Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:00, курсовая работа
Цель данной работы определить конкретно, что же такое уровень жизни, и, что необходимо сделать чтобы он был высоким. Поэтому можно выделить следующие задачи:
Определить различия между уровнем и качеством жизни
Выявить факторы, определяющие и имеющие влияние на уровень жизни
Определить компоненты, по которым изучается уровень жизни и изучить основные показатели, используемые в современном анализе уровня жизни
Изучить мировые проблемы уровня жизни
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Уровень жизни и его характеристика 6
1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6
1.2 Показатели уровня жизни 8
1.3 Уровень и качество жизни 11
2. Глобальные проблемы повышения уровня жизни 13
3. Уровень жизни в Республике Беларусь 16
3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16
3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Как уже было сказано, численность населения ежегодно сокращается на 5%. Это происходит в основном из-за старения нации. Хотя рождаемость по республике и увеличилась, но это более связано с преодолением демографической ямы, вызванной радиационным загрязнением. Основная волна радиации сошла и увеличились как и выживаемость новорожденных, так и вероятность забеременеть и родить здорового ребёнка у женщин. Однако в традиционном укладе ничего не изменилось: большинство семей по-прежнему имеют только одного-двух детей. А в это время, увеличивается продолжительность жизни и людей зрелого возраста становится всё больше и больше. Потому и получается, что они «накапливаются», а потом умирают в количестве большем, чем родилось новых детей. Но на общую численность населения так же влияет сальдо международной миграции (разность между иммиграцией и эмиграцией). (Рисунок 4)) Приятно отметить, что в нашей стране этот показатель имеет положительное значение, т. е. иммиграция превышает эмиграцию. В 2005 году сальдо составило 1949 человек; в 2006 году – 5626; в 2007 году – 4676; и в 2008 – 8145 человек. Положительное сальдо миграции свидетельствует о предпочтениях людей жить в какой-либо стране. Более половины миграционных переездов совершается в пределах СНГ. Эта часть как раз и не связана с экономическими предпочтениями, а совершается в силу семейных обстоятельств. Если же говорить об эмиграции из нашей страны в страны с более высокими доходами и уровнем жизни, то предпочтения отдаются США, Германии, с которой у Беларуси очень тесные взаимоотношения, и Литве с Польшей, как самым ближайшим соседям недавно вошедшим в Евросоюз. Стоит так же добавить, что даже у тех жителей России и Украины, которые не стремятся переехать в Беларусь, из информации, получаемой в новостных передачах, и личных поездок формируется положительное мнение об уровне экономики, политики и уровня жизни в общем в нашей стране.
Оценку уровню жизни через качество населения можно дать также с помощью показателей уровня образования. Уже давно бытует мнение, что советское образование было самым лучшим в мире. Но даже после распада этой империи, отдельные её республики продолжают поддерживать этот уровень. В частности в Беларуси отмечен 100% уровень грамотности населения в возрасте старше 15 лет, а по уровню образованности наша страна занимает самые передовые позиции в мире. В 2008 году школы окончили 96,7 тысяч выпускников и 91,5 тысяча из них были зачислены в учреждения, дающие высшее образование (половина из них на дневное отделение). Это были бы слишком завышенные цифры, если бы не тот факт, что в нашей стране весьма широкая сеть высших учебных заведений. Если не считать частные ВУЗы, то государственных учреждений у нас 55. [16, с. 192, 206, ]
Не последнюю роль играют и непосредственные условия проживания. Люди имеют потребность не только в самом месте проживания, но так же в том, чтобы это место было комфортным. В 2000 году в среднем на 1 жителя Беларуси приходилось 21,2 м2 жилой площади (в Минске – 18,4 м2). К 2008 году ситуация не сильно изменилась, несмотря на то что строительство в стране идёт достаточно высокими темпами. Теперь на одного жителя страны приходится 23,2 м2, а в Минске – 19,5 м2. Только за 2008 год было построено 60 тысяч квартир, а среди нуждающихся их получили лишь 30 тысяч человек. (Таблица 4)
Таблица 4 – Обеспеченность населения жильём | ||||||
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Количество граждан, получивших жильё, тысяч человек |
32,0 |
24,4 |
31,3 |
34,0 |
38,5 |
30,8 |
Количество граждан, стоящих на учёте по улучшению жилищных условий, тысяч человек |
623,8 |
568,8 |
564,8 |
623,1 |
717,5 |
701,0 |
Примечание – Источник: [16, с. 177] |
Становится широко распространенным явление, когда наиболее обеспеченные слои населения имеют по 2-3 квартиры, при этом фактически они проживают лишь в одной, а вторая квартира сдаётся в аренду. А люди со средним или низким достатком вынуждены снимать эти квартиры и долгие годы стоять в очередях за дешёвыми квартирами, так как не имеют возможности купить или построить самостоятельно новое жильё в силу очень высоких цен.
Что же касается благоустроенности жилья, то в городах практически полная обеспеченность всем необходимым: водопроводом, электричеством, газом отоплением, телефонной связью. Что же касается сельских населенных пунктов, то единственное, чего там, пожалуй, в достатке – это газ. Газом в 2007 году было обеспечено 92% сельских домов и ещё 4% были обеспечены напольными электроплитами. Но при этом центральное отопление имеется лишь в 58% жилых домов, водопровод в 72%, горячее водоснабжение в 42%, ванные в 59%, телефоны в 73 домах из ста, в то время как в городах на сто семей приходится 105 телефонов. Если ещё добавить плохое сообщение с городами, плохие дороги, отсутствие магазинов, культурных заведений и низкие доходы, то причины миграции сельских жителей в города будут очевидны.[16, с. 175,180, 461]
Стоит добавить несколько слов по показателям, влияющим на качество жизни, и так же учитываемых людьми при выборе страны проживания. Естественно, что все хотят жить в безопасности, но в наше время, когда доходы одних слоёв могут в несколько раз превышать доходы других и увеличивается социальное отчуждение, зачастую некоторые берутся повысить свой уровень жизни за счёт силы и власти. Если за весь 1990 год было совершено 75 699 преступлений, то в 2007 году уже 180 424 преступления (103 082 из них кражи). И если ранее «лидером» по преступности была Гомельская область, то теперь значительная доля преступлений приходится на столицу. Если по сравнению с 1990 годом уровень преступности возрос более, чем в 2 раза, то раскрываемость этих преступлений осталась практически на прежнем уровне (в 1995 году было раскрыто 69,9 тысяч преступлений, а в 2007 году 77,8 тысяч). Но несмотря на это, у жителей страны прочно сложился стереотип, что у нас мирное государство, и никто не боится ходить ночью по улицам. [16, с. 279-281]
Безопасность граждан зависит не только преступности. По-прежнему природа имеет значительное влияние на человека. Начиная с того, что она является источником продуктов питания и различных ресурсов, и заканчивая тем, что в результате какой-либо природной катастрофы может погибнуть множество людей. К счастью, нашей стране не угрожают землетрясения, вулканы, смерчи или ужасные ураганы, но ведь не только природа может разрушать то, что создано человеком, человек в процессе своей хозяйственной деятельности постоянно наносит ей немалый урон. Недостаток ресурсов, загрязнение окружающей среды – всё это не самым лучшим образом сказывается на здоровье людей. Понимая это, правительства многих стран выделяют средства на охрану и восстановление природы. Всего за четыре года в нашей стране эта сумма увеличилась более, чем в двое. В 2003 году она составляла 130,3 миллиарда рублей, а в 2007 году уже 282,3 миллиарда. И эти средства принесли пользу. Например, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу снизились в 2007 году до 1 миллиона 522 тысяч тон с 3 миллионов 403 тысяч в 1990 году. А сброс сточных вод за те же годы снизился с 2 148 миллионов м3 до 1 118 миллионов м3. На самом деле это очень высокие показатели, так как государство находит время и деньги следить за общей экологией, не смотря на то, что треть территории страны загрязнена радиацией и требует не меньших мер. [16, с. 288, 292, 300]
Подробно рассмотрев самые
основные показатели уровня жизни, в
качестве завершающей черты стоит
рассмотреть индекс развития человеческого
потенциала. В этом рейтинге Беларусь
стабильно занимает место в числе
стран, отнесённых в группу с высоким
уровнем человеческого
3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения
Республики Беларусь
Главной целью социальной политики любого государства является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. Для этого государство должно создать в стране такие условия для каждого её жителя, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи. При этом следует делать акцент на совершенствование структуры доходов населения и повышение роли оплаты труда. Заработная плата должна быть важнейшим стимулом трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения. Кроме того государство должно выполнять социальные обязательства перед нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения и гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (пенсионеры, инвалиды, сироты, безработные и др.).
Для реализации социальной
политики государством разрабатываются
различные социально-
Кроме того создано множество целевых программ, таких как: Президентская программа «Дети Беларуси», Республиканская программа «Здоровье», Национальная жилищная программа и др.
Как все эти программы, так и социальная политика в общем разрабатываются для того, чтобы каждый житель нашей страны мог ощутить реальную заботу, знать, что про него не забудут, и быть уверенным, что живет в социально справедливом государстве. Идеальной социальная политика государства будет тогда, когда экономически незащищённые слои населения будут получать от государства такую поддержку, которая позволит им жить спокойно, а не пытаться свести концы с концами, а экономически активные слои будут проявлять максимум инициативы для достижения как своих личных целей, так и общественных.
Как бы не отличались уровни
экономического развития различных
стран, но за многие годы не придумали
ни каких особо новых и сверх-