Управление техническим перевооружением

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 08:20, курсовая работа

Описание работы

Основные средства предприятия – это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, не изменяя своей натурально-вещественной формы, и переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям по мере износа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
Основные фонды и их роль в деятельности предприятия……………………………

1.1 Сущность и значение основных фондов, их состав и структура……………………

1.2 Физический и моральный износ основных средств…………………………………...

1.3 Амортизация основных фондов…………………………………………………………..

1.4 Анализ показателей эффективности использования основных средств……………

2. Техническое перевооружение………………………………………………………………

2.1. Научно-технический уровень и перевооружение - основа конкурентоспособности фирм и отраслей…………………………………………………………………………………...

2.2. Опыт корпоративного управления отраслевой производственной системой…….

2.3 Методы корпоративного управления техническим перевооружением
фирм в условиях рынка……………………………………………………………………………….

2.4 Экономическая эффективность технического перевооружения…………………….

Заключение……………………………………………………………………………………...

Список литературы…………………………………………………………………………….
Практическая часть

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

      Для повышения технического уровня разработана  и реализуется федеральная целевая  программа, предусматривающая комплекс мер по стабилизации производства и  структурной перестройке машиностроения. Цель программы - переоснастить машинный парк техникой нового поколения; повысить уровень механизации работ; обеспечить развитие малого бизнеса в сервисном обслуживании машин. В рамках этой Программы решается задача по созданию в России собственной элементной базы, соответствующей мировому уровню развития машиностроения.

      Техническое перевооружение должно иметь организационно-экономические  основы для этой цели:

1) создается  сеть лизинговых компаний;

2) на  основе консолидации капитала  и пакетов акций предприятий-изготовителей  и потребителей техники, а также финансовых структур формируются финансово-промышленные группы для освоения производства техники нового поколения;

3) используются  возможности привлечения иностранного  капитала и технологий.

      Такой всесторонний подход к техническому перевооружению позволит выполнить  основное требование к фирмам в условиях рынка - сформировать современные машинные парки и обеспечить их мобильность в широком понимании данного качества:

• индустриальная база должна быть мобильной как в  смысле производства новых полуфабрикатов и конструкций, так и в смысле передислокации своих мощностей на новый объект;

• подрядные  подразделения фирм должны быстро перебазироваться и разворачивать работы на новом  объекте, расположенном на значительном расстоянии от базы;

• необходимым  качеством подразделения должна быть технологическая мобильность (гибкая технология), его способность приспосабливать свои основные фонды и профессиональные возможности коллектива к новым инженерным, природным условиям и конъюнктуре рынка. Для этой цели необходима организация современных универсальных парков машин и оборудования.

2.2. Опыт корпоративного управления отраслевой  
производственной системой

      Рассмотрим  место и роль технического перевооружения в процессе формирования отраслевой организационной структуры на примере отрасли транспортного строительства. Этот выбор обоснован опытом создания холдинга и устойчивой работой корпорации «Трансстрой» в сфере развития транспортной системы страны.

      Транспортное  строительство в России - сложная  многопрофильная отрасль, обеспечивающая развитие железнодорожного, автомобильного, морского, речного и воздушного транспорта. Необходимость опережающего наращивания транспортных мощностей является условием успешного развития производительности сил страны, учитывая ее размеры, размещение сырьевых источников и перерабатывающих предприятий, подвижность населения.

      Корпорация  «ТС» - мощная научно-проектно-производственная система, выступающая как самодостаточная  отрасль с развитой специализацией и кооперацией своих подразделений  и способная строить любые объекты транспорта. Корпорация закрепилась на строительном рынке как компания по профессиональному управлению проектами. Она выступает как:

  • представитель интересов корпоративной системы и государства. Ее корпоративная инфраструктура включает: коммерческие банки, страховые и лизинговые компании, торговые дома, аудиторские и консультационные фирмы;
  • нормативный и научный центр;
  • самостоятельный субъект рынка.

      В основе маркетинговой стратегии  корпорации - объединение всех заинтересованных участников производства, включая федеральные и региональные органы управления, а также оказание заказчикам дополнительных инжиниринговых и консалтинговых услуг в организации экономических и технических экспертиз, привлечении инвестиций. Разработка и реализация схем альтернативного финансирования проектов, генподрядчиком по которым выступает корпорация, позволяет снизить размеры кредиторской задолженности заказчиков и повысить конкурентный рейтинг своих подразделений.

      Эффективное и стабильное взаимодействие заказчика-инвестора, заинтересованного в научно-техническом развитии генподрядчика, и корпорации приводит к эффекту в обеих сферах в виде снижения стоимости и повышения качества новой продукции и, как следствие, к развитию соответствующей отрасли.

      Наиболее продуктивно корпорация выступает в роли управляющей компании при реализации крупных инвестиционных проектов. Она сопровождает их на всех стадиях инвестиционного цикла, обеспечивая маневренность ресурсами участников корпоративной структуры, страхование строительных рисков, концентрацию капитала, организацию крупных научно-технических программ, подготовку квалифицированных кадров.

      Особенность современного экономического уклада в  том, что после приватизации государственных предприятий и образования АО в федеральной собственности закреплено от 15 до 51 % их пакетов акций. В рамках корпоративной политики предусматривается повышение эффективности управления федеральными пакетами акций как для государства, так и корпорации за счет:

1) создания  холдинга на базе государственных пакетов акций специализированных предприятий, дополняющих производственные функции корпорации и управление этим холдингом на договорной основе;

2) передачи  в доверительное управление корпорации  государственных пакетов акций  тех предприятий, которые вместе с ее структурами могли бы эффективно реализовывать крупные инвестиционные проекты, выполняя роль координатора. Проектное управление - распространенная форма взаимоотношений в инвестиционной сфере в странах с развитой экономикой;

3) участия  корпорации в консорциуме на  тендерных торгах, оказание инжиниринговых  услуг участникам консорциума  или организации - его лидеру;

4) организация  франчайзинга. Корпорация предлагает  заказчиками-инвесторами свои индустриальные возможности и инженерные способности для включения местных строительных организаций в работу. Это обеспечивает занятость населения и рост налоговых поступлений, оставляемых на местах.

      Исторически структура транспортного строительства  развивалась на основе сочетания  территориального принципа с принципом  технологической специализации. В  составе отрасли создавались  структуры подотраслевого управления строительством железных дорог, автомобильных дорог и аэродромов, морских и речных портов, мостов, тоннелей и метрополитенов, производством строительных материалов, конструкций, машин и оборудования.

      Дальнейшее  углубление специализации осуществлялось уже в рамках подотраслевых структур. В железнодорожном строительстве была создана сеть генподрядных организаций (строительно-монтажных трестов), территориально корреспондирующих с основными заказчиками - железными дорогами МПС. Производственная программа трестов была размещена, как правило, на территории нескольких административных регионов (областей, краев, республик) и включала строительство железнодорожного пути, водопропускных сооружений и транспортных зданий. Сеть территориальных организаций дополнялась экстерриториальными узкоспециализированными предприятиями по сооружению земляного полотна, выполнению санитарно-технических, электромонтажных, буровзрывных и гидромеханизированных работ. По такому же принципу были организованы тресты автодорожного строительства, мостостроения и др.

      После приватизации тресты транспортного  строительства, ставшие акционерными обществами, сохранили сложную структуру: 6-8 строительных подразделений, управление механизации, УПТК, автомобильная база. Строительные подразделения (строительно-монтажные поезда, механизированные колонны, мостостроительные отряды) имеют статус мобильных формирований.

      В своей основной функции - производстве строительно-монтажных работ - подразделения корпоративной структуры характеризуются специализацией, рассредоточенностью, автономией, кооперацией.

      Отраслевая  специализация по видам транспортного  строительства (железные и автомобильные дороги, мосты, тоннели и метрополитены) стала мощным фактором технического прогресса в транспортном строительстве, способствовала формированию сложной, рассредоточенной по территории страны сети проектных, строительных подразделений и индустриальных предприятий, в полной мере обеспечивающей развитие транспортной системы. Длительные связи с заказчиками способствовали формированию долговременных программ развития транспорта в регионах, а устойчивая загрузка, в свою очередь, позволила создать мощные специализированные машинные парки, обеспечить высокую степень унификации применяемой техники. Как следствие, повысился уровень механизации строительных процессов, существенно выросла производительность труда.

      Специализация в строительстве осуществляется в двух формах: предметной и технологической. Предметная специализация предполагает ограничение производственной программы фирм объемно-планировочными решениями объектов, конструктивными элементами, видами работ и т.д. При технологической специализации критерием для разделения работ между фирмами является способ их производства, технология.

      Формы специализации играют важную роль: экономическая эффективность специализации возрастает по мере перехода к тем формам, которые в большей степени ограничивают номенклатуру выполняемых работ. Наиболее эффективной является технологическая специализация. Вместе с тем процесс специализации весьма противоречив. С его развитием увеличивается число организационно обособленных участков строительства, растет территориальная рассредоточенность, что, конечно, снижает достигаемый экономический эффект.

      Процессы  специализации и их эффективность нельзя рассматривать в отрыве от кооперирования. Общественное разделение труда обязательно предполагает наличие обмена деятельностью, углубление специализации сопровождается усложнением связей между различными видами труда.

      Кооперирование участников производства можно разделить на:

  • кооперирование производителей (рабочих, бригад, строительных организаций и т. д.), имеющих одинаковую специализацию, с целью совместного выполнения заданного объема работ в необходимые сроки;
  • кооперирование производителей, относящихся к одному виду деятельности, но имеющих различную специализацию в процессе производства конечной продукции;
  • кооперирование участников производства, относящихся к различным областям деятельности или стадиям производственного процесса (промышленное производство, транспорт, строительное производство и т. д.).

      На  уровне строительной организации и  выше кооперирование осуществляется в  двух формах:

1) совместное  выполнение работ при договорном  регулировании взаимных обязанностей;

2) организационное  единство.

      Экономическое содержание этих процессов в строительстве  достаточно сложно и зависит от форм кооперирования и других условий объективного и субъективного характера. Кооперирование усложняет производственный процесс. Оно как бы противодействует эффекту, который достигается благодаря разделению труда. Поэтому задача заключается в определении таких форм кооперирования, которые приводили бы к минимальному ущербу конкретных условиях производственной деятельности.

      Рассредоточенность подразделений и предприятий транспортного строительства связана с их загрузкой на территориях, включающих несколько областей. Расстояния между подразделениями измеряются сотнями и тысячами километров. Очевидно, что структура таких предприятий строится по иным принципам, чем у фирм, сосредоточенных в одном населенном пункте. В силу растянутости коммуникаций создается большая степень самостоятельности и технологической замкнутости подразделении. Рассредоточенность является естественным экономическим противовесом развитию специализации, так как именно специализация фирм не позволяет загрузить мощности на меньшей территории.

      В транспортном и трубопроводном строительстве  наряду с рассредоточенностью объектов и подразделений по площади обслуживаемого региона существует еще одна ее разновидность - линейная протяженность сооружаемых объектов. При формировании структуры предприятий на строительстве новых транспортных магистралей в неосвоенных районах в целях минимизации затрат принимаются решения, связанные с созданием подразделений на определенный период с последующей передислокацией по трассе.

Информация о работе Управление техническим перевооружением