Управление техническим перевооружением

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 08:20, курсовая работа

Описание работы

Основные средства предприятия – это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, не изменяя своей натурально-вещественной формы, и переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям по мере износа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
Основные фонды и их роль в деятельности предприятия……………………………

1.1 Сущность и значение основных фондов, их состав и структура……………………

1.2 Физический и моральный износ основных средств…………………………………...

1.3 Амортизация основных фондов…………………………………………………………..

1.4 Анализ показателей эффективности использования основных средств……………

2. Техническое перевооружение………………………………………………………………

2.1. Научно-технический уровень и перевооружение - основа конкурентоспособности фирм и отраслей…………………………………………………………………………………...

2.2. Опыт корпоративного управления отраслевой производственной системой…….

2.3 Методы корпоративного управления техническим перевооружением
фирм в условиях рынка……………………………………………………………………………….

2.4 Экономическая эффективность технического перевооружения…………………….

Заключение……………………………………………………………………………………...

Список литературы…………………………………………………………………………….
Практическая часть

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

      Взаимодействие  первого и второго блоков комплексной  модели технического перевооружения на стадии структурной перестройки и неустановившихся рыночных механизмов является  более эффективным по сравнению со схемой «спрос - предложение», если она реализуется в рамках федеральных программ экономического развития страны.

      Новые машины, имеющие лучшие технические  и технологические параметры  по сравнению с выпускаемыми, эффективны при выполнении производственной программы фирм, если соизмерение затрат на их приобретение и эксплуатацию и положительных результатов применения даст экономический эффект на единицу продукции Зij/.

      В переходный блок поступают параметры: потребность в традиционной и новой технике Nij при ценах Д/ завода, а также фонды финансирования Wi/. Рассчитываются также возможные объемы приобретения машин у конкурирующих отечественных и зарубежных предприятий по их ценам ЦiСМ и ДИФ.

      На  основе параметров рыночного спроса завод решает вариантную задачу развития собственного производства и обновления выпуска (Уи). Для конкурентоспособной новой техники может потребоваться собственное техническое перевооружение и соответственно источники финансирования (инвестиционный кредит, собственные фонды). На данной стадии возможна государственная поддержка, если предполагаемое перевооружение завода соответствует целевым программам народного хозяйства. Параметры обновленного выпуска - новая номенклатура и количество машин определяются в результате решения задачи, математическая модель которой содержит увеличенные значения ресурсных ограничений R (Кг - удельный расход ресурсов при выпуске машины) и в первую очередь фондов финансирования Wi/. Новые параметры Yiн' Ци по принципу обратной связи поступают в переходный блок и служат новой информацией рынка машин для фирм -потребителей.

      Дальнейшая  оптимизация производится в итеративном  режиме между первым и вторым блоками. Для этого в модели параметрически объединены критерии задач обновления машин-  
ного парка фирм и выпуска техники на заводах. Освоение выпуска комплексов и систем машин - перспективная проблема. Как ни парадоксально, но кризис в машиностроении и прекращение производства неэффективной техники способствуют обновлению машинных парков на системной основе. Техническое перевооружение позволяет одновременно с поступлением новых машин организовать новую структуру парков на основе современных машинных комплексов для основных видов работ.

      Для развития отечественного машиностроения разработаны комплексные целевые программы по созданию в России мощностей по производству элементной базы машиностроения, выпуску машин класса «минитехника», а также конверсионные программы. Они имеют государственную поддержку в виде льготного налогообложения, кредитования, защиты интересов и др.

      Предложенная  методика позволяет подготовить  технико-экономическое обоснование  для приоритетов развития машиностроения и государственной поддержки  в виде налоговых льгот, федеральных  заказов и др.

      Таким образом, методы организации технического перевооружения основаны на взаимоувязанном выборе оптимальных решений по обновлению как машинного парка, так и выпуска машин. В математической модели управления этими процессами использованы переходные параметры между блоками, соответствующими программам фирм-потребителей и заводов.

      Параметры прямой связи: Nf/- потребность (спрос  рынка) в выпускаемой технике: NiI - то же, в новой технике; Зij - оценки машин в оптимальном плане; NJd - то же, в комплектующих машинах; Тр - расчетный период обновления машинного парка; wi - фонды (финансовые ресурсы) для технического перевооружения; Lit - лизинговые параметры.

      Параметры обратной связи: Трз - период обновления выпуска машин на заводах; R(W) - ресурсные потребности; Npi - номенклатура выпуска; Д/ - цены машин на заводе; ДИФ - то же конкурирующих инофирм.

      Структурная схема и математическая модель рыночных отношений «спрос и развитие фирм - предложение и развитие машиностроительных предприятий» положены в основу разработки методов обновления выпуска новой техники в сфере ее производства и машинных парков в сфере их эксплуатации.  

2.4 Экономическая эффективность технического перевооружения

      Корпоративное управление создает реальную инвестиционную основу для получения фактического эффекта от перевооружения фирм. Эффективность обновления их машинных парков будем рассматривать с учетом рыночных взаимоотношений с машиностроительными предприятиями и лизинговыми компаниями, а также с позиций конкурентоспособности на рынке контрактов. С этой проблемой связано определение ряда экономических категорий и решение перспективных задач, таких как эффективность новой техники, экономически целесообразные сроки службы, замены и модернизации машин, обоснование структуры выпуска машин и др., которые имеют самостоятельное значение для экономической теории и вместе с тем взаимно дополняются при решении проблемы перевооружения.

      Эффективность перевооружения определяется на стадиях  прогнозирования развития механизации и разработки среднесрочных программ обновления конкретных машинных парков. В соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов критерием экономической эффективности новой техники на уровне отрасли является чистый дисконтированный доход. Он определяется как интегральная величина (за расчетный период), включающая годовые разности положительных результатов (выручки от реализации проекта, в данном случае - от внедрения новой техники, социально-экологических результатов) и затрат, связанных с реализацией проекта, с учетом дисконтирования.

      Эффективность инновационных проектов технического перевооружения состоит в повышении качества продукции, конкурентоспособности фирм и увеличении прибыли в связи с научно-техническим прогрессом.

      Реализация научно-технических мероприятий может дать экономический эффект, проявляющийся в виде дополнительной прибыли, и социальный эффект в сферах труда, быта и отдыха человека.

      Интегральным  показателем экономического эффекта  является чистый дисконтированный доход (ЧДД):

ЧДД= r.(R, - 3,)11,- К,

где

R, - положительные  результаты в стоимостном выражении  (доход от эксплуатации обновленного машинного парка) на г-м шаге расчетов;

3, - затраты  на эксплуатацию обновленного  парка, включая налоги;

К - сумма дисконтированных капитальных вложений в новую технику за расчетный период;

11, - коэффициент  дисконтирования денежных потоков  в расчетном периоде;

11,=1/(1+Е)', норма дисконта. Е равна приемлемой  для инвестора норме дохода  на капитал; 

Т - расчетный  период (горизонт расчета), в течение которого определяются экономические результаты от реализации технического перевооружения.

      Расчет  ЧДД выполняют в случае, если решения, связанные с техническим перевооружением, оформляются в виде отдельного проекта, дополнительного к проекту строящегося объекта.

      Если  же техническое перевооружение связано  с изменением первоначального варианта технической оснащенности подрядной  организации, заложенной в проекте  строящегося объекта, то определяют чистый сравнительный дисконтированный доход (ЧСДД):

ЧСДД = r.(ДR, - д3,)11, - дК, 

где все  параметры представлены разностями между их значениями при новом  научно-техническом решении и первоначальном проектном решении.

      В качестве дополнительных показателей  экономической эффективности могут применяться индекс доходности, внутренняя норма доходности и срок окупаемости инвестиций.

      Для расчета отдельных параметров ЧДЦ  и ЧСДЦ - положительных результатов  В, и затрат З, (прибыли от ускорения ввода объекта, реализации новых проектных и конструктивных решений, а также приведенных затрат, связанных с техническим перевооружением) могут быть использованы методические рекомендации по оценке экономической эффективности мероприятий научно-технического прогресса.

Индекс  доходности:           ид = (r.(R, - 3,)11,)/r.К;11,.

Внутренняя  норма доходности представляет собой  норму дисконта Евн, при которой выполняется равенство:

r.(R,- 3,)1/(1 + E8j )= r.К;1/(l + E8j.) 

      Срок  окупаемости определяется числом шагов (лет), при котором величина ЧДД = 0.

      Сразу отметим, что применительно к  задачам технического перевооружения приведенные выше методические положения и формулы дают лишь общее представление о принципах их оценки и для конкретных расчетов и выводов должны быть уточнены.

      В расчетах эффективной структуры машинного парка необходимо учитывать и трудоемкость работ по разным вариантам механизации. Особенно важны эти расчеты в районах с дефицитом трудовых ресурсов, повышенными нормами на переезд и обустройство семей рабочих и обслуживающего персонала.

      При оценке новой машины важно не только определить величину эффекта от ее применения по сравнению с базовой техникой, но и управлять эффективностью, создавать все условия, позволяющие полнее раскрыть возможности и функции новой техники. Например, оптовые цены новых машин растут быстрее прироста их производительности. Здесь много причин, в том числе такие, как улучшение эргономических характеристик, снижение вредного воздействия на окружающую среду и другие, в комплексе составляющие положительные качества новой техники. Такой рост цен приведет к тому, что приведенные удельные затраты на единицу продукции новых машин превысят аналогичные затраты по существующей технике в связи с ростом амортизационных отчислений и затрат на техническую эксплуатацию. Из этого, конечно, не следует, что новая техника менее эффективна. Необходимо произвести функционально-стоимостный анализ новых машин, соизмерить все затраты и положительные результаты применения новых машин в первую очередь на тех объектах и участках работ, на которых наиболее полно раскрываются их преимущества.

      При выполнении заданной производственной программы важно создать условия  для роста годовой выработки  новой машины за счет увеличения фонда  рабочего времени.

      Кроме того, рост выработки новой техники и качества выполнения финишных операций создают предпосылки для получения эффекта за счет ускорения ввода объектов или за счет прибыли от производства дополнительных объемов работ. Следовательно, новую технику нужно применять в первую очередь на сдаточных объектах. Более того, повышение технической надежности новых машин повысит надежность своевременного выполнения контракта, например ввода объектов, и снизит экономический риск при взаимодействии различных исполнителей.

      Например, опыт строительства 3-го транспортного кольца г. Москвы показал, что техническое перевооружение мостостроительных фирм существенно влияет на эффективность, качество и сроки ввода пусковых комплексов. Отдельные участки и объекты 3-го транспортного кольца были введены досрочно с опережением проектных сроков в 2 - 3 раза. В соответствии с методикой экономический эффект сокращения продолжительности и сроков окончания строительства включает следующие составляющие.

1. Сокращение  потерь, связанных с «замораживанием»  материальных и финансовых ресурсов, вложенных в строительство. Для их расчета капитальные вложения каждого года приводятся к году окончания строительства:

~p = ~~(1 + Е)тс-и, 

где К - ежегодные капитальные вложения в строительство или реконструкцию  объекта;

tj - порядковый номер года от начала строительства;

Е - норматив приведения затрат, принимается равным норме прибыли за вычетом инфляции, например на транспорте он может быть принят равным 0.3, а без инфляции 0,12.

      Разность  Кпр по вариантам даст эффект от досрочного освобождения и использования материальных и финансовых ресурсов, вложенных в строительство, для дальнейшего развития транспорта.

2. Эффект  от ускорения срока ввода пусковых  комплексов в эксплуатацию. Величина  эффекта зависит от прогнозируемой  прибыли, которую дадут введенные в эксплуатацию основные фонды:

Э = ЕКв(У; - 1;), 

где

К; - стоимость вводимых фондов 1;

Информация о работе Управление техническим перевооружением