием, социальный прогресс не должен отставать  от него, и кроме совершенствования  самого человека должен сопровождаться улучшением качества системы общественных отношений. В обществе должны быть созданы  такие условия, чтобы каждый человек  мог удовлетворять свои жизненные потребности, самостоятельно мог решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья.

 

 

 

 

2. Глобальные проблемы повышения уровня жизни

Сейчас наступил такой  этап исторического развития, когда  все страны зависят одна от другой. Начало этой зависимости лежит в  экономических взаимоотношениях, а  затем распространяется на политическую, культурную, социальную и другие сферы. Так же эта зависимость осложнена  прямыми и обратными связями  между этими сферами человеческой жизни. Другими словами, возникновение  между странами проблемы в какой-либо сфере повлечёт серьёзные сдвиги или даже разрушения связей по другим сферам между этими странами.

Существует такое понятие, как мировые интересы, которые подразумевают под собой интересы, проблемы и цели, которые волнуют большинство людей в мире. Поле окончания второй мировой войны весь мир волновала проблема обеспечения безопасности: страны объединялись в союзы для будущей совместной защиты, в городах строились многочисленные убежища, между США и Россией шла гонка вооружений, которая чуть было не привела к третьей мировой войне… В настоящее время, осознавая всю глобальность мировой взаимозависимости, мировые интересы направлены на то, что всегда считалось высшей ценностью – на человека. Теперь мировые интересы это – скорейшее искоренение нищеты, всеобщее равенство и человеческое достоинство каждого, достижение демократии и мира.

Официально эти цели оформлены  в Декларации тысячелетия, принятой 189 странами на Саммите тысячелетия Организации Объединенных Наций в сентябре 2000 года. Это 8 глобальных целей, более конкретные задачи которых должны быть реализованы к 2015 году. В конкретном контексте проблемы по повышению уровня жизни можно выделить следующие цели и задачи:

Цель 1:  Ликвидация крайней нищеты и голода.

Цель 2:  Обеспечение всеобщего начального образования.

Цель 4:  Сокращение детской смертности.

Задача 10:  Сократить вдвое к 2015 году долю населения земного шара, не имеющего устойчивого доступа к безопасной питьевой воде, в том числе из-за нехватки средств.

Задача 11:  К 2020 году обеспечить существенное улучшение жизни для как минимум 100 миллионов обитателей трущоб.

Саммит и Декларацию тысячелетия  нельзя называть очередными пустыми  разговорами и дополнительной тратой бумаги, так как масштабы бедности и её последствия достигли критических  точек:

  • Более 1,2 миллиарда человек (пятая часть населения Земли) имеют доход меньше 1 доллара США в день.
  • Каждый год умирает 10 миллионом детей (30 тысяч каждый день) от болезней, которые можно не только лечить, но и предупредить.
  • В мире 991 миллион неграмотных, 115 миллионов из них – дети.
  • Более 1 миллиарда человек не имеют доступа к чистой воде, 2,4 миллиарда не имеют доступа к средствам санитарии.
  • 799 миллионов человек не получают необходимого минимума питания, дети составляют третью часть из них.
  • 122,4 миллиона человек (население такой страны, как Россия) не надеются дожить даже до 40 лет.
  • С нынешними темпами прогресса странам Южной Африки удастся преодолеть нищету лишь к 2147 году. [9, с. 1-8, 87]

Очевидно, что основной проблемой, является крайняя бедность (нищета), так как она является барьером, который преграждает малоимущему  населению доступ к медицинскому обслуживанию, образованию, культурным, информационным и техническим достижениям. Применение правильных мер по её устранению приведет к повышению человеческой активности. Все те люди, которые  сейчас просто сидят и ждут очередных  поставки гуманитарной помощи или выплаты  пособия, будут самостоятельно в  короткие сроки находить себе новую  работу и обеспечивать свою семью  всем необходимым.

Для того, чтобы определить,  какие слои населения считать  бедными, а какие нет просто имеющими низкие доходы, существует несколько  подходов:

  1. Норма потребления.  Констатируется чем, в каком количестве и как часто питается человек. Всех тех, чей уровень потребления будет ниже физиологического прожиточного минимума относят к категории бедных, так как такой уровень потребления свидетельствует, что их денежные ресурсы недостаточны для удовлетворения первоочередных потребностей.
  2. Относительный доход. К бедным приравнивают всех, чей располагаемый личный доход не превышает определённой доли средней заработной платы по стране (по-другому эту долю ещё называют – пороговое значение). В рамках данного подхода ООН рассчитала свои нормы. Так, если ВВП на душу населения не превышает 1200 долларов США (около 3,5 долларов в день), то такую страну считают проблемной. Бедной считается страна со среднедушевым доходом за 1 день менее 2 долларов США, нищей – менее 1 доллара.
  3. Субъективная концепция. Исходит из того, что люди сами в состоянии квалифицированно определить, являются ли они бедными. Этот метод чаще всего используется для опроса домашних хозяйств. Особенность его в том, что люди, назвавшие себя бедными, подразумевают лишь уровень своих текущих доходов, а реально они могут иметь имущество, которое совершенно не задействовано в получении дополнительного дохода (подсобное хозяйство, автомобиль, лишняя жилплощадь).

Информация о работе Уровень жизни в Республике Беларусь