Уровень жизни в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы определить конкретно, что же такое уровень жизни, и, что необходимо сделать чтобы он был высоким. Поэтому можно выделить следующие задачи:
Определить различия между уровнем и качеством жизни
Выявить факторы, определяющие и имеющие влияние на уровень жизни
Определить компоненты, по которым изучается уровень жизни и изучить основные показатели, используемые в современном анализе уровня жизни
Изучить мировые проблемы уровня жизни

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Уровень жизни и его характеристика 6
1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6
1.2 Показатели уровня жизни 8
1.3 Уровень и качество жизни 11
2. Глобальные проблемы повышения уровня жизни 13
3. Уровень жизни в Республике Беларусь 16
3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16
3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 251.70 Кб (Скачать)


Как уже было сказано, численность  населения ежегодно сокращается  на 5%. Это происходит в основном из-за старения нации. Хотя рождаемость по республике и увеличилась, но это более связано с преодолением демографической ямы, вызванной радиационным загрязнением. Основная волна радиации сошла и увеличились как и выживаемость новорожденных, так и вероятность забеременеть  и родить здорового ребёнка у женщин. Однако в традиционном укладе ничего не изменилось: большинство семей по-прежнему имеют только одного-двух детей. А в это время, увеличивается продолжительность жизни и людей зрелого возраста становится всё больше и больше. Потому и получается, что они «накапливаются», а потом умирают в количестве большем, чем родилось новых детей. Но на общую численность населения так же влияет сальдо международной миграции (разность между иммиграцией и эмиграцией). (Рисунок 4)) Приятно отметить, что в нашей стране этот показатель имеет положительное значение, т. е. иммиграция превышает эмиграцию. В 2005 году сальдо составило 1949 человек; в 2006 году – 5626; в 2007 году – 4676; и в 2008 – 8145 человек. Положительное сальдо миграции свидетельствует о предпочтениях людей жить в какой-либо стране. Более половины миграционных переездов совершается в пределах СНГ. Эта часть как раз и не связана с экономическими предпочтениями, а совершается в силу семейных обстоятельств. Если же говорить об эмиграции из нашей страны в страны с более высокими доходами и уровнем жизни, то предпочтения отдаются США, Германии, с которой у Беларуси очень тесные взаимоотношения, и Литве с Польшей, как самым ближайшим соседям недавно вошедшим в Евросоюз. Стоит так же добавить, что даже у тех жителей России и Украины, которые не стремятся переехать в Беларусь, из информации, получаемой в новостных передачах, и личных поездок формируется положительное мнение об уровне экономики, политики и уровня жизни в общем в нашей стране.

Оценку уровню жизни через  качество населения можно дать также  с помощью показателей уровня образования. Уже давно бытует мнение, что советское образование было самым лучшим в мире. Но даже после  распада этой империи, отдельные  её республики продолжают поддерживать этот уровень. В частности в Беларуси отмечен 100% уровень грамотности  населения в возрасте старше 15 лет, а по уровню образованности наша страна занимает самые передовые позиции  в мире. В 2008 году школы окончили 96,7 тысяч выпускников и 91,5 тысяча из них были зачислены в учреждения, дающие высшее образование (половина из них на дневное отделение). Это  были бы слишком завышенные цифры, если бы не тот факт, что в нашей  стране весьма широкая сеть высших учебных заведений. Если не считать  частные ВУЗы, то государственных  учреждений у нас 55. [16, с. 192, 206, ]

Не последнюю роль играют и непосредственные условия проживания.        Люди имеют потребность не только в самом месте проживания, но так  же в том, чтобы это место было комфортным. В 2000 году в среднем на 1 жителя Беларуси приходилось 21,2 м2 жилой площади (в Минске – 18,4 м2). К 2008 году ситуация не сильно изменилась, несмотря на то что строительство в стране идёт достаточно высокими темпами. Теперь на одного жителя страны приходится 23,2 м2, а в Минске – 19,5 м2. Только за 2008 год было построено 60 тысяч квартир, а среди нуждающихся их получили лишь 30 тысяч человек. (Таблица 4)

Таблица 4 – Обеспеченность населения жильём

 

1995

2000

2005

2006

2007

2008

Количество граждан, получивших жильё, тысяч человек

32,0

24,4

31,3

34,0

38,5

30,8

Количество граждан, стоящих  на учёте по улучшению жилищных условий, тысяч человек

623,8

568,8

564,8

623,1

717,5

701,0

Примечание – Источник: [16, с. 177]




 

Становится широко распространенным явление, когда наиболее обеспеченные слои населения имеют по 2-3 квартиры, при этом фактически они проживают  лишь в одной, а вторая квартира сдаётся  в аренду. А люди со средним или  низким достатком вынуждены снимать  эти квартиры и долгие годы стоять в очередях за дешёвыми квартирами, так как не имеют возможности купить или построить самостоятельно новое жильё в силу очень высоких цен.

Что же касается благоустроенности  жилья, то в городах практически  полная обеспеченность всем необходимым: водопроводом, электричеством, газом  отоплением, телефонной связью. Что  же касается сельских населенных пунктов, то единственное, чего там, пожалуй, в  достатке – это газ. Газом в 2007 году было обеспечено 92% сельских домов  и ещё 4% были обеспечены напольными электроплитами. Но при этом центральное  отопление имеется лишь в 58% жилых  домов, водопровод в 72%, горячее водоснабжение  в 42%,  ванные в 59%, телефоны в 73 домах  из ста, в то время как в городах  на сто семей приходится 105 телефонов. Если ещё добавить плохое сообщение  с городами, плохие дороги, отсутствие магазинов, культурных заведений и  низкие доходы, то причины миграции сельских жителей в города будут  очевидны.[16, с. 175,180, 461]

Стоит добавить несколько  слов по показателям, влияющим на качество жизни, и так же учитываемых людьми при выборе страны проживания. Естественно, что все хотят жить в безопасности, но в наше время, когда доходы одних  слоёв могут в несколько раз  превышать доходы других и увеличивается  социальное отчуждение, зачастую некоторые  берутся повысить свой уровень жизни  за счёт силы и власти. Если за весь 1990 год  было совершено 75 699 преступлений, то в 2007 году уже 180 424 преступления (103 082 из них кражи). И если ранее «лидером» по преступности была Гомельская область, то теперь значительная доля преступлений приходится на столицу. Если по сравнению с 1990 годом уровень преступности возрос более, чем в 2 раза, то раскрываемость этих преступлений осталась практически на прежнем уровне (в 1995 году было раскрыто 69,9 тысяч преступлений, а в 2007 году 77,8 тысяч). Но несмотря на это, у жителей страны прочно сложился стереотип, что у нас мирное государство, и никто не боится ходить ночью по улицам. [16, с. 279-281]

Безопасность граждан  зависит не только преступности. По-прежнему природа имеет значительное влияние  на человека. Начиная с того, что  она является источником продуктов  питания и различных ресурсов, и заканчивая тем, что в результате какой-либо природной катастрофы может  погибнуть множество людей. К  счастью, нашей стране не угрожают землетрясения, вулканы, смерчи или ужасные ураганы, но ведь не только природа может  разрушать то, что создано человеком, человек в процессе своей хозяйственной  деятельности постоянно наносит  ей немалый урон. Недостаток ресурсов, загрязнение окружающей среды –  всё это не самым лучшим образом  сказывается на здоровье людей. Понимая  это, правительства многих стран  выделяют средства на охрану и восстановление природы. Всего за четыре года в нашей  стране эта сумма увеличилась  более, чем в двое. В 2003 году она  составляла 130,3 миллиарда рублей, а  в 2007 году уже 282,3 миллиарда. И эти  средства принесли пользу. Например, выбросы  загрязняющих веществ в атмосферу  снизились в 2007 году до 1 миллиона 522 тысяч тон с 3 миллионов 403 тысяч  в 1990 году. А сброс сточных вод  за те же годы снизился с 2 148 миллионов м3 до 1 118 миллионов м3. На самом деле это очень высокие показатели, так как государство находит время и деньги следить за общей экологией, не смотря на то, что треть территории страны загрязнена радиацией и требует не меньших мер. [16, с. 288, 292, 300]

Подробно рассмотрев самые  основные показатели уровня жизни, в  качестве завершающей черты стоит  рассмотреть индекс развития человеческого  потенциала. В этом рейтинге Беларусь стабильно занимает место в числе  стран, отнесённых в группу с высоким  уровнем человеческого развития, в то время как половина из 17 стран  с переходной экономикой относится  к группе со средним уровнем ИРЧП. Отмеченный в 2008 году уровень в 0,817 является самым высоким среди стран СНГ и выше среднего по странам с переходной экономикой. Следует отметить что такой уровень достигается в основном за счет высокого уровня образованности и увеличения средней продолжительности жизни, в то время как объём ВВП последние годы практически не имеет влияния на уровень ИРЧП. Беларусь заняла 69 место, хотя за последние 4 года она не опускалась ниже 67. Но сложно сказать, насколько объективна эта оценка, так как у ИРЧП есть недостаток – запаздывание данных. Другими словами, очень сложно собирать данные по 180 странам, и если самые развитые подают данные в необходимый срок, то развивающиеся страны нередко не подают данных вообще. В результате в последнем опубликованном рейтинге стран по ИРЧП за 2008 год большинство данных отображают уровень ещё 2006 года. [22; 23 

3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения

Республики Беларусь

Главной целью социальной политики любого государства является обеспечение устойчивого роста  уровня и качества жизни населения  и создание условий для развития человеческого потенциала. Для этого государство должно создать в стране такие условия для каждого её жителя, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи. При этом следует делать акцент на  совершенствование структуры доходов населения и повышение роли оплаты труда. Заработная плата должна быть важнейшим стимулом трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения. Кроме того государство должно выполнять социальные обязательства перед нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения и гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (пенсионеры, инвалиды, сироты, безработные и др.).

Для реализации социальной политики государством разрабатываются  различные социально-экономические  программы. В данное время в Республике Беларусь являются основными:

  • Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года
  • Государственная программа  по преодолению  последствий катастрофы на ЧЭС на 2006-2010 годы
  • Государственная программа возрождения  и развития села на 2005-2010 годы
  • Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы.

Кроме того создано множество  целевых программ, таких как: Президентская  программа «Дети Беларуси», Республиканская  программа «Здоровье», Национальная жилищная программа и др.

Как все эти программы, так и социальная политика в общем  разрабатываются для того, чтобы  каждый житель нашей страны мог ощутить реальную заботу, знать, что про него не забудут, и быть уверенным, что живет в социально справедливом государстве. Идеальной социальная политика государства будет тогда, когда экономически незащищённые слои населения будут получать от государства такую поддержку, которая позволит им жить спокойно, а не пытаться свести концы с концами, а экономически активные слои будут проявлять максимум инициативы для достижения как своих личных целей, так и общественных.

Как бы не отличались уровни экономического развития различных  стран, но за многие годы не придумали  ни каких особо новых и сверх-результативных способов повышения уровня жизни. Они  в принципе остаются одни и те же, только имеют различную специфику  в разных странах. У нас в Республике Беларусь, будут применяться практически все методы, что применяются в высокоразвитых странах. Так же будет немало и каких-либо своих методов, и интенсивность всего комплекса этих мероприятий будет гораздо большей. На основе анализа уровня жизни за последнее десятилетие, социально-экономических программ, разработанных правительством, и тенденции их реализации, можно выделить следующие пути повышения уровня жизни в нашей республике:

  • Создание условий для общего роста реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат; повышения их реального содержания; повышение роли оплаты труда, как важнейшего стимула трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения.
  • Создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей. Обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики (поддержка малого бизнеса).
  • Снижение уровня малообеспеченности путём совершенствования государственной адресной социальной помощи и рационализации системы льгот; развития системы пенсионного обеспечения и повышения реальной пенсии по возрасту; совершенствования механизмов распределения доходов через систему налогообложения, социального страхования.
  • Для улучшения демографической ситуации необходимо не только принимать меры по повышению рождаемости и снижению смертности, но также должна быть обеспечена государственная и правовая защита брака, семьи, материнства, отцовства и детства; поддержка семей в связи с рождением и воспитанием детей; укрепление престижа семьи в обществе.
  • В сфере образования необходимо обеспечить доступность всех уровней образования, совершенствования их качества как при помощи внедрения новых информационных образовательных технологий, так  и расширяя использование тех технологий, которые сберегают здоровье учащихся; приведение системы образования в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства; повышение качества подготовки специалистов высокой квалификации с учётом  с требований национальной экономики.
  • В области здравоохранения предусматривается повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения на основе внедрения передовых медицинских технологий, создания научно-практических центров и перераспределение ресурсов и медицинских кадров со стационарной на амбулаторно-поликлиническую и мобильную формы оказания медицинских услуг; разработка и принятие эффективных мер по искоренению вредных привычек, поддержки и пропаганды здорового образа жизни.
  • Так же организовать работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей; создать эффективную правовую и законодательную базы и противодействовать криминализации жизни общества.

Информация о работе Уровень жизни в Республике Беларусь