Управление стрессами в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:44, реферат

Описание работы

Цель данной работы научиться управлять стрессами, дабы научиться снижать неизбежный вред, который они приносят, выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.
Задачи работы:
Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс»;
Проанализировать причины и последствия стресса у работников;
Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса;
Изучить методы борьбы со стрессом.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………………….………3
1. Сущность и природа стресса…………………………….…………….………...………4
1.1. Причины и источники стресса…………...………………………….…..………....…..4
1.2. Виды и фазы стресса…………………...…………….………….……………………..9
2. Причины, методы управление стрессами и его последствия.. …………….....……...12
2.1. Причины и последствия стресса…………….….……………….……….………......12
2.2. Профилактика стрессов в производственных ситуациях……………….………….14
2.3. Методы борьбы со стрессом………………………………………………..………...17
Заключение……………………………………..…………………….…………..………...23
Библиографический список……………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на эти стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность (сензитивность) или стрессоустойчивость (толерантность) влияет ряд ситуативных и личностных переменных.

     Вышеупомянутые  факторы (внеорганизационные и групповые) в определенном смысле проявляются  на уровне индивидуума. На развитие стресса  оказывают воздействие как индивидуальные ситуационные факторы, так и характер и особенности личности.

     Например, для личности, неспособной расставить для себя четкие приоритеты, тяжелой  стрессовой ситуацией может стать  необходимость согласования ролей  работника и члена семьи (когда  фактор времени и соответствующие  требования на работе вступают в противоречие с требованиями, предъявляемыми семьей и наоборот) [1, c. 109].

     В качестве факторов, способствующих восприимчивости  к стрессу исследователи  называют также такие индивидуальные черты  характера, как авторитарность, жесткость, неуравновешенность, эмоциональность, возбудимость, психологическая устойчивость и потребность в достижениях и т.п. Однако наибольшее внимание было уделено характеру так называемого типа А.

     Изучением различных типов характера и  соответствующих поведенческих  моделей еще в 1950 г. занялись специалисты по сердечно–сосудистым заболеваниям с целью прогнозирования возможности сердечных приступов. В конце 1960–х гг. Фридман и Розенман начали изучение полярных типов характера А и В с точки зрения восприимчивости к стрессу. Они определили личность типа А как «сочетание действий и эмоций, которое можно наблюдать в каждом человеке, находящемся в состоянии постоянной и неутомимой борьбы, чтобы сделать все больше и больше в максимально короткие сроки и даже, в случае необходимости, вопреки усилиям других людей и обстоятельствам». Вначале, на основании проведенных исследований, посчитали, что тип А наиболее подвержен стрессу и одному из самых серьезных его последствий – сердечным приступам.

     Однако  некоторые современные исследования не подтверждают эти данные. Такие результаты могут быть обусловлены тем, что люди типа А, часто «конструируя» для себя стрессовые ситуации, в то же время обычно умеют дать выход своему стрессу и лучше с ним справляются, чем люди типа В. Имеется мнение, что восприимчивости к стрессу способствует не столько нетерпение, характерное для типа А, сколько гнев, враждебность и агрессивность.

     Другим  важным личностным свойством является индивидуальное восприятие контроля над  ситуацией. Хотя контроль над ситуацией  на рабочем месте часто задается организационно, нельзя игнорировать такие явления, как предрасположенность личности брать ответственность на себя и так называемый «синдром приобретенной беспомощности», основополагающее исследование которого было проведено Селигманом [9, c. 78].

     Важными факторами являются также:

  • Характер стрессора – один из наиболее важных ситуативных факторов, определяющих реакции людей; страх потерять работу, вероятно, является большим стрессором, чем, например, назначение в нежелательную смену. Но этот фактор не представляет собой какую–то исключительную угрозу, обусловливающую возникновение стресса; к стрессу может с таким же успехом привести и набор различных факторов. Небольшие повседневные неприятности, накладываясь друг на друга, могут привести к такому же результату, как и в случае какого–то одного серьезного события;
  • Комбинация наличных и отсутствующих стрессоров также важна при определении индивидуальных реакций. Плохие отношения с коллегами и другими людьми на работе, например, – потенциальный источник стресса, но в то же время не раз отмечалось и то, что хорошие отношения могут помочь в уменьшении негативных реакций на другие стрессоры;
  • Продолжительность воздействия стрессора – еще один ситуативный фактор, влияющий на индивидуальную чувствительность. Ежедневное отсутствие возможности влиять на требования, предъявляемые работой, скорее приведет к стрессу, чем временная перегруженность на работе, вызванная, к примеру, болезнью коллеги. Наконец, как указывают исследователи, важна и предсказуемость стрессора: непредсказуемые стрессоры скорее вызовут негативные реакции [1, c. 116].
 

     1.2. Виды и фазы  стресса

     Виды  стресса. В обыденной жизни выделяют два вида стресса: эустресс и дистресс. Эустресс предполагает возникновение желательного, т.е. положительного эффекта, а дистресс – отрицательного.

     Обычно  стресс связан с приятными и  неприятными  переживаниями. Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса.

     По  гипотезе всемирно известного канадского физиолога Г.Селье, отсутствие раздражителей (депривация), а также избыток раздражения в равной степени сопровождается возрастанием стресса. Отсутствие стресса, с точки зрения Г.Селье, означает смерть. Избежать его не представляется возможным.

     По  Селье, «чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие таковой цели – один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание».

     У Г.Селье было отмечено еще одно важное обстоятельство, касающееся стресса: один и тот же стресс может вызвать различные реакции у людей. Он назвал их «обусловленными факторами». Они могут быть внешними или внутренними. Под влиянием этих факторов нормально переносимая степень стресса может стать болезнетворной и болезни «адаптации».

     Один  и тот же раздражитель действует  на разных людей не одинаково в  зависимости от индивидуальности внешних и внутренних условий, определяющих реактивность каждого.

     Различные психологические проявления стресса  находят отражение в физиологических реакциях. Наличие прямой корреляции между физиологическими реакциями организма и психологическими характеристиками стресса позволяет использовать изменения физиологических реакций в качестве объективного показателя психологического (эмоционального) стресса [12, c. 18].

     Стресс  может возникнуть в результате определенного  социального воздействия. Средством защиты от стрессов в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений.  

     Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями  и др. Вместе с тем, действие стрессов может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.

     Фазы  стресса. Стресс характеризуется наличием трех фаз: тревоги, фазы сопротивляемости и фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной психикой в состоянии преодолеть фазу тревоги. Эмоционально неустойчивых людей охватывает сразу тревога, которая затем переходит в страх. Затем у таких людей наступает истощение, принимающее форму обреченности и отчаяния.

     Устойчивость к стрессовым факторам может обеспечиваться двумя путями: эмоциональной тренировкой и тщательным обучением с применением проигрывания сложных ситуаций и др.

     Психологические резервы людей кроются в его  психике и, прежде всего, в эмоциональной  сфере. Под эмоцией понимается переживание человеком своего личного отношения к действиям других людей и к самому себе.

     Человек живет в мире положительных и  отрицательных эмоций, зависящих  от жизненных ситуаций.

     В жизни эмоции создаются различные  формы эмоциональных состояний, различающихся между собой продолжительностью и интенсивностью. Ими являются настроения, страсти и аффекты. Настроение характеризуется достаточно собой интенсивностью, длительностью протекания, а также неясностью и «безотчетностью» переживаний.

     В отличие от настроения, страсть – более сильное, глубокое и длительное эмоциональное состояние. Страсть мобилизует человека на достижение поставленных им целей. Она может положительно сказываться на человеческой личности, но может также и разрушать личность.

     Аффект – это своеобразное эмоциональное состояние, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности его состояния в том, что аффект носит бурное внешнее проявление, характеризуется кратковременностью, поведение при этом носит безотчетный характер. Любые эмоции могут при определенных условиях доходит до аффекта. Отрицательные аффективные состояния обычно приводят к неблагоприятным последствиям для организма человека [12, c. 20].

     По  имеющимся научным данным, отрицательное  воздействие стресса в наше время уносит все больше человеческих жизней. Сейчас принято разделять стресс на эмоциональный и информационный. Информационный стресс связан с невозможностью справится с лавинообразным потоком информации.

     Стресс  может возникать не только в условиях действия одного сильного раздражителя, но при проявлении мелких постоянных отрицательных воздействий, вызывающих у человека состояния угрозы, тревоги, обиды, опасности.

     Действие  стресса сопровождается различными реакциями: от состояния повышенной активности до ухода в депрессию.

     В проявлении стресса имеют значения индивидуальности людей. Нет двух людей, у которых реакция на стресс были бы совершенно одинаковыми. Большинство  стрессов в жизни человека инициируется и воспроизводится им самим.

     Еще Г.Селье отмечал, что с вами случается, а то, как вы это воспринимаете. Это прямо относится к стрессу. Еще в древние времена философ Эпиктет говорил, что «людей расстраивают не события, а то, как они,  на них смотрят» В превращении большинства раздражителей в стрессоры определенную роль играют когнитивные и аффективные реакции, относящиеся к стимулам. Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция вообще не возникает [12, c. 22].         
 
 
 
 

     
  1. Причины, методы управление стрессами и его последствия
 

     2.1 Причины и последствия  стресса

     Большинство людей ежедневно сталкиваются с  влиянием большого количества разнообразных  неблагоприятных факторов, так называемых стрессоров. Если вы опоздали на работу, потеряли деньги или получили низкую оценку на экзамене – все это окажет большее или меньшее влияние на вас. Подобные события подтачивают силы человека и делают его более уязвимым.

     Факторы и условия, способные вызвать  стресс, подверглись многократному  изучению. Возникновение стресса может быть связано с условиями труда (температура воздуха, шум, вибрация, запахи и т.д.), а также с психологическими факторами, личными переживаниями (неясность целей, отсутствие перспектив, неуверенность в завтрашнем дне). Важными факторами стресса могут выступать плохие межличностные отношения с коллегами – острые и частые конфликты, отсутствие групповой сплоченности, чувство изолированности положение изгоя, отсутствие поддержки со стороны членов группы, особенно в сложных и проблемных ситуациях [5, c. 56].

     При всем многообразии факторов, способных  вызвать стресс, следует помнить, что ни действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек  относится к обстоятельствам, в  которых он оказался, то есть наличие  факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет.

     Во  многих исследованиях было показано, что зачастую мелкие, незначительные события вызывают больший стресс, чем серьезные происшествия. Объясняется  это тем, что к крупным событиям человек так или иначе готовится, поэтому переносит их легче, между тем мелкие, каждодневные раздражающие факторы истощают его и делают уязвимым.

     Работа  менеджера связана с действием  на него многочисленных стрессоров. Психологические  исследования выявили, что лидерская позиция вызывает у человека особое нервно– эмоциональное напряжение. Так, в экспериментах А. А. Герасимовича испытуемые решали совместную задачу. Одни из них был назначен «главным». При выполнении задания, состоящего из серии последовательных задач, обнаружилось, что у ведомых расслабление происходило в паузах между задачами, а у лидера – только по окончании всей работы, когда объявлен конечный результат совместной деятельности [3, c. 137].

     Следует учесть, что факторы стресса не ограничены только событиями, происходящими  на работе или в частой жизни человека, а определяются также общей ситуацией в стране, регионе, городе и поэтому прямо нам не подконтрольны. Несомненно, за последние годы граждане России пережили значительный стресс–изменение привычных ориентиров, принципов общественной жизни. Для многих людей перемены в образе жизни , работы, местожительства не прошли бесследно – рост заболеваемости и смертности от болезней, вызванных нервно – психическим перенапряжение, служит тому доказательством.

Информация о работе Управление стрессами в организации