Управление стрессами в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:44, реферат

Описание работы

Цель данной работы научиться управлять стрессами, дабы научиться снижать неизбежный вред, который они приносят, выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.
Задачи работы:
Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс»;
Проанализировать причины и последствия стресса у работников;
Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса;
Изучить методы борьбы со стрессом.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………………….………3
1. Сущность и природа стресса…………………………….…………….………...………4
1.1. Причины и источники стресса…………...………………………….…..………....…..4
1.2. Виды и фазы стресса…………………...…………….………….……………………..9
2. Причины, методы управление стрессами и его последствия.. …………….....……...12
2.1. Причины и последствия стресса…………….….……………….……….………......12
2.2. Профилактика стрессов в производственных ситуациях……………….………….14
2.3. Методы борьбы со стрессом………………………………………………..………...17
Заключение……………………………………..…………………….…………..………...23
Библиографический список……………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     Овладение этими упражнениями помимо устранения многих функциональных расстройств ведет и к нормализации работы сердца. Ощущение тепла в левой руке рефлекторно переходит на всю левую половину грудной клетки и расширяет коронарные сосуды сердца, которые получают дополнительный приток крови, а с ней и кислород. Частого этого воздействия упражнений с тяжестью и теплом оказывается достаточно, чтобы снять неврологические боли в сердце, отрегулировать ритм и силу его пульсации [7, c. 57].

     «Моя  правая / левая рука тяжелая…»

     Формула «тяжести» позволяет быстро расслаблять мышцы.

     Ее  нужно представить себе со всей наглядностью: вот расслабляются мышцы рук  – пальцы, кисть, вся рука стала  тяжелой. Но это приятная слабость: пусть это будет состояние, которое  испытывают после долгой и приятной прогулке на свежем воздухе в лесу, после купания в реке, занятия спортом.

     «Моя  правая / левая рука теплая…»

     Формула «тепла» расширяет сосуды.

     Для того чтобы ее выполнить, необходимо мысленно представить себе легкое пуховое  одеяло, которое обволакивает кисть  руки, или струю теплого июльского воздуха, который согревает пальцы рук…

     Нужно заметить, что в первом и во втором случае, левши начнут отработку этих упражнений с левой руки, поскольку  она в большей степени подвластна внушению.

     После каждого упражнения необходимо использовать формулу выхода из состояния погружения:

  • Руки напряжены;
  • Глубокое дыхание;
  • Открываю глаза;
  • Расслабляю руки.

     Упражнение  на «тяжесть» и «тепло» Х. Линдеман рекомендует отводит хотя бы несколько  минут в день, постоянно увеличивая их по продолжительности.

     Аутотренинг (метод психотерапии, основанный на самовнушении): формула цели

     Занятия СПС повышают концентрацию внимания, особенно если в систему упражнений вводить формулу цели:

  • Работа доставляет радость;
  • Мне легко работается;
  • Я справляюсь с работой;
  • Все получается хорошо;
  • Я внимателен (на), мысли сосредоточены;

     Ход мыслей устойчив.

     Эти формулы снимают внутреннее напряжение, повышают мотивацию и являются своего рода антидепрессантами.

     Формулы намеренья (цели) могут помочь и при  бессоннице:

  • Голова свободна от мыслей;
  • Я равнодушен (а) к заботам и впечатлениям дня;
  • Чувствую душевное успокоение;
  • Хочется отдохнуть;
  • Наступает сон.

     Но  нельзя забывать, что формулы цели у каждого человека могут быть свои. По рекомендации Х. Линдеман они, не могут быть многочисленными, поскольку в каждой конкретной стрессовой ситуации будут определенным образом мобилизовывать человека.

     Занятие психофизической релаксацией и  аутотренингом будут более эффективны при дополнительном использовании  так называемых «бессознательных» методов борьбы со стрессом, к которым относятся цвето– и ароматотерапия [14, c. 66].

     Цветотерапия. Психологами, исследующими влияние цвета на восприятие человека, было установлено, что цвет, вернее физическая волна, от него исходящая, определенным образом влияет на самочувствие человека и даже оказывает целебное действие. Так, красный цвет повышает внутреннюю энергию, сексуальность, нормализует кровообращение и обмен веществ. Оранжевый – помогает снять усталость, хандру, депрессию, неуверенность и страх. Этот цвет помогает вызвать прилив жизненных сил. Не случайно древние считали его цветом здоровья и жизненного благополучия. Желтый – повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Его влияние очень благотворно при нарушениях работы печени. Зеленый – способствует ритмичной работе сердца, отходу глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при сниженной функции почек, головокружении, нервозности. Голубой – успокаивает, повышает иммунитет, снимает воспаление и ощущение жжения, например при солнечных ожогах, благоприятно влияет на работу щитовидной железы. Синий – помогает при бессоннице, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание. Фиолетовый – развивает интуицию, нормализует состояние лимфатической системы, помогает при мигренях. Т.о., выбирая тот или иной цвет, можно не только поднять себе настроение, но и скорректировать свое физическое состояние.

     Ароматотерапия. С древности метод лечения «ароматами» было одним из основных методов борьбы с недугами. Еще до появления медикаментов, человек научился использовать целебные свойства растений в лечении различного рода заболеваний. Не утратили они свою актуальность и в наши дни. Даже наоборот, после определенного периода забвения, фито– и ароматотерапия вновь получили свое второе дыхание. И стали активно и с успехом использоваться не только в медицине, но и психотерапии. Особенно в работе с клиентами находящимися в стадии «глубокого» стресса.

     Установлено, что лавандовое эфирное масло снижает возбудимость центральной нервной системы, способствует нормализации функции вегетативной нервной системы, действуя как фитовегеторегулятор [13, c. 112].

     Эфирные масла сосны, ели и базилика используются при нервном истощении, бессоницах, нервных перегрузках.

     Эфирные масла, «создающие настроение», – апельсин, грейпфрут, мандарин, сирень.

     Эфирное масло жасмина обладает антистрессовым и расслабляющим действием.

     Эфирное масло шалфея укрепляет нервную  систему.

     Как уже стало видно, существует целая система профилактических мер – СПС, аутотренинг, цвето– и аромотерапия, которые помогут предотвратить негативное влияние стресса на организм. Существует, однако, еще одно действенное средство «борьбы со стрессом», оно заключается в следующем золотом правиле: «Если вы не можете изменить ситуацию, попробуйте изменить свое отношение к ней» [14, c. 67].

 

      Заключение

     Итак, мы выяснили, что же такое стресс, определили основные понятия стресса. Узнали, что открытие этого термина  связано с именем канадского исследователя Ганса Селье. Он же выявил понятие общего адаптационный синдром – приспособительской реакции организма на внешнее воздействие.

     Существует  три стадии стресса – тревога, сопротивление, истощение. Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно–эндокринном функционировании.

     Рассмотренные примеры показывают, что стресс может  не только быть опасным для каждого  конкретного человека, но также разрушительно  влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

     Также мы рассмотрели основные причины  и последствия стресса в школе. Выяснили, что при всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить – они действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет. Работа инспектора отдела кадров связана с действием на него многочисленных стрессоров. А лидерская позиция вызывает у человека особое нервно–эмоциональное напряжение.

     Что же касается последствий стресса, то можно сказать, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток – «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.

     Выделили  три вида дезорганизующих особенностей общения. Что же касается рекомендаций по данной теме «Управление стрессами», то нужно отметить следующие пункты.

     Самый первый шаг в любой программе  со стрессом – признание того, что  он существует. Любая программа решения  проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван.

     Стресс  возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой.

     Каждый  из указанных методов направлен  на обеспечение большего соответствия между конкретной ролью и работой  или организационной средой. Эту  же логику используют в программах обогащения труда, предполагающих уточнение и реорганизацию работ, с тем, чтобы труд стал более содержательным, интересным и заключал в себе возможность внутреннего поощрения. Назначение заданий, заключающих в себе такую возможность, обеспечивает лучшее соответствие между работником и выполняемой им работой.

     Общий вывод таков: более здоровые работники  – это более счастливые люди, не знающие что такое стресс. Они  выходят на работу регулярно, работают лучше и дольше остаются в рядах  компании. Поставленная цель данной работы была достигнута и, управлять стрессом можно и нужно.

 

      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Волкова И. А. Основы менеджмента: Учебное пособие для студентов специальности «Управление персоналом».– Омск: Издательство Омского Института Предпринимательства и права, 2005.– 292 с.
  2. Гибсон ДЖ.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х. – мл. Организационное поведение, структура, процессы: Пер. с англ.–8–е изд. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 293 с.
  3. Гринбер Дж. Управление стрессом. 7–е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 152 с.
  4. Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер , 2001. – 89 с.
  5. Жириков Е.С. «Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу» – М.: Изд. МЦФЭР, 2002. – 57 с.
  6. Иванов С. В. Основы менеджмента: Учебное пособие.– 1–е изд., .– М. : Дрофа, 2007. – 246 с.
  7. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 2–е изд., испр. И доп. – М.: ТОО «Остожье», 2004. – 123 с.
  8. Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа. –2007 . – № 7 – c. 98–105.
  9. Котова И. Б. , Канаркевич О.С. , Петриевский В. Н. Психология. Ростов н/Д: Феникс, 2003. –480 с.
  10. Ратников В.П. «Конфликтология» / под ред. В.П. Ратникова – М.: Изд. ЮНИТИ – Дана, 2002. – 150 с.
  11. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования.  – М. 2003. –448 с.
  12. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига, 2007. – 35 с.
  13. Сергеев А. М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : 2005. – 288 с. (с.111–115)
  14. Тюрин А. М. Как избежать стрессов на предприятии. Учебник для вузов– СПб.: Питер , 2005. – 139 с.

Информация о работе Управление стрессами в организации