Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:17, лекция
Это связано, во-первых, с тем, что объективная оценка качества товаров и услуг может быть дана только потребителем, который как никто другой заинтересован в конечном результате производственного процесса;
во-вторых, для производителя потребитель является гарантом возмещения издержек или гарантом прибыльности бизнеса, поскольку между производителем и потребителем существует финансовая зависимость.
1. Принцип ориентации на потребителя в системе менеджмента качества.
2. Сегментация потребителей.
3. Определение и анализ требований потребителей.
4. Исследование удовлетворенности потребителей.
5. Удовлетворенность общества деятельностью предприятия.
Тема № 3. УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
1. Принцип ориентации
на потребителя в системе
2. Сегментация потребителей.
3. Определение и анализ требований потребителей.
4. Исследование
5. Удовлетворенность общества деятельностью предприятия.
1. Принцип ориентации
на потребителя в системе
В соответствии с современными взглядами на качество, производитель все свое внимание должен уделять удовлетворению запросов и пожеланий потребителей.
Это связано, во-первых, с тем, что объективная оценка качества товаров и услуг может быть дана только потребителем, который как никто другой заинтересован в конечном результате производственного процесса;
во-вторых, для производителя потребитель является гарантом возмещения издержек или гарантом прибыльности бизнеса, поскольку между производителем и потребителем существует финансовая зависимость.
Данные положения составляют основу принципа «Ориентации на потребителя».
Этот принцип является ключевым принципом всеобщего управления качеством, он тесно связан с остальными принципами и является приоритетным при их реализации.
Так, реализация принципа «Лидерства руководства» предполагает проявление заинтересованности со стороны высшего руководства компании к вопросам изучения, анализа и, как следствие, удовлетворения запросов потребителей.
Принцип «Вовлеченности персонала» подразумевает участие каждого работника компании в процессе создания для потребителей дополнительных ценностей и реализации им продукции или услуг, а также в процессе формирования у потребителей позитивных представлений о продукции, услуги и предприятии в целом.
При реализации принципа «Процессного подхода» внимание акцентируется на взаимосвязях внутренних и внешних потребителей, партнеров, инвесторов, поставщиков, посредников и т.д., а также на оценке рисков, связанных с осуществлением бизнес-процессов.
При реализации принципа
«Взаимовыгодных отношений с
поставщиками» учитывается
Принципы «Системного подхода» и «Постоянного улучшения» требуют перевода работы предприятия с потребителями на системный уровень.
Реализация принципа «Принятия решений, основанных на фактах» предполагает, что все управленческие решения, связанные с потребителями, принимаются на основе результатов маркетинговых исследований, на основе баланса интересов, анализа фактов и опыта.
Итак, ориентация на потребителя означает построение такой системы управления предприятием, которая позволит выстроить эффективную цепочку «производитель-потребитель», определить требования каждого ее звена для эффективного развертывания производственной деятельности, нацеленной на удовлетворение и предвосхищение запросов потребителя.
Требования к таким системам управления представлены в международных стандартах ИСО 9001:2000 г «Система менеджмента качества. Требования» и ИСО 9004:2000 г. «Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению».
Требования этих стандартов объединены в четыре блока процессов, в каждом из которых присутствуют элементы, связанные с ориентацией на потребителя.
В блоке процессов «
В блоке процессов,
связанных с «Менеджментом
Наиболее полно вопросы ориентации на потребителя раскрыты в подразделе «Процессы, связанные с потребителями», относящемся к блоку «Процессы жизненного цикла продукции». Содержание подраздела структурировано по процессам, наиболее важным с точки зрения ориентации на потребителя, а именно:
- определение их требований;
- анализ этих требований;
- обратная связь.
Блок процессов «Измерение, анализ и улучшение» предполагает, что предприятие должно держать под контролем информацию, касающуюся восприятия потребителями как выпускаемой продукции, так деятельности предприятия в целом. При этом предприятию необходимо владеть различными методами получения этой информации. Это могут быть маркетинговые исследования, анкетирование, конференции, семинары, презентации, горячие телефонные линии, книги отзывов и предложений, web-сайт компании и т.д.
Таким образом, применение принципа «Ориентация на потребителя» в системе менеджмента качества предприятия должно проявляться:
- в понимании потребностей и ожиданий потребителей;
- в обеспечении соответствия
целей и задач предприятия
потребностям и ожиданиям
- в распространении информации о потребностях и ожиданиях потребителей внутри предприятия;
- в измерении удовлетворенности потребителей;
- в управлении взаимоотношениями с потребителями;
- в обеспечении
Все это будет способствовать возрастанию прибылей и доли рынков, за счет гибкого и быстрого реагирования на возможности рынка, а также роста лояльности потребителей.
2. Сегментация потребителей.
В данном вопросе нам необходимо определить на кого, собственно, должно ориентироваться предприятие в своей деятельности, и что скрывается под словом потребитель.
В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 г. «Система менеджмента качества. Словарь», потребитель – это организация или лицо, получающее продукцию. Это клиент, заказчик, конечный пользователь, розничный торговец, покупатель и т.д.
С точки зрения всеобщего управления качеством, понятие потребитель несколько шире, оно не ограничивается только приобретением продукции или услуги, речь идет о потреблении как прямых, так и косвенных результатов деятельности предприятия.
Все потребители предприятия делятся на две большие группы - на внутренних и внешних потребителей.
Традиционно к числу внешних потребителей принято относить пользователей или покупателей продукции предприятия. Условно их можно разбить на три группы:
- конечные
пользователи продукции
- промежуточные потребители. Это посредники между предприятием и конечными пользователями продукции, например, дистрибьюторы и перепродавцы;
- крупные и
средние потребители или
В соответствии с концепцией всеобщего управления качеством к числу внешних потребителей, кроме перечисленных, теперь принято относить еще и общество в лице людей, семей, местных общин, государственных и общественных организаций, которые различным образом:
- ожидают положительных
изменений в качестве продукта
и деятельности самого
- и подвергаются либо
могут быть подвержены
Важность учета этой категории внешних потребителей в деятельности предприятия связана с осознанием и закреплением в обществе человеческих и социальных прав и обязанностей. В тоже время эта категория потребителей очень многочисленна и влияние ее на имидж и конечные результаты деятельности предприятия достаточно велико.
К группе внутренних потребителей относят всех тех, кто воздействует на конечный продукт предприятия, в не зависимости от того принимает ли он непосредственное участие в его создании.
Условно внутренних потребителей можно разделить на три группы:
- внутренние пользователи внутреннего продукта;
- служащие предприятия;
- пользователи результатов бизнеса предприятия.
Внутренние пользователи внутреннего продукта – это пользователи внутреннего сервиса компании, такого, как, например, информационные системы, системы подбора кадров, системы обучения, т.е. речь идет, о пользователях вспомогательных подразделений компании, которые в этом случае выступают поставщиками внутреннего продукта.
Ориентация на эту категорию потребителей предполагает, что процедура управления вспомогательным процессом обеспечивает постоянное удовлетворение пожеланий и нужд пользователей внутреннего продукта.
Более подробно о такой
цепочке «потребитель-
Служащие предприятия – это одна из наиболее важных категорий внутренних пользователей. Их чувство принадлежности к предприятию и самоутверждение, их мотивация, их удовлетворенность настоящим и надежами на будущее оказывают прямое влияние на конечные результаты деятельности предприятия.
Более подробно о такой
цепочке «потребитель-
Пользователи
результатов бизнеса
Данная категория потребителей одновременно является и внутренними и внешними потребителями. Такая ситуация связана с тем, что внимание на них обратили не так давно и полной структуры пока нет.
Все внутренние потребители, также как и внешние, имеют свои ожидания и надежды, их удовлетворенность воздействует на результаты работы компании. Поэтому каждое предприятие, работающее в соответствии с концепцией всеобщего управления качеством, должно периодически проводить социологические исследования для определения их ожиданий и планирования программы улучшения с целью удовлетворения этих ожиданий.
И внешние, и внутренние потребители предприятия делятся на реальных и потенциальных потребителей. Реализуя принцип «Ориентации на потребителя», предприятие должно работать и с той и с другой группой. При этом нужно помнить, что, с одной стороны, затраты на приобретение новых потребителей в 5 раз превышают затраты на обслуживание существующих потребителей; а с другой стороны – формирование пожизненного клиента – это целая эволюция: подозреваемый – потенциальный - первый покупатель - частый клиент - постоянный клиент - проповедник или адвокат.
3. Определение
и анализ требований
В соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000, предприятие должно определить требования, предъявляемые потребителями к продукции или услугам.
Определение нужд потребителя является первым шагом, который необходимо предпринять для того, чтобы включить потребителя в процесс создания высококачественного продукта. Компания, отправляя на рынок свою продукцию или услугу, выделяет своего потребителя и старается узнать его мнение о качестве товара, на основании которого производит корректировку параметров качества продукта с целью его улучшения. Фирма, по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы, как правило, имеют серьезные преимущества перед своими конкурентами.
Говоря о требованиях потребителей, предъявляемых к качеству продукции и услуг, принято говорить о трех профилях или уровнях качества. Эту классификацию предложил Нориаки Кано (Япония). Он предложил различать:
Профиль базового (основного) качества – это совокупность тех параметров качества продукта, наличие которых потребитель считает обязательным, т.е. само собой разумеющимся фактом и поэтому он, ожидая их, не считает необходимым говорить о них предварительно производителю.
Например,
- обеспечение слышимости
и разборчивости при
- получение почтового
отправления без нарушения цело
- молоко не должно протекать из пакета;
- наличие чистого постельного
белья при заселении в
Базовые показатели качества не определяют ценности продукта в глазах потребителя, потребители замечают их только тогда, когда они отсутствуют. Подобная ситуация однозначно вызывает негативную реакцию потребителя, а производитель рискует своим имиджем и последующим бизнесом.
Информация о работе Управление взаимоотношениями с потребителями