Управление стрессами в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:44, реферат

Описание работы

Цель данной работы научиться управлять стрессами, дабы научиться снижать неизбежный вред, который они приносят, выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.
Задачи работы:
Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс»;
Проанализировать причины и последствия стресса у работников;
Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса;
Изучить методы борьбы со стрессом.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………………….………3
1. Сущность и природа стресса…………………………….…………….………...………4
1.1. Причины и источники стресса…………...………………………….…..………....…..4
1.2. Виды и фазы стресса…………………...…………….………….……………………..9
2. Причины, методы управление стрессами и его последствия.. …………….....……...12
2.1. Причины и последствия стресса…………….….……………….……….………......12
2.2. Профилактика стрессов в производственных ситуациях……………….………….14
2.3. Методы борьбы со стрессом………………………………………………..………...17
Заключение……………………………………..…………………….…………..………...23
Библиографический список……………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский  государственный университет путей  сообщения

Институт  менеджмента и экономики

Кафедра “Менеджмент и маркетинг” 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине «Менеджмент»

на тему: «УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ» 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка ДО– ФК– 9720

_________________ Агафонова Ю.О.

Проверил:_______________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск 2011

 

      СОДЕРЖАНИЕ

     Введение……………………………………………………….…………………….………3

     1. Сущность и природа стресса…………………………….…………….………...………4

     1.1. Причины и источники стресса…………...………………………….…..………....…..4

     1.2. Виды и фазы стресса…………………...…………….………….……………………..9

     2. Причины, методы управление стрессами и его последствия.. …………….....……...12

     2.1. Причины и последствия стресса…………….….……………….……….………......12

     2.2. Профилактика стрессов в производственных ситуациях……………….………….14

     2.3. Методы борьбы со стрессом………………………………………………..………...17

     Заключение……………………………………..…………………….…………..………...23

     Библиографический список……………………………………………….……..……......25

 

      ВВЕДЕНИЕ

     Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к  стрессовым ситуациям, к необходимости  управлять стрессами.

     Понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел прочности, превышение которого ведет к ее разрушению.

     Перенесенное  в область социальной психологии понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Некоторые специалисты считают, что стресс – это то давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. Другие полагают, что эмоциональный дискомфорт – это стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами.

     В целом стресс – явление, часто  встречающееся. Незначительные стрессы  неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы, как для  личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач.

     Тема  данной работы является актуальной для  современного общества, т.к. люди постоянно  сталкиваются со стрессами на работе, на улице и дома. Особенно, значима  эта тема для управленцев, ведь стрессы, переживаемые работниками, могут оказать разрушительное воздействие как на них самих, так и на организацию в целом.

     Цель  данной работы научиться управлять стрессами, дабы научиться снижать неизбежный вред, который они приносят, выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.

     Задачи  работы:

  1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс»;
  2. Проанализировать причины и последствия стресса у работников;
  3. Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса;
  4. Изучить методы борьбы со стрессом.
 
 
 
 
 
 
 
     
  1. СУЩНОСТЬ  И ПРИРОДА СТРЕССА
 
     
    1. Причины и источники стресса

     Слово «стресс» пришло в русский язык из английского и в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие. Стресс – это вызванное каким–либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения. Учение о стрессе впервые появилось в связи с работами всемирно известного канадского физиолога Г.Селье (1907 – 1982 гг.). Он сформулировал универсальную концепцию стресса.

     По  своей сути стресс – это способ достижения устойчивости организма  в ответ на действие отрицательного фактора. Современные жизненные  ситуации приводят к резкому возрастанию  психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов.

     Первоначальное  понимание стресса относилось к  неспецифическому ответу организма  на действие любого фактора.  Дальнейшее изучение стресса последователями  Г.Селье было посвящено психологическим механизмам проявления стресса, а также их роли в развитии болезней, возникающих в результате эмоционального перенапряжения. В связи с появлением большого числа работ на эту тему в науку пришло новое понятие – «эмоциональный или психологический стресс» [12, c. 10].

     Что же такое стресс? Г. Селье дал ему  следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Проводя свои исследования, он случайно обнаружил явление, которое назвал синдромом общей адаптации (general adaptation syndrome – GAS), а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс» [12, c. 11].

     Классическая  модель синдрома общей адаптации  включает три стадии развития стресса (тревога, сопротивление, истощение) и отражает физиологически ориентированный подход к стрессу. Современные исследования стресса уделяют внимание также и другим аспектам стресса: психологическому (например, изменение настроения, отрицательные эмоции и чувство беспомощности) и поведенческому (например, непосредственная конфронтация с факторами стресса или попытка получить сведения о них). Все три аспекта важны для понимания стресса на рабочем месте и методов управления стрессом в современных организациях.

     Однако  стресс – это не просто нервное  напряжение. У человека самым распространенным стрессором, т.е. фактором, вызывающим стресс, является эмоциональный раздражитель.

     Причины стресса. Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессов могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально–экономические кризисы.

     Организационные факторы. Значительная часть провоцирующих  стресс факторов связана с выполнением  наших профессиональных обязанностей. Можно выделить следующие организационные факторы, способные вызвать стресс:

  • Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;
  • Конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);
  • Неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);
  • Неинтересная работа (обследование 2000 рабочих – мужчин 23–х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);
  • Плохие физические условия (шум, холод и пр.);
  • Неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;
  • Плохие каналы обмена информацией в организации и др.

     Другую  группу стрессогенных факторов можно  было бы назвать организационно–личностными, поскольку они выражают субъективно–тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности.

     Организационно–личностные факторы. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников:

  • Страх не справится с работой;
  • Страх допустить ошибку;
  • Страх быть обойденным другими;
  • Страх потерять работу;
  • Страх потерять собственное Я.

     Стрессогенами также являются неблагоприятный  морально – психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.

     Ко  всему этому «букету» стрессов организационно – производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон  его стрессоустойчивости.

     Таким образом, причины стрессов особого  секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействующие на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как–то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и пр. отдельный человек если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально [1, c. 95].

     Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:

  1. Факторы стресса вне организации;
  2. Групповые факторы стресса;
  3. Факторы стресса, связанные с организацией;

     Рассмотрим их подробнее.

     1. Факторы стресса  вне организации.

     Стресс  на работе нельзя ограничивать событиями  и условиями, имеющими место непосредственно  на рабочем месте. Любая организация  является открытой социальной системой, и на ее элементы – работников –  естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).

     Так, можно сказать, что неудовлетворительное финансовое положение может побуждать людей брать дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные  о том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может «передать» свой стресс жене.

     2. Групповые факторы  стресса.

     К групповым факторам стресса можно  отнести следующие:

     1) отсутствие групповой сплоченности – отсутствие возможности для работника чувствовать себя членом коллектива вследствие специфики рабочего места, из–за того, что руководитель не допускает или ограничивает эту возможность, или потому, что другие члены группы не принимают его в свои ряды, может явиться источником сильного стресса, особенно для работников с высоким стремлением к аффилиации;

     2) наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов – наличие серьезных противоречий или несовместимости отдельных характеристик личности работника, например, его личных целей, нужд, ценностей, с социально одобряемыми в группе, где он работает, а значит, вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором.

     3. Факторы стресса,  связанные с организацией.

     Причины связанного с работой стресса исследуются уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:

  • Неуверенность в завтрашнем дне – для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из–за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине;
  • Невозможность влиять на свою работу – как отмечают многие исследователи, то, в какой степени человек влияет на свою работу, может быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые люди не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников;
  • Характер выполняемой работы – сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников;
  • Ролевая двусмысленность и ролевой конфликт – оба эти условия в большинстве случаев воспринимаются как стрессоры. Здесь под ролевой двусмысленностью подразумевается неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом – различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе;
  • Специфическая организационная структура – например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей;
  • Стрессогенный стиль управления – частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных;
  • Давление рабочего графика – сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях.

Информация о работе Управление стрессами в организации